Ровно 100 лет назад в Киеве завершились слушания самого громкого в России дела начала ХХ века - "Дела Бейлиса".
Пора подвести итоги, посмотреть в какой обстановке проходили слушания, проследить за дальнейшей судьбой главных участников процесса.
Начало:
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 1. 25 сентября 1913 г.
Итак, процесс закончен, вердикт присяжных провозглашен, приговор "не виновен" вынесен.
Теперь самое время проследить как развивались события перед процессом, во время его проведения и после вынесения приговора. Процесс был настолько громким, привлекшим внимание не только в России, но и в мире, что есть смысл сделать это, тем более, что и в нынешнее время ситуация с современными "громкими" процессами мало отличается от ситуации 1913 г.. Получается, что уроки этого процесса не прошли даром, а взяты на вооружение и широко применяются.
Нужно отметить, что первые месяцы после совершения убийства Андрея Ющинского в Киеве, расследование дела, хотя и привлекло внимание, но проходило достаточно буднично, шло расследование, строились всевозможные версии, допрашивались свидетели и подозреваемые. И только с арестом Бейлиса, как обвиняемого в ритуальном убийстве христианского мальчика, все закрутилось с неимоверной силой, поднялась самая настоящая буря, развернулась жесткая непримиримая борьба двух взглядов на произошедшее убийство.
В фондах Киевского губернского жандармского управления, было обнаружено письмо, отправленное из Берлина в адрес доктора Б. Быховского. Адресат, имя которого не установлено, рекомендует:
«сосредоточить усилия на том, чтобы побудить Короленко взять на себя защиту Бейлиса».
Сейчас это письмо хранится в Центральном государственном историческом архива Украины.
В. Г. Короленко
Нет сведений, были ли предприняты какие-либо усилия в этом направлении, но в 30 ноября 1911 г. в газете «Речь», а затем и в других газетах публикует обращение «К русскому обществу. По поводу кровавого навета на евреев» прозаика, публициста и общественного деятеля В. Г. Короленко, который и раньше неоднократно выступал против травли евреев.
В имя справедливости, во имя разума и человеколюбия мы поднимаем голос против новой вспышки фанатизма и темной неправды. Исстари идет вековечная борьба человечности, зовущей к свободе, равноправию и братству людей, с проповедью рабства, вражды и растления. И в наше время, как это бывало всегда, те самые люди, которые стоят за бесправие собственнаго народа, всего настойчивее будят в нем дух вероисповедной вражды и племенной ненависти, не уважая ни народнаго мнения, ни народных прав, готовые подавить их самыми суровыми мерами. Они льстят народным предрассудкам, раздувают суеверие и упорно зовут к насилию над иноплеменными соотечественниками...
По поводу еще не расследованного убийства в Киеве мальчика Ющинского в народ опять кинута лживая сказка об употреблении евреями христианской крови. Это — давно известный прием старого изуверства…
Далее в этом воззвании рассматривается история обвинений евреев в ритуальных убийствах в России и реакция высших кругов и общества на эти обвинения.
В перепечатке "Воззвания..." в "Русском слове" говорится:
Мы присоединяем свои голоса к голосу христианскаго писатели звучащему из глубины веков призывом к любви и разуму.
Бойтесь сеющих ложь, не верьте мрачной неправде, которая много раз уже обагрялась кровью убиваемых , а других покрывала грехом и позором!
Под этим воззванием первоначально было 85 подписей. В последующем к нему присоединились и другие голоса, в числе которых
М. Горький, Леонид Андреев, М. Ковалевский, Д. Мережковский, Зинаида Гиппиус, Вяч. Иванов, Александр Блок, А. Куприн, гр. Алексей Толстой, В. Немирович-Данченко, Янка Купала, А. Серафимович и еще более трехсот подписей.
В ответ на воззвание депутат Замысловский поместил 1 декабря в «Новом Времени» заметку, в которой обвинял автора воззвания в заведомой неправде:
"...насколько ошибочна, исторически неверна приведенная в воззвании ссылка на русских государей, и на римских пап. Столь же исторически неправильно указание, будто "темная и злая легенда" об употреблении евреями христианской крови "родилась" из обвинений, возводившихся языческими жрецами на первых христиан. Если бы это было так, то сия направленная против евреев "легенда" и возникла бы в первые же века после Рождества Христова, однако, обвинения жидов в ритуальных убийствах начались гораздо позже... это объясняется распространением среди евреев нового религиозного учения, фанатичного и мистического, нашедшего себе частичное выражение в Каббале, в Зогаре...
Профессор С.-Петербургской Духовной академии А. А. Бронзов в "Церковном Вестнике" № 50 за 1911 г. писал:
«Отцы и учителя Церкви вообще многому, очень многому, – повторяем, – относительно вас научили бы, г.г. защитники еврейства! Они разъяснили бы, что, если кто ненавидел христиан, то именно евреи, – что, если кто выдумывает всякаго рода клеветы на христиан, то именно евреи, – что, если кто и против кого возбуждал чернь, толпы народные…, то именно евреи против христиан, – что евреи всегда оставались неизменными… Да, – патрологи!.. Нечего сказать… Ссылками на древне-христианских отцов и учителей думали кое-кого сбить с толку, запутать, но… – увы! – не удалось… и не удастся, конечно!»
Анатоль Леруа Болье
Позже в "Речи" печатается письмо Анатоля Леруа Болье французского публициста, профессора истории:
"Я был глубоко поражен и, смею сказать, мне стало стыдно за Россию, когда увидел, что в прессе и даже на трибуне Государственной Думы могли серьезно заняться обсуждением легенды о ритуальном убийстве христианских детей евреями.
Это прежде всего показывает, как, еще сильны и слепы вместе с тем у нас, антисемитские страсти. Ведь и на Западе, по причинам религиозным и экономическим, имеются еще антисемиты, но редко кто мог бы осмелиться поддерживать подобные басни.
Но вот кучка лживых людей, снова выступает с наветом против старой еврейской веры и, как, рыбаки, ловящие рыбу в мутной воде, пропахнувшие отвратительной зловонной тиной, улавливают слабые умы в свои сети.
Своими нечестивыми помыслами и нечистыми руками клеветники касаются сосуда, который человечество в величайших мучениях и страданиях вынесло высоко над головами через длинный ряд веков, и, если то же обвинение в употреблении крови языческих детей предъявлялось на заре христианской эры христианам же, то это же были язычники, от которых драгоценный сосуд с сокрытой в нем истиной прятался далеко, чтобы они не прикасались к нему своими нечистыми руками. Они же, современные язычники, по истечении длинного ряда веков, когда сосуд на удивление и поклонение всему человечеству поставлен высоко на крепком старом пьедестале, хотят пинком ноги выбить пьедестал, чтобы разбился сосуд. Какая смелость!"
Протест поддерживают 150 представителей Франции. В марте 1912 года с аналогичным протестом выступает 206 представителей немецкой интеллигенции, позже 240 английских общественных деятелей также направляют свой протест.
Но самые жаркие схватки разгорелись в прессе и не только накануне и во время проведения процесса. Здесь уже никто не жалел "горячих" слов, обвинения сыпались со всех сторон. Особо рьяно выступала в защиту Бейлиса газета «Киевлянин».
Шульгин Василий Витальевич
27 сентября в передовице В.В.Шульгина ( того самого, который позже в 1917 г. Вместе с А.И. Гучковым принял манифест об отречении императора Николая II и о котором П. Н. Врангель сказал: "Шульгин такой человек. Вот, например, лежит кошка. Лежит себе спокойно. Так Шульгин непременно подойдет и станет ее дразнить”), выдвигается обвинение Г. Г. Чаплинскому, прокурору Киевской Судебной Палаты в том, что он:
Г. Г. Чаплинский, прокурор Киевской Судебной Палаты
«запугал своих подчинённых и задушил попытку осветить дело со всех сторон».
Этот номер "Киевлянина" был конфискован, а Шульгин получил три месяца заключения, хотя, будучи депутатом Думы, в нее так и не попал. был приговорён к трёхмесячному тюремному заключению за клевету, но не был арестован как депутат Думы. Через некоторое время Николай II, которого вскоре Шульгин будет сбрасывать с трона, приговор отменил.
Не остались в стороне и остальные печатные органы, за время процесса и в связи с ним за публикации газеты уплатили 34 штрафа на сумму 10 400 рублей, 30 изданий конфисковано, четырежды редакторы арестовывались, 2 газеты были закрыты еще до начала суда.
Биржевые ведомости в своем Утреннем выпуске №13821 сообщают:
НИКОЛАЕВ. Утром внезапно по распоряжению градоначальник в киосках и книжных магазинах полицией конфискована брошюра «Правда о деле Ющинского». До этого она свободно продавалась в течение месяца. Днем у разносчиков был отобран журнал «Жизнь и суд» с иллюстрациями к процессу Бейлиса.
В городе напряженное настроение в связи с ожидающимся завершением процесса.
За киевские газеты платят по рублю, цены на другие газеты ушестеряны.
Многочисленные призывы не вмешиваться в работу суда, не оказывать на него давление, только взбадривали стороны и взаимные обвинения газетчиков и политиков сыпались со всех сторон. Когда прокурор заметил, что процесс так нельзя проводить, тут же газеты обвинили его в зажиме гласности (да, да - этот термин ввели не наши "прорабы перестройки", пользовались им вовсю с давних пор).
Как только определяется состав присяжных, тут же посыпались обвинения в их адрес:
"Пять деревенских кафтанов, несколько шевелюр, подстриженных на лбу, на одно лицо, точно писец с картины Репина "Запорожцы". Несколько сюртуков, порой довольно мешковатых. Лица то серьезные и внимательные, то равнодушные... двое нередко "отсутствуют"... Особенно один сладко дремлет по получасу, сложив руки на животе и склонив голову...
Состав по сословиям - семь крестьян, три мещанина, два мелких чиновника. Два интеллигентных человека попали в запасные. Старшина - писец контрольной палаты.
Состав для университетского центра, несомненно, исключительный. По этому поводу в городе много разговоров, и "Киевлянин" уже обещал в сдержанном намеке какие-то разоблачения... Все замечают, что обычный состав присяжных изобиловал в гораздо большей степени именами интеллигентных людей.
Когда при мне в зале суда заговорили об этом деликатном предмете, один господин, по-видимому, довольно компетентный, ручаясь, что здесь нельзя видеть никакого злоупотребления, объяснил дело просто. В прежние годы, действительно, состав был гораздо интеллигентнее, потому что в гораздо большей степени к исполнению этой повинности привлекался город и меньше уезд. В нынешнем году нашли нужным несколько восстановить равновесие между городом и уездами. Таким образом, общий список оказался более серым. Вот и все.
Когда же это сделано? С января нынешнего года, то есть система изменена именно в год процесса Бейлиса. Говоривший слегка покраснел. Ему, по-видимому, это соображение не приходило в голову, и он понял, к каким неудобным заключениям может подавать повод."
"Старшина присяжных держится без достоинства не только по отношению к председателю. Что касается остального состава присяжных заседателей, то общее впечатление от него именно серое".
Когда присяжными выносится оправдательный вердикт Бейлису, тон высказываний резко меняется. Теперь присяжные - это само воплощение народного суда, суд народной совести. Вот что пишет газета "День":
"Да, оправданием Бейлиса, киевские крестьяне и мещане, бывшие в течение месяца предметом внимания всего мира, оправдали русский суд присяжных.
Немного осталось непоколебленнаго от эпохи великих реформ шестидесятых годов. Одно из немногаго—суд народной совести. Он урезан в объеме компетенции. Но в том, что отдается на разрешение пр. заседателей, в подавляющем большинстве случаев получает торжество истинное правосудие.
Суд присяжных уже давно стал предметом веры русскаго общественнаго сознания. И эта вера едва не рухнула. В деле Бейлиса присяжные были подвергнуты 6еспримерному искусу.
Сила суда присяжных— в его независимости. Гарантия независимости—в случайности образования состава. Присяжные—единственная коллегия, в которой нет индивидуальностей. В их совещательной комнате есть люди сильные и слабые, убежденные и колеблющиеся. Там происходят споры, там сталкиваются мнения. Но все, что там происходит, остается тайной. На свет выносится вердикт, -мнение коллегии, решение двенадцати людей,—сегодня приковывающих общее внимание завтра забытых. Нигде и никогда человек не может быть так свободен перед своей совестью, как в комнате присяжных заседателей".
"Дню" вторят "Русские Вести":
"12 русских людей, в большинстве представителей крестьянства, в руки которых в течение этого месяца была отдана наша национальная честь, не выдали ея и сумели охранить ее Социальный состав присяжных получает при этом значение. В который раз сделана была ставка на на «мужичков". Первый раз это было сделано при созыве первой думы, второй раз—теперь, в процессе Бейлиса. Оба раза «мужички" доставили жестокое разочарование тем, кто питал надежды на них".
Как видно, взгляды изменились совершенно в противоположную сторону.
Обращает на это внимание своих читателей и газета "Утро":
"Бейлис оправдан и его "газетные защитники" уже не упоминают о тех некрасивых подозрениях, которые еще на днях высказывались по адресу присяжных заседателей. Вчера это были еще серые люди, которым не под силу разобраться в деталях сложного "мирового процесса", сегодня - герои, народные мудрецы, разорвавшие хитро сплетенную паутину "националистической интриги". Вот какой, с Божьей помощью, поворот".
Еще по теме:
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 1. 25 сентября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 2. 26 сентября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 3. 27 сентября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 4. 28-29 сентября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 5. 30 сентября-1 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 6. 2 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 7. 2-3 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 8. 4 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 9. 5-6 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 10. 7 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 11. 8 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 12. 9 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 13. 10 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 14. 11 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 15. 12 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 16. 13 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 17. 14 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 18. 15 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 19. 16 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 20. 17 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 21. 18 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 22. 19 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 23. 20 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 24. 21 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 25. 22 октября 1913 г.
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 26. 23 октября 1913 г. Прения сторон-1
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 27. 23 октября 1913 г. Прения сторон-2
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 28. 23 октября 1913 г. Прения сторон-3
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 29. 24 октября 1913 г. Прения сторон-4
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 30. 24-25 октября 1913 г. Прения сторон-5
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 31. 25 октября 1913 г. Прения сторон-6
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 32. 26 октября 1913 г. Прения сторон-7
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 33. 27 октября 1913 г. Прения сторон-8
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 34. 28 октября 1913 г. Приговор
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 35. Послесловие - 1
Дело Бейлиса. Хроника судебного разбирательства. Часть 36. Послесловие - 2
|