Продолжение. Начало
20 апреля 1928 г. открывается 6 съезд союза горнорабочих. Накануне в газете Труд опубликована заметка председателя ЦК Союза горнорабочих Шварца Исаака Израилевича (хотя под заметкой стоит его партийный псевдоним — Семён):
ПОД ЗНАКОМ САМОКРИТИКИ
(К VI с’езду горнорабочих СССР)
VI съезд горнорабочих открывается в обстановке широкого развертывания и значительного роста горной промышленности, на основе усиливающейся механизации производства. И это, несмотря на то, что агенты мировой буржуазии пытались создать на одном из важнейших участков угольной промышленности базу для экономической интервенции и в течение ряда лет наносили большой урон горному хозяйству.
Шахтинское дело с особой наглядностью показало важность выдвижения новых кадров хозяйственников, тесно связанных с рабочей массой, и необходимость подготовки из среды рабочего класса специалистов, беззаветно преданных делу, социалистческого строительства. С’езд детально обсудит вопрос о руководстве органами ИТС, о большем вовлечении в дело хозяйственного строительства честных, преданных специалистов, о мерах борьбы с «кастовой замкнутостью» членов ИТС и повышении ответственности инженерно-технического персонала за порученное ему работу.
VI с’езд пройдет под знаком широкой и смелой самокритики, беспощадно вскрывающей недостатки и ошибки в нашей работе, и наметит конкретные пути к их изжитию. С'езд всесторонне обсудит уроки шахтинского дела и укажет практические мероприятия для наиболее полного и успешного проведения в жизнь резолюции апрельского пленума ЦК нашей партии. Это даст возможность широкого вовлечения рабочих масс в производственную жизнь и обеспечит дальнейший рост и укрепление нашего союза, упрочение его связи с рабочей массой и успешное движение вперед всех наших организаций по пути строительства социализма.
СЕМЕН ШВАРЦ.
III ВСЕСОЮЗНЫЙ СЪЕЗД ГОРНОРАБОЧИХ СССР
ОТКРЫТИЕ С'ЕЗДА.
— Мы бедны,—говорит, открывая с'езд, тов. Шварц,—не только техникой, но и техническими знаниями. Мы должны учиться не только управлять, но и просто знать свое хозяйство.
Мы слепо доверяли специалистам. Думали, что достаточно иметь специалиста, заплатить ему хорошо,—и вопрос исчерпан. Это неправильно, так подходить к делу нельзя.
Шахтинское дело показывает, что мы забыли, что на хозяйственном фронте нужно быть начеку так же, как и на военном фронте.
За шахтинское дело ответственность ложится в первую голову на хозяйственников и во вторую—на профработников. Для того, чтобы не было больше шахтинских дел, надо создать лучшие условия для работы низового актива, для критики недочетов, для самой деятельности широких рабочих масс.
С'езд единогласно избрал президиум в составе 47 человек, куда вошли т.т. Догадов, Лозовский, Шварц, Акулов, Смирнов, Погребняк и др.
В почетный президиум с'езда единогласно избраны: т.т. Сталин, Рыков, Томский, Бухарин, Калинин, Ворошилов, Молотов, Рудзутак, Куйбышев, Орджоникидзе и Крупская.
С приветствием с’езду выступил тов. Рыков, остановившийся в своем приветственном слове на задачах с'езда в связи с шахтинским делом, а также на вопросах выдвижения рабочих и самокритики.
По окончании речи, делегаты стон приветствуют тов. Рыкова.
Речь тов. Рыкова на открытии съезда
От имени центрального комитета ВКП(б) и правительства СССР с'езд приветствует т. А. И. Рыков, который начинает свою речь с указания на огромную роль горнорабочих на разных этапах нашей революции.
Остановившись на характеристике существа шахтинского дела и конкретных недостатков профсоюзной, партийной и хозяйственной работы, тов. Рыков указывает что все-таки, несмотря на недочеты массовой работы, только при помощи рабочего класса нам удалось вскрыть вредительскую работу в Щахтинском районе. Уже этот факт говорит о том, что, если бы массовая работа была поставлена на должную высоту, мы не имели бы такого положения, при котором на протяжении 5—6 лет могла действовать контрреволюционная, вредительская организация в рабочем центре. А, между тем, там не только не было массовой работы, но живая мысль рабочего зачастую убивалась тем, что если кто-нибудь из рабочих позволял себе несколько критиковать администрацию или даже выборный профсоюзный орган, его переводили на другую работу.
-
У нас, в нашем рабочем государстве, — говорит тов. Рыков, — такое положение нетерпимо. Критика вовсе не должна приводить к тому, чтобы тех лиц, которые критикуют, или тех лиц, которых критикуют, немедленно снимали с работы. Деловая критика должна, в первую очередь, исправлять работу, помогать ей, находиться под постоянным контролем широких масс, должна подвергаться их критике. (Аплодисменты).
-
Если мы не будем по-деловому критиковать, а хвалить друг друга, и, в особенности, говорить то, что «нравится начальству», то в результате получится топтание на одном месте. Участие масс в управлении государством и хозяйством, улучшение и продвижение вперед во всей нашей работе предполагает взаимную, сверху донизу, деловую критику.
-
— Построить новое общество. — продолжает тов. Рыков, — без роста организованности рабочего класса, укрепления и оживления его массовых организаций (профсоюзов, в первую голову), без увеличения их удельного веса, влияния в хозяйстве, в стране, в политике — дело невозможное. Бюрократическим, аппаратным путем нового общества не построить. Без широкой пролетарской демократии, без привлечения широчайших рабочих масс с этой задачей справиться нельзя.
Отсутствие критики вышестоящих организаций, при наличии системы чрезвычайной централизации управления хозяйством, особенно характерно для Донбасса. Это обстоятельство позволило сравнительно небольшой группе контрреволюционеров вести в рабочем районе вредительскую работу весьма продолжительное время.
Свое приветственное слово тов. Рыков заканчивает пожеланием, чтобы союз горнорабочих вышел из создавшегося положения таким же победителем, каким он вышел из борьбы с царизмом, гражданской войны, с белогвардейщиной и хозяйственной разрухой. (Аплодисменты).
Во время работы съезда "Труд" публикует статью, разоблачающую происки французских реформистов, которые в своей газете "Ле Пепль" поместили статью, в которой сделаны неверные выводы в связи с одним из выступлений Шварца по поводу шахтинских событиями:
Чье заблуждение?
«Их большое заблуждение». — так озаглавлена в органе реформистской конфедерации, газете «Ле Пепль», статья, посвященная событиям в Шахтинском районе. Эта проповедующая сотрудничество труда и капитала газета с торжеством цитирует помещенную в свое время в «Труде» беседу с тов. Шварцем после его возвращения из поездки в Донбасс. Но мнению «Ле Пепль», «факты, которые констатирует в этой беседе председатель русского союза горняков, свидетельствуют о том, что советские руководители, несмотря на все свои усилии, не в состоянии улучшить условии существования рабочих. Их ошибкой является стремление скрыть трудности, которые они встретили при выполнении своей программы, и представить страну, которой они управляют, чем-то вроде земного рая».
Мы нарочно привели эту цитату, чтобы доставить несколько веселых минут делегатам заседающего сейчас с'езда нашего союза горняков. На этом с'езде, который проходит исключительно под знаком критики проделанной работы, где все ораторы, начиная с выступившего с приветствием председателя Совнаркома и кончая любым представителем с мест, говорят только о слабых местах нашей союзной и хозяйственной работы, утверждение «Ле Пепль», что советские руководители хотят скрыть трудности, встречающиеся на пути осуществления их программ, может быть встречено только смехом. Советские руководители—не боги, а люди, и у каждого из них можно найти отдельные промахи и ошибки, но в чем нельзя упрекнуть ни одного из них, так именно в стремлении замазать трудности социалистического строительства и представить достигнутый этап этого строительства, как создание рая на земле. Лозунг Ленина о вреде комчванства явно уже стал руководящей идеей каждого нашего работника, а если у кое-кого это комчванство и проявляется, то рабочие ИТР, в конце-концов, достаточно выросли за время pевoлюции, чтобы поставить этих любителей казенного благополучия на подобающее место. В некоторых случаях, например, при излишней централизацмм хозяйственного аппарата (как это имело место с Донуглем), эта пролетарская критика не сразу может дать реальные результаты, но задача и правительства, и профсоюзов, и хозяйственных органов, как раз и направлена к тому, чтобы предупредить возможность повторения этих явлений.
Насчет трудностей, лежащих на пути нашего строительства, мы не за6луждаемя. Заблуждаются французские реформисты и их собратья в других странах, когда думают, что трудности эти такого порядка, что нам не удастся улучшить положения рабочих, как это утверждает «Ле Пепль». Рая на земле мы пока не создали, но положение рабочих, усилиями пролетарской власти, профсоюзных и партийных организаций, уже сейчас неизмеримо лучше, чем в эпоху царизма. Да, в некоторых (подчеркиваем, только в некоторых) районах Донбасса плохи рабочие поселки, не налажено народное питание, недостаточна охрана труда. Но нечего по этому поводу высмеивать иностранных рабочих делегатов, которые, по утверждению «Ле Пепль», просмотрели то, что видел тов. Шварц.
Делегаты вернулись на родину, полные энтузиазма по поводу достижений советского пролетариата. И они были правы. Из разговоров с рабочими СССР они убедились, что русский шахтер работает сейчас под землей не 10 часов, как раньше, а б часов, что охрана труда, хотя кое-где и хромает, но не может быть поставлена ни в какое сравнение с довоенным временем, что рабочий имеет сейчас свои дворцы труда и заботы всех органов власти. Делегаты иностранных рабочих убедились в том, что русский рабочий стал в результате Октябрьской революции не только человеком — при царизме он был только бесправным объектом капиталистической эксплоатации, — но и хозяином своей судьбы.
Тот факт, что тов. Шварц, как и все другие руководящие участники нашего социалистического строительства, безбоязненно подчеркивает все наши слабые места, говорит лишь о том, что мы все твердо знаем, что стоящие перед нами трудности не только могут быть, но и будут преодолены. Мы знаем это потому, что значительную часть этих трудностей мы уже преодолели. Преодолели именно потому, что вся власть в Советском Союзе принадлежит рабочему классу, этo поняли псе посетившие нас иностранные рабочие делегации и именно этого не «могут — или, вернее, не хотят — понять реформистские вожди, связавший свою судьбу с сохранением капиталистического строя.
Реформисты просто не понимают, что не только т.Шварц, но и "все руководящие участники социалистического строительства безбоязненно подчеркивают все наши слабые места" только потому, что есть абсолютная уверенность в том, что "стоящие перед нами трудности не только могут быть, но и будут преодолены. Мы знаем это потому, что значительную часть этих трудностей мы уже преодолели. Преодолели именно потому, что вся власть в Советском Союзе принадлежит рабочему классу".
Тем временем съезд продолжил свою работу.
ОТЧЕТ ЦК
Доклад тов. Кошкарева
Секретарь ЦК тов. Кошкарев построил свою речь на проверке выполнения решений последнего с'езда горняков и определения очередных задач, стоящих перед горняками.
— Мы добились, — говорит он, — выполнения основной директивы с'езда — повышения заработной платы. В этом году горняки получили прибавку заработной платы в 7 1/4 млн. рублей. Мы подтянули наряду с общим увеличением зарплаты по углю и руде зарплату нефтяников, у которых и 1927 г. зарплата была несколько ниже, чем в Донбассе. Подтянули оплату низкооплачиваемых групп рабочих. Вместо прежнего соотношения реальной зарплаты между двумя крайними группами рабочих — 1:7, мы сейчас имеем соотношение 1:3, т.-е. приблизительно то, которое было в довоенное время. Зарплата горняков сейчас несколько выше средней по нашему союзу зарплаты промышленных рабочих.
Директива с'езда по охране труда проведена недостаточно. Мы имеем сильный рост несчастных случаев. В 1924 г. на 1.000 годовых рабочих по горной промышленности было 115 несчастных случаев, в 1925 г. — 131, в 1926 г. — 180 и в 1927 г., по еще не вполне оконченным данным, примерно, 222 случая. Это—грозные цифры. Основная причина такого увеличения об'ясняется тем, что работа по охране труда не заняла еще у нас надлежащего места. В 1927 г. на охрану труда было ассигновало 8 1/2 млн. руб., а в этом году — 10 1/4 млн. руб. Но это увеличение ассигнований не должно ослаблять нашего внимания к тому, как эти средства расходуются. Известно, что в донугле было израсходовано только 46 проц. ассигнований на охрану труда. Пленум ЦК дал директиву тянуть виновных в неиспользовании ассигнований к суду. По пока нет ни одного случая привлечения хозяйственников к ответу. В работе по усилению безопасности нужен резкий поворот.
Далее тов. Кошкаров остановился на вопросах жилищного строительства, обслуживания культурных и бытовых нужд рабочих и необходимости углубления массовой работы.
ЗАКРЫТИЕ VI ВСЕСОЮЗНОГО С'ЕЗДА ГОРНОРАБОЧИХ
В НОВОМ ЦК — 25 ПРОЦ. РАБОЧИХ С ПРОИЗВОДСТВА.
Вчера на заключительном пленарном заседании с’ездом единогласно была принята резолюция по отчету ЦК, признающая работу и политическую линию ЦК правильной и дающая ряд указаний о необходимости расширения прав шахткомов, усиления союзной работы на концессионных предприятиях и т. д. После обсуждения и принятия резолюций по всем отчетам и докладам с'езд приступил к выборам ЦК.
В составе нового ЦК—25 проц. рабочих непосредственно с производства.
— Можно было опасаться, — сказал, закрывая с'езд, тов. Шварц, — что мы, собравшись непосредственно после шахтинских событий, перегнем палку, займемся самобичеванием, или самооправдыванием. Этого не случилось,—-мы серьезно, по-деловому, подошли ко всем жгучим вопросам нашей работы и провели с’езд под знаком жесткой критики и самокритики.
Мы безоговорочно приняли все указания партии, данные в связи с шахтинским делом, и будем впредь в своей работе помнить о необходимости здорового недоверия.
|