ГРИГОРИЙ РАСПУТИН
(Следственный материал по делу о влиянии Распутина)
Передо мной лежит доклад о влиянии темных личностей при дворе Императора Николая II, написанный товарищем прокурора Екатеринославского Окружного суда Рудневым, которому верховная следственная комиссия, учрежденная Временным Правительством, поручила вести следствие по делу о Распутине.
Надо сказать. что влияние Распутина ни в какой сфере не было столь пагубным и глубоким, как в сфере церковной, а потому, казалось бы, следователю по делу о Распутине необходимо было обратиться ко мне, как к обер-прокурору Святейшего Синода при Временном Правительстве, у которого в ведомстве под замком в архиве хранилось следственное дело преосвященного Антония, епископа Тобольского, о Распутине и как у главы ведомства имелись собранные мной точные доказательства глубокого влияния Распутина на все отрасли синодального управления и не только синодального.
Однако г. Руднев ни разу ко мне даже и не заглянул и, судя по его докладу, оставив в стороне многих важных свидетелей, ограничился только распросом одних обвиняемых и рассмотрением найденных у них во время обыска документов, а потому немудрено, что следствие г. Руднева страдает неполнотой. Кто из важных административных лиц, имевших отношение к Распутину, стал бы оставлять следы своих отношений? Но на основании неполно собранных им материалов г. Руднев счел возможным выводить свои неточные по делу заключения.
Имевшийся у меня, как у обер-прокурора Святейшего Синода, материал о Распутине я не считал возможным опубликовать во времена Временного Правительства не желая бросить лишний камень в судьбу развенчанного императора, жизнь которого висела на волоске. Но теперь я считаю своих долгом исправить и пополнить следственный материал, собранный Рудневым, чтобы суждения о влиянии Распутина не страдали неясностью и не полностью.
Некоторые фактические данные о влиянии Распутина в докладе г-на Руднева установлены с несомненностью: это, во-первых, признание со стороны императора и императрицы в лице Распутина новоявленного пророка и религиозного ему поклонения и во-вторых, со стороны Распутина использование этого религиозного ему поклонения царя и царицы с целью пристраивания ко всевозможным местам покровительствуемых им лиц, при чем пристраиваемые лица платили за это Распутину денежными воспособлениями. Билетики со своими рекомендациями Распутин пересылал тем из министров, которые считались с влиянием Распутина при дворе и потому исполняли его просьбы.
О политическом влиянии Распутина доклад г-на Руднева не считает возможным утверждать за неимением данных; я добавлю потому, что следствие было не полное. Конечно, лично Распутин будучи совершенно безграмотным человеком, никаких политических тенденций проводить не мог, но это не значит, что им не пользовались другие лица для проведения своих политических тенденций.
Я положительно утверждаю, как достоверный факт, что автономный устав духовных академий был провален через посредство Распутина. Инспектор Петроградской Духовной Академии архимандрит Феофан и двое преосвященных Серафим Чичагов и Гермоген Саратовский внушили Распутину доложить царю о необходимости отмены автономии академий и убежденный Распутиным царь приказал обер-прокурору Святейшего Синода Извольскому последнее исполнить. Извольский отказался и подал в отставку.
Если церковный Собор не собирался - то потому, что Распутин уверил царя, что он должен быть единственным хозяином в церкви. Если император Николай II решился взять на себя верховное главнокомандование, то потому, что Распутин убедил его в этом. Г-н Руднев думает, что отношение к Распутину тех беспринципных министров, которые исполняли просьбы Распутина, ограничивались только внешней стороной, а именно нежеланием с их стороны ссориться с человеком, близким к царю и царице.
Но это не так. Все эти министры видались с Распутиным на секретных свиданиях: Горемыкин у баронессы Икскуль, Штюрмер у Питирима, митрополита петроградского, Хвостов и Белецкий у князя Андронникова. Для чего они видались с Распутиным, устраивали с ним конфиденциальные совещания, беседовали с ним? Конечно для того, чтобы внушая Распутину свои политические виды, проводить через него свою политику при царе и вместе с тем, чтобы находить в Распутине постоянную себе поддержку восхвалениями царю их способности к управлению. Только благодаря поддержке Распутина Горгемыкин, в качестве председателя Совета Министров, в критическую для России минуту в августе 1915 года одержал верх над Советом Министров.
Я в качестве обер-прокурора Святейшего Синода поручил следователю по важнейшим делам Александрову произвести дознание, что за ночные собрания происходили в покоях митрополита петроградского Питирима; следователь мне сделал доклад, что глубокой ночью весьма часто у Питирима сходились на свидание председатель Совета Министров Штюрмер — с одной стороны и Распутин с Вырубовой — с другой.
Для чего устраивал Штюрмер эти тайные свидания с Распутиным? Я имею основание предполагать, что это делалось для того, чтобы внушить Распутину необходимость заключения сепаратного мира с Германией. Отчего же следователь Руднев не произвел дознания о характере таковых свиданий?
Доклад Руднева совершенно оставляет в стороне влияние Распутина на замещение угодными ему лицами министерских постов. Однако, я положительно знаю, что назначение Хвостова и Белецкого было решено Распутиным за совместным с ним завтраком у князя Андроникова, при чем Хвостов и Белецкий, не знавшие друг друга, впервые здесь познакомились, и Распутиным было указано Хвостову взять себе в товарищи Белецкого.
Николай II не любил Саблера и не доверял ему, и тем не менее Саблер был назначен обер-прокурором Святейшего Синода после того, как имел свидание с Распутиным в квартире у Даманского, директора Хозяйственного управления при Святейшем Синоде.
Член Государственной Думы. А. Н. Хвостов, впоследствии министр Внутренних Дел, приехавши в Петроград, рассказывал в Таврическом Дворце, что в бытность его нижегородским губернатором в 1914 году, после убийства Столыпина, к нему в Нижний Новгород приезжал Распутин, который предложил ему назначение в министры Внутренних Дел с тем, чтобы в председатели Совета Министров Хвостов обязался провести графа Витте. Хвостов от этого обязательства отказался, и Распутин вернулся в Киев, объявив своим друзьям, что Хвостов еще в министры не годится, "молод".
В своих мемуарах граф Витте подтверждает этот факт, говоря, что ему, находившемуся тогда в Биарицце, известный авантюрист из журналистов некий Сазонов, получивший через Распутина казенную субсидию на свою газету, прислал письмо, в котором намекал Витте на возможность назначения его в председатели Совета Министров через Распутина, и что для того Сазонов совместно с Распутиным едут в Нижний к Хвостову предложить последнему быть министром Внутренних Дел. Через свидетельство графа Витте факт этот становится вполне достоверным.
Все вышесказанное не есть ли политическое влияние?
Роль князя Андронникова в докладе Руднева сводится к простому шантажированию административных лиц маленьким, ничего не значащим человечком. Это не совсем так. Не даром князь Андронников на допросе, по словам Руднева, записал имя Руднева себе для поминовения и признал его ангелом.
Мне известно, что в деле епископа Варнавы, который укрывался в квартире князя Андроникова от разыскивавшего его всюду по Петрограду обер-прокурора Самарина, князь Андронников от имени епископа Варнавы писал лично императрице Александре Феодоровне, прося е защиты для епископа от сутда Святейшего Синода.
Характер Распутина Рудневым намечен довольнл верно. Это религиозный изувер, заграждающий своим нездоровым мистицизмом всех поддающихся его влиянию лиц и вместе с тем окруженный всевозможными пройдохами стремившимися через него в мутной воде рыбу ловить.
Но Руднев не замечает в Распутине хлыстовства. Его совместные с женщинами омовения в бане он сводит к какому-то «сибирскому обычаю». Во-первых, это попросту разврат. Но так как в этот разврат Распутиным вовлекались, вопреки их воле, женщины не развратные, внушениями Распутина о спасительности для их душ общения с ним — то таковая сексуальная психология Распутина есть, по существу, психология несомненно хлыстовская, хотя к секте хлыстов Распутин и не принадлежал.
Итак, я заключаю, что следственный материал по делу Распутина в докладе Руднева является весьма неполным и потому не может служить к окончательному составлению представления о характере влияния Распутина на управление Россией.
В этих мемуарах, которые вскоре выйдут из печати, я вскрываю перед читателем картину распутинского режима, приведшего Россию к катастрофе. Не перед кем и не для чего замазывать глаза на пережитую Россией ужасную правду.
Владимир Львов.
Последние новости : Ежедневная газета 1921, №330, 17 мая
Еще по теме:
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 1
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 2
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 3
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 4
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 5
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 6
Убийство Григория Распутина. Часть 1
Убийство Григория Распутина. Часть 2
Убийство Григория Распутина. Часть 3
Убийство Григория Распутина. Часть 4 (Из жизни Распутина)
Убийство Григория Распутина. Часть 5
Распутин и царский дом
Следственный материал по делу о влиянии Распутина
|