До сих пор личность Григория Распутина, "старца", оставившего свой след в российской истории, вызывает большой интерес. Оценки его роли в истории России самые противоречивые. Такими они были и во времена его жизни и деятельности. Известна его тесная связь с царской семьей, о встрече с Распутиным Николай II впервые упоминает записью в своем дневнике от 1 ноября 1905
Первые упоминания о Григории Распутине в прессе датируются 1910 годом, когда в газетах появились критические статьи о нем. Эти материалы можно найти здесь.
Сегодня начинаю публикацию серии материалов из газет 100-летней давности - за 1914 год.
Григорий Распутин, саратовский епископ Гермоген (Долганев) и иеромонах Илиодор (Труфанов)
Илиодор и „Гриша“.
А. Амфитеатров приводит в «Киевской Мысли» любопытный человеческий документ, попавшийся ему в руки. Это— письмо Илиодора к одной особе, посланное еще в 1913 году и представляющее собою исповедь бывшего иеромонаха об отношениях его к «Грише». О каком Грише идет речь—ясно из дальнейшего текста, несколько сокращенного Амфитеатровым в виду беспримерного цинизма героя «исповеди». Вот этот текст:
«ГРИША».
В начале 1904 года в академии заговорили, что в Сибири есть пророк. Звать его—Григорий Ефимович. Он скоро приедет. Особенно ждали его о. Феофан и епископ Сергий. В мае он прибыл. Остановился у о. Феофана. В первый раз я Гришу встретил в коридоре академии. Он сказал мне:
— Ты круто (хорошо) молишься.
Тогда мне Гриша не понравился. Он был некрасивым, грязным мужичком. Я инстинктивно почувствовал к нему отвращение. С того времени я его не видел. Слышал только, что он с о. Феофаном бывает у знатных господ. Я на это не обращал внимания и вообще этими вещами очень мало интересовался.
Через два года я служил на Волыни. Однажды архимандрит Антоний говорил про Гришу, что в Казани его захватили с женщиной. Этому сообщению я не придал значения, ибо мало интересовался личностью Гриши. В марте месяце 1909 года меня погнали из Царицына в Минск, запретили священнослужение.
В субботу на Страстной я приехал к о. Феофану. Здесь встретил Гришу. Он уже был чище, одет был в шелк и дорогое сукно. Когда еп. Феофан, мой духовный отец, отказался за меня ходатайствовать, я попросил Гришу. Он охотно согласился, и через день мне по телефону сказали, что я буду в Царицыне. Говорила г-жа В. В этот раз я познакомился и с Л- ой. Гриша показался мне странным, хитрейшим, скрытным человеком, а Л.—глубоко верующей женщиной. В. я почитал красивым куском мяса, но почувствовал, что среди этого куска сидит здоровый человек себе на уме. Я уехал в Саратов, а потом, когда указ из синода пришел,—в Царицын. В начале ноября этого же 1909 года в Царицын приехал владыка Гермоген, а с ним Гриша. Гриша везде на лошадях по городу ездил с владыкой. Народ начал говорить, что владыка ездит с жуликом. Я начал внушать народу, что Гриша—великий человек, он—благодетель наш. Народ мне верил. Владыка уехал в Саратов. Гриша остался и заставил меня ездить вместе с ним по моим почитателям. Везде принимали Гришу, как ангела Божия. Кланялись ему в ноги. Целовали руки и простые люди, и образованные. Гриша охотно в каждом доме целовал молодых, красивых женщин и девушек, а старых от себя отталкивал. На это никто не обращал внимания. Гриша у меня исповедывался. Грехов не говорил, хотя я спрашивал, а только сказал:
— Что я буду делать, когда меня шугнут?
Эта фраза и некоторые другие дали мне понять, что против него собирается кампания. Он мучился, но мне прямо ничего не говорил. В этот приезд в Царицын он с одной монахиней царицынского Дутова монастыря, девицею, радел четыре часа. Об этом я узнал через три—четыре месяца. В конце ноября я с ним поехал в с. Покровское на его родину. Ехали в первом классе. За всю дорогу он меня ничем не удивил, хотя и со всею тщательностью хотел увидеть в нем что-либо чудесное, выдающееся. Говорил все более о женщинах. Мне сказал:
— Ты счастливый, с тобою любая свяжется из тех, которые за тобою бегают.
Я от этих слов очень смутился и усомнился в праведности Гриши.
Дорогой он мне говорил о всевозможных знатных господах, уверял, будто они считают его Христом, кланяются ему в ноги, на колени пред ним становятся, руки целуют...
Слушая все это, я пред Гришей багровел. Приехали в Покровское. Я начал проверять жизнь Гриши. Гриша живет богато. Имеет прекрасный дом. В доме дорогие ковры, иконы, портреты и разные вещи— подарки. Гриша роскошно одевается. Мужики считают его за ничто, священники ругают и меня после называли мошенником за то, что с ним связался. Архиерей тобольский (Антоний, ныне тверской) был против него. Все считали его жуликом, хлыстом, большим распутником и дураком. Я недоумевал, соблазнялся, но разочароваться не хотел... Мне больно стало. В доме у него жили две подозрительные девки. Уж после я понял, что Гриша хотел сделать меня хлыстом, связать меня хотел... Гриша в то время мне много рассказывал про то, как он радел... Я слушал, соблазнялся и думал:
— Вот так святой!
Гриша спрашивал меня:
— Ну, что, как? Соблазняешься?
— Да,—отвечал я,—считаю эти поступки в высшей степей странными. Я никогда этого допустить не могу.
Гриша от этого смущался и на время уходил в себя, задумывался, умолкал.. В это время он просил денег у двух знатных дам. Но они отказали. Гриша говорил, что потому отказали, что он одной из них он отбил (?) доктора В. Гриша показал мне целый узел писем к нему разных знатных дам. Я попросил у него образчики. Гриша дал. Эти письма сейчас у меня хранятся в Царицыне.
Уехал от Гриши я и думал:
— Он не святой. Он злой, самолюбивый, своекорыстный, любил хорошо одеваться. Богу не молился, с женщинами свободно обретается и безбожничает. Привозил меня к себе для того, чтобы его соседи на него лучше смотрели, раз он с порядочными людьми знается. Для этой цели он затягивал к себе и еп. Феофана и дам из высшего общества.
Я уехал от Гриши, весьма поколебленный в его достоинствах.
В январе 1910 года его начали в газетах травить. Писали на него весьма срамные вещи. Еп. Феофан через о. Вениамина просил меня бросить Гришу, но я его защищал. Газетам не верил, ибо Гриша мне писал, что на него еп. Феофан и о. Вениамин клевещут по зависти, что он ближе стоит к аристократическому обществу, чем они... Я верил Грише и распинался за него. Мне за это доставалось от Столыпина. Вскоре я узнал про радение Гриши с монахиней. Я почувствовал к Грише отвращение, перестал защищать его, но не отталкивал его от себя, ибо боялся, так как он был в силе, и к тому времени и Феофан уже пострадал через Гришу. Гриша очень злился на Феофана, писал ему и говорил всегда:
— Я ему покажу...
Я же думал:
— Разве святому можно так злобиться?
Когда шум газетный утих, в мае 1910 года я приехал в Питер. Приехал и Гриша. В доме Т. я видел следующее: Гриша разговаривал с В., все время бесстыдно ласкал ее, потом В. поклонилась ему до земли, много раз поцеловалась с ним, поцеловала его руки и ушла.
Гриша сказал мне:
— Видел?
— Видел.
— Ну, вот так и всюду ко мне относятся, да еще похлеще и кланяются, и руки целуют.
В марте 1911 года Гриша уехал на Афон, или в Иерусалим, отмаливать свои какие-то тяжкие грехи. Около этого времени меня погнали в Новосиль. Потом я остался в Царицыне. Здесь Гриша мне нисколько не помог, хотя Л—а и другие последовательницы Гриши старались доказать, что он обо мне хлопочет. Вообще ученицы Гриши старались поддерживать авторитет его. В июле 1911 года Гриша приехал в Царицын. Народ за ним уже не 6егал, все от него отшатнулись. Карточку его отрезали от меня и владыки. Гриша огорчился и на меня обиделся. Гриша выхлопотал себе денег на саровское паломничество, он заставил меня торжественно проводить его с народом из Царицына и поднести ему дорогой подарок и цветы.
Я все это сделал, ибо боялся Гриши. Гриша уехал... По пути заехал к владыке. Владыка принял его холодно. Высказал свой взгляд на него. Гриша был удручен: вообще он дорожил дружбою с нами и этою дружбою прикрывался.
В декабре месяце 1911 года я приехал в Питер к владыке, приехал и Гриша. Из Москвы он прислал владыке телеграмму заискивающего характера. Мне передали о Грише новые отвратительные слухи. Эти слухи подтвердил (юродивый) Митя. Я возмутился и сказал:
— Я его больше всех защищал, я его и погублю.
Я отвел Гришу к владыке. Владыка заклинал Гришу не ходить без его и моего благословения в аристократические дома. Митя начал бранить его, сопровождая ругань угрожающими телодвижениями. Однако, Гриша обещал с клятвою пред иконой с мощами не ходить, куда запретил владыка. Свидетели этому—я и Р.. Гриша испугался, и его отпустили. Он пожаловался. Говорил:
— Митю нужно пробрать, а владыке достанется!
Я почувствовал, что дело кончится плохо. Недаром я настаивал после заклятия не упускать Гриши, а прежде убедил его поклонников, что Гриша не праведник, а подлец и развратник.
Владыка мня не послушался и сказал:
— Запрещаю вам иметь дело с Гришей. Если вы будете с ним возиться, я от вас отказываюсь, живите с ним.
При этом владыка плюнул.
Я сказал:
— Владыка, я повинуюсь, но вам и мне придется из за Гришки пострадать.
И пострадали...
Мое мнение о Гришке таково:
Он хлыст, развратник неисправимый, его нужно удалить от аристократических кругов общества и наказать за то, что, будучи развратником, он так нагло считал себя праведником и лез к знатным людям. Если Гришка не будет теперь же удален и запрятан, то... Россия погибнет».
февраль 1914 года
— В Петербурге пребывает Григорий Распутин. За последние дни он посещаете два раза в день Никольский собор. Его окружают женщины, среди которых есть великосветские дамы. Как передают «Бирж. Вед.», Распутин настолько хорошо обставлен, что покупает вскоре в Петербурге дом.
— В обществе циркулировало много слухов о роли, сыгранной гр. С. Ю. Витте в последних политических событиях. Говорили, что гр. Витте часто встречался с А. В. Кривошеиным, был в частых сношениях с кн. В. П. Мещерским, виделся с Григорием Распутиным и т. д.
По этому поводу лицо, близко знающее гр. Витте, сообщает нам следующее:
— Слухи об участии гр. Витте в каких бы то ни было интригах неверны.
С г. Кривошеиным гр, Витте виделся в последнее время дважды, а именно, когда г. Кривошеин опасно заболел, гр. Витте счел долгом два раза посетить его. При первом посещении случайно тут же находился художник В. М. Васнецов, а при втором—дамы.
С кн. Мещерским гр. Витте не видался уже давно. К 75-летию рождения кн. Мещерскаго гр. Витте послал ему приветственную телеграмму и получил благодарственный ответ. Этим и ограничились все его сношения с кн. Мещерским.
Распутина гр. Витте видел 7 1/2 лет назад.
Ни в каких кампаниях и интригах гр. Витте не участвовал. Он считает долгом «высказывать свои убеждения так, как он верит», интересуясь, главным образом, теми вопросами, которые так или иначе связаны с его именем или с его прошлой деятельностью.
(Р. Сл.)
Еще по теме:
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 1
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 2
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 3
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 4
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 5
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 6
Убийство Григория Распутина. Часть 1
Убийство Григория Распутина. Часть 2
Убийство Григория Распутина. Часть 3
Убийство Григория Распутина. Часть 4 (Из жизни Распутина)
Убийство Григория Распутина. Часть 5
Распутин и царский дом
Следственный материал по делу о влиянии Распутина
|