Часть 3
НАЧАЛО
Епископ Андрей о Г. Распутине
— «Русския Вед.» приводили недавно речь уфимского епископа Андрея, с которой он обратился к своей пастве. Речь эта, вызвавшая оживленные толки в синодских кругах, содержала суровую критику церковной политики последнего времени.
Теперь епископ Андрей выступает на столбцах «Откликов Жизни». В русской жизни,—говорит он,—«совершается глубокий процесс разложения». На политическую авансцену выступили «лжепророки», которые и играют сейчас выдающуюся роль в судьбах нашей родины.
Напомнив об Илиодоре, этом «скандалисте, которого встречали губернаторы» и «заискивали его расположения», епископ Андрей обращается к другому лжепророку «без рясы, но тем не менее великой опасности».
«Скроем его фамилию и имя под псевдонимом «Предатель»,—говорит епископ,—нам не интересны имена; нас удручающе интересует вся наша эпоха, когда всякий лжец и обольститель становится в глазах немалочисленной толпы уже учителем, пророком. В существе дела не все ли равно, Сергей, Илиодор, Григорий или кто иной—сейчас кумир толпы; важна, ужасающе важна самая возможность появления этих лжецов в роли учителей нравственности. Господина Предателя я знаю давно. Для государственной власти, это— преступники, которому нет имени; для церковного закона, это—человек, подлежащий отлучения от св. причащения. И такой человек имеет наглость выдавать себя за раздавателя земных благ. Лично мне он предлагал одно из влиятельнейших мест, если бы я ответил утвердительно на его, вопрос: «Веришь ли ты в меня?» Я ответил, что «верить» мне в него нечего, потому что я знаю его, как крупного шарлатана»...
«Церк.-Общественный Вестник», отмечая это выступление иерарха, сообщает, что в синодских кругах уже поговаривают о том, что епископ Андрей вскоре уходит на покой.
март 1914 (Р.В.)
О Г. Распутине
«Речь» останавливается на текущих злобах дня.
«Характерным является письмо какого-то царицынца напечатанное в «Свете» по поводу Деятельности Распутина. Царицынский обыватель удивляется тому, что творится в столице, и заявляет, с своей стороны, что если оправдается слух о посвящении Распутина в священники, то он, обыватель, громко и публично отречется от православия. Этот протест царицынского обывателя решительно не согласуется с поведением так называемого петербургского общества, которое не только не протестовало против Распутина, но лакейски у него заискивало. Как сообщали газеты, у дома, где проживал Распутин, всегда стояли автомобили и кареты, доставлявшие в его квартиру разных просителей. И Распутин никому не отказывал. Побеждая свою малограмотность, он охотно писал записки к министрам и вообще видным представителям бюрократии, прося оказать содействие самым разнообразным ходатайствам.
апрель 1914
Гучков сделал доклад о политическом положении
Между прочим, он указал на чрезвычайный рост и планомерность последних рабочих забастовок в Петербурге, организованность петербургских рабочих и на политический характер этих забастовок; в этом рабочем движении докладчик усматривает важный симптом для современного момента. Эти внутренние неурядицы могут быть использованы, по мнению докладчика, внешними врагами, а внешние осложнения, в свою очередь, могут повлечь за собой, при наличности сильного рабочего движения и глубокого недовольства действиями правительства, проникшего во все слои общества, большое потрясение, подобное недавно пережитому.
Все это заставляет октябристов позаботиться о выработке соответствующей тактики для предупреждения грядущих бедствий. Необходимо всем передовым элементам России вступить на путь согласованного летального протеста против действий как правительства, так и отдельных личностей, как, например, Григория Распутина.
А. И. Гучков обрисовал роль Григория Распутина и то влияние, которым он теперь пользуется в государственной жизни. Доклад, между прочим нарисовал бытовые картины приемов у Григория Распутина.
Указывая на необходимость объединения для выражения протеста против политики правительства, А. И. Гучков выразил сожаление, что русские люди наделены чертою, которую можно назвать «холопством»: русские рабски гнут спины перед властью или революцией, разбивают цепи, не щадя ни дурного, ни хорошего.
Доклад А. И. Гучкова вызвал со стороны присутствовавших в заседании ряд вопросов, осведомительного характера. Между прочим, поинтересовались узнать, неужели нет возможности сломить влияние Григория Распутина.
апрель 1914 (Р.В.)
- Гр. Распутин был у товарища обер-прокурора синода П. С. Даманскаго, как передает «День», с прощальным визитом, ибо «старец» выезжает в Тобольскую губ.
— В СЕЛЕ ПОКРОВСКОМ, ТЮМЕНСКОГО УЕЗДА, СОСТОИТСЯ СВИДАНИЕ РАСПУТИНА С ТОБОЛЬСКИМ ЕПИСКОПОМ ВАРНАВОЙ.
Григорий Распутин
— 28 марта, во время заседания синода, много говорилось по поводу той встречи, которая была оказана Григорию Распутину пермским епископом Палладием во время последнего проезда Распутина через Пермь.
Григорий Распутин, как теперь выяснилось, выехал не на юг, а в село Покровское, Тюменского уезда, где предстоит его свидание с епископом тобольским Варнавой.
Когда Григорий Распутин проезжал через Пермь, епископ Палладий пермский распорядился открыть для него в вокзале парадные комнаты. Здесь во время стоянки поезда епископ Палладий и представители городского духовенства беседовали с Григорием Распутиным.
Григорий Распутин в Тюмени
— Утром, 27-го марта, в Тюмень, по словами «С. Т. Г.», прибыл покровский «старец» Гр. Распутин. Григорий Ефимович снял обычный свой костюм и теперь в шубе на дорогом лисьем меху, в бобровой шапке производит впечатление франта. Тюмень еще не признает в Гр. Распутине ни «пророка», ни деятеля, а потому приезд этой своеобразной знаменитости не вызывает здесь ни встреч, ни толков. День 27 марта Гр. Распутин провел у своего приятеля г. Стряпчих, ездил по магазинам, больше по гастрономическим. Не обошлось и без поклонниц. Гр. Распутин провел очень приятно часок-другой в обществе двух своих поклонниц. Затюменские обыватели могли в д. Стряпчих видеть его пьющими чай на диване между двух барынек, из которых одна—пышная брюнетка со жгучими глазами, а другая—более пожилая, но не утратившая еще следов былой красоты.
Утром рано «по холодку» 28 марта Гр. Ефим. на своих лошадках поехал в с. Покровское, где проведет Пасхальную неделю.
Не обошлось и без просителей и посылки Распутиным телеграмм на имя важных чиновников.
Как сообщает «Гол. М.», в петербургских салонах много говорят о последних похождениях известного «старца» Григория Распутина и об одной скандальной истории, тесно связанной с его именем. По слухам, жертвой «старца» не так давно сделалась девушка из высшего петербургскаго общества.
Письмо Григория Распутина И. Л. Горемыкину
В синодальных кругах, по сообщению «Дня», передают о том, что Григорий Распутин обратился письменно с одной из своих обычных просьб к председателю совета министров И. Л. Горемыкину.
Письмо Григория Распутина было передано И. Л. Горемыкину во время какого-то заседания. Вскрыв его, И. Л. Горемыкин прочел сам и дал прочесть бывшим на заседании, а затем, разорвав его, сказал курьеру, чтобы он передал посланному, что никакого ответа на это письмо не будет.
К этому добавляют, что Григорий Распутин жаловался своим друзьям на то, что его не принял один из обер-секретарей синода.
март 1914 (У. Р.)
Илиодор и Распутин
Как сообщает "День", в одной из царицынских газет Илиодор Труфанов делает пикантные разоблачения из истории своего "падения"...
Вот вкратце суть этих разоблачений.
В январе 1912 г., перед ссылкой во Флорищеву пустынь, Илиодор скрывался в Петербурге у д-ра Бадмаева. В ночь под Новый год Бадмаев явился к Илиодору и сказал:
— Я сейчас только что с бала. Комендант Д. просил меня передать вам, не угодно ли написать вам письмо, которое он передаст высокой особе.
Илиодор немедленно сел писать письмо и писал подряд четыре часа. В письме он старался раскрыть глаза на Распутина...
Но случилось как-то так, что письмо не попало по адресу, зато стало известно всем членам Гос. Думы. Об этом дошло до сведения дамы, имя которой упоминалось в письме полностью. После этого письма решено было окончательно поставить крест на Илиодоре.
— Обер-прокурор святейшаго синода Саблер выехал в Ливадию с очередным докладом по церковным делам, в том числе с представлением о перемешении и увольнении на покой некоторых епископов. «День» передает слух, что епископ уфимский Андрей, князь Ухтомский, увольняется на покой за выступление против синодальной политики и за обличение Григория Распутина.
апрель 1914 (Р. В.)
Григорий Распутин и аферисты
Как сообщает «Г. М», в Петербурге 1-го апреля постановлением особого об обществах и союзах присутствия было закрыто «Столичное общественное художественное собрание». Этот лоточный клуб пользовался колоссальным успехом и число членов его достигало 5 тыс. человек. Каждый вечер в залах клуба играло более 500 человек. Одним из участников этого предприятия являлся Григорий Распутин. Однажды, приблизительно в начале текущего года, Распутин приехал в клуб к отсутствии публики. Торжественно встреченный всеми старшинами клуба, Распутин осматривал помещение, знакомился с аппаратами для игры в лото, не забыл заглянуть и в приходно-расходные книги.
Когда клуб был закрыт, заправилы его, естественно, обратились к своему покровителю, и Распутин заверил клуб, что все это недоразумение и что клуб в самом ближайшем времени возобновит свою деятельность.
Распутин уже однажды спас клуб, висевший на волоске. Рассказывают, что Распутин неоднократно посещал клуб, один раз даже во время игры, и наблюдал за играющими из за опущенной портьеры соседней комнаты. В честь Распутина тогда был устроен торжественный ужин.
Неожиданное препятствие
Большое смущение в ведомстве учреждений Императрицы Марии. Царившую здесь тишину нарушил известный старец Григорий Распутин.
Захотелось старцу дать дочери своей тонкое, столичное воспитание, и порешил он определить ее в один из самых аристократических институтов в С.-Петербурге, в такой институт, в который принимают с большим разбором. Заявил старец о своем желании начальнице института и вдруг наткнулся на препятствие, которого он не ожидал. Начальница наотрез отказала в приеме его дочери.
Тогда начальнице было указано, что есть приказания, не исполнять которых она не может в силу своего положения. Затем начальнице было передано, что подобное распоряжение о приеме дочери „старца" последует на днях. Начальница заявила, что она подчинится и исполнит приказание, но в тот самый момент, когда оно будет исполнено, она подаст прошение об отставке.
В таком напряженном состоянии, по словам "Дня“, находится сейчас дело о приеме дочери Распутина в институт.
апрель 1914
— По поводу слухов о разрешении принять дочь Григория Распутина в один из институтов, «Гол. Москвы» осведомился, что не только начальница института, носящая титул светлейшей княжны, решила, в случае принятия девицы Распутиной в институт, оставить свой пост, но и большинство родителей учениц, принадлежащих к родовитейшей аристократии, пришло к соглашению взять своих дочерей из института.
Интересно, что среди протестанток есть даже личныя поклонницы старца Григория.
май 1914 (Г. М.).
— По сведениям, полученным «Петербургским Курьером» из синодских кругов, «Григорий Распутин выразил обер- прокурору В. К.Саблеру недовольство по поводу перевода епископа екатеринбургского Митрофана в подольскую епархию.
В. К.Саблер
Перевод этот в духовных кругах считается повышением. Недовольство Григория Распутина в духовных кругах объясняется следующими обстоятельствами. В г. Верхотурье, Пермской губ., имеется женский монастырь, куда в свое время Григорий Распутин поместил в качестве монахини одну из своих поклонниц. Когда на екатеринбургскую кафедру был назначен еп. Митрофан, он поехал в г. Верхотурье и при посещении монастыря распорядился немедленно выселить оттуда поклонницу Григория Распутина. Последняя по выселении из монастыря поехала с жалобой к Григорию Распутину, который в свою очередь обратил на это внимание обер-прокурора св. синода В. К. Саблера».
апрель 1914
— Некоторые из почитательниц Григория Распутина получили от него извещение, что он, покинул Тобольскую губернию, уехал в Крым, а в мае предполагает вернуться в Петербург.
апрель 1914 (Р. В.)
«Свет» сообщает:
«Один из видных иерархов церкви сообщил нашему сотруднику о том, что Григорий Распутин посвящен в сан священника, на родине его, в Тобольске, епископом Варнавой. В Ялте для Григория Распутина снята дача, куда он и ожидается в непродолжительном времени. В связи с приездом на юг Распутина находится внезапный вынужденный отъезд из Ялты проходящего курс лечения там епископа Феофана полтавского, который выехал в Петербург. Епископ Феофан принадлежит к числу тех иерархов, которые считают Распутина недостойным проходимцем хлыстовского типа».
май 1914 (Р.Сл.)
— «Свет» помещает письмо в редакцию от какого-то анонима из Царицына.
Аноним ужасается при мысли, что Гр. Распутин будет священником, и грозит:
— При первом верном слухе об этом, в один из праздничных дней, выйду на паперть церкви (после обедни) и обращусь, как сумею, к православному люду со словом по поводу такого ужасного случая; я отрекусь от православия.
— Если отцы духовные принимают в свою среду Распутина, то все духовенство станет на одну доску с ним, а таких пастырей мне не нужно.
Так как письмо подписано лишь инициалами, то звучит оно не очень грозно. Но что письмо помещено в националистическом «Свете», на почетном месте, на первой странице, —это достаточно характерно,—замечает
май 1914 «Ст. М.».
— По слухам, Григорий Распутин принял священнический сан и намерен перейти в монашество.
Распутин спас нас от войны?
— В понедельник 18 мая напечатано интервью с «известным русским государственным деятелем», имя которого сейчас у всех на устах. Заимствуем из него место, касающееся Распутина.
— «Весь мир хулит Распутина,— сказал государственный деятель интервьюеру,—а знаете ли вы, что Распутин спас нас от войны?»
«Когда? Каким образом?—спросил пораженный интервьюер.—Мы все знаем, что влияние Распутина очень значительно, но никогда нельзя было бы предположить, что он в состоянии предотвратить войну. Как может человек, с трудом умеющий подписать свое имя и не имевший представления об иностранной политике, что-либо подобное совершить. Это непостижимо!»
«И все-таки это—факт,— возразил государственный деятель.—Ваши слова доказывают лишь одно: вы слишком мало знаете Распутина. Его сила и тайна его влияния заключаются именно в том, что он не такой человек, как другие.Наши представления о человеке к нему не приложимы. Совершенно верно, он не образован и своим таинственным влиянием на женщин высшего света—довольно сомнительная величина. Можно думать о нем как угодно, можно быть его другом или его врагом—безразлично, одно необходимо признать: он обладает крепкой волей и природным умом, которому позавидовали бы многие образованные люди. И я могу вас уверить, что в трудное время, какое мы переживали во время балканской войны, когда боролись между собой самые разнообразные влияния, именно Распутин сказал решающее слово.
Само собою разумеется, он был не один против войны. Я допускаю, что он не имел достаточно ясного представления о политической ситуации того времени и был кем-нибудь инспирирован об опасностях войны с Австрией. Заслуга его заключается в том, что среди разных течений он остановился на правильном и сумел защищать его с такой силой и с таким успехом, что его мнение сделалось решающим. Вы поражаетесь тому, что человек, едва умеющий писать, при решении подобных вопросов играет роль. Но это разве единственное необъяснимое в его жизни? Нет помощью одной логики вы не объясните себе этого человека. То, что делает Распутин, никто другой сделать не сможет. Он—воплощенное чудо. С ним нужно считаться, как с фактом, который существует, как бы он ни противоречил нашим обычным представлениям.
Вы, вероятно, знаете, что Распутина забрасывают теперь всевозможными просьбами и прошениями. В его квартире устроено несколько приемных: в одних он принимает духовных лиц и сановников, в других—крестьян. Для всех этих просителей Распутин, разумеется, не святой, каким его себе представляют аристократические дамы, но я могу вам сказать, что его влияние значительно больше, чем это обычно полагают. Кто знает, имели ли бы место новейшие перемены в совете министров, если бы не Распутин, который с обычной для него решительностью выступил против алкоголизма, о борьбе с которым Коковцов ничего и слышать не хотел».
май 1914 (№ 106, «Гол. Москвы»).
В „Русских Ведомостях" читаем:
Известный русский государственный деятель удостоверяет перед европейской публикой высокое государственное значение названного «старца». В отличие от «Колокола», который уверял, что «старцев» много, и хотел оставить под покровом тайны вопрос, кто именно из них «спас Россию от войны», собеседник немецкого журналиста подтверждает, что Распутин—«старец» единственный в своем роде и что именно он, а не кто другой, «сказал решающее слово в вопросе о войне». И этим его влияние не ограничивается:
«Кто знает, имели ли бы место новейшие перемены в совете министров, если бы не Распутин, который с обычной для него решительностью выступил против алкоголизма, о борьбе с которым Коковцов ничего и слышать не хотел».
Приемный день Гр. Распутина.
— В «Петер. Газете» описывается приемный день старца.
Обычно можно было встретить у Г. Е. в приемные часы и состоящего на действительной службе генерала, к тому же еще какой-нибудь родовитой дворянской фамилии, облаченного в полную парадную форму и «при всех орденах и регалиях», шикарного светского франта, целую фалангу дамочек, и тут же, на ряду с этим избранным обществом, захудалых людей и Богом позабытых жалких «чинуш» в потрепанной ведомственной форме, обойденных «прибавкою», или «чином». - Помогает ли «заступничество» «старца»? Многим помогает, несомненно. Многие бывают осчастливлены, но встречаются и недовольные, что, конечно, вполне естественно, так как просители съезжаются буквально со всех концов России.
О чем просят? Просьб столько же, сколько желаний. Просят похлопотать о повышении по службе, о наградах, об усилении пенсий, о материальной поддержке для какого-нибудь общеполезного предприятия или изобретения, и просто денежной помощи. Иногда дамы просят сувениров.
В обращении с просителями Г. Е. смел. Всем говорит «ты», хлопает по плечу, «ежели в духе». Все просители для «старца», как для иного врача, просто-напросто «очередные».
— Эй, кто там, чья очередь-то?... Подходи покрикивает Г. Е.—А прошение-то при тебе, аль нет, вопрошает он, напирая на «о», и тут же, в поисках за «бумагами», торопливо проходит в своей домотканной рубахе и туфлях через почтительно расступающуюся толпу нарядно разодетых просителей, или зовет своею «сиклитаршу».
У Г. Е. наметанный взгляд—достаточно окинуть испытующим оком пришедшего, чтобы сейчас же определить «суть дела».
- Нет, брат, не домогайся, потому ничего не выйдет,—иногда бросит Г. Е. ошеломленному просителю, а иной раз тут же напишет записку и, даже не запечатав ее (на написание уходит немало времени: Г. Е. пишет медленно, старательно выводя каждую «литеру»), напишет и скажет счастливчику: «поди, вот, к нему (имя рек), накось тебе бумаженку-то... А придешь, скажи прямо «Григорий приказал»...
«Григорий приказал»—это звучит гордо.
Биографические черточки.
Как сообщает «Голос Москвы», в петербургских кругах, не принадлежащих к поклонникам и почитателям Распутина, но, тем не менее, внимательно следивших за его деятельностью, передают, что в течение последнего времени, перед отъездом в Сибирь, «старец» сильно себя компрометировал.
Нередко его можно было видеть в очень веселом настроении под несомненным влиянием винных паров. Вместе с тем, у него завелись очень подозрительные знакомства с дамами довольно определенного типа.
Передают, что когда на это обращали внимание почитателей Распутина, то получали ответ, что этому не следует придавать значения, так как «многие подвижники не выдерживали искушения и иногда впадали в соблазн».
— По словам «Биржевых Ведомостей», свидетели передают о встрече Распутина с о. Иоанном Кронштадтским.
О.Иоанн спросил старца: «Как твоя фамилия?», и, когда последний ответил: «Распутин», ответил: «Смотри, по фамилии твоей и будет тебе».
— Григорий Распутин, как сообщает «Веч. Вр.», прибыл неделю тому назад в Петербург и поселился на Гороховой улице, в доме № 64.
Квартира сдана ему на год, причем контракт подписан самим Распутиным. Со дня прибытия Распутина из Тобольской губернии в его квартире снова перебывала масса посетителей и главными образом посетительницы. Последние два дня Распутин проявлял особую нервность и по нескольку раз в день осведомлялся, не имеется ли на его имя телеграммы. В минувший понедельник телеграмма была получена, и Распутин заявил, что он на днях покидает Петербург. В понедельник же, вечером, к дому, где проживает Распутин, подъехал автомобиль, в котором находились две дамы и одно довольно известное в высшем свете лицо. В сопровождении их Распутин отправился на Николаевский вокзал и в тот же день выехал в Ялту, где он пробудет до конца месяца, а затем вернется обратно в Петербург.
Сотрудник «Биржевых ведомостей» встретил Распутина при его отъезде на вокзале и обратился к нему, между прочим, с таким вопросом:
— Вот, Григорий Ефимович, мне говорили про ваше столкновение с одним высокопоставленным лицом.
— Напраслина все, вражеские наветы; не ведают, что творят. Я— человек тихий, смирный, одного покоя хочу, а мне всякие деяния и помыслы приписывают. Вот еще про священнический сан писали. И в мыслях не было.
— А Саблер вам в ноги кланялся?
Распутин зло посмотрел и заторопился.
— Недосуг мне, миленький, недосуг. Вернусь,—побеседуем.
июнь 1914
Еще по теме:
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 1
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 2
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 3
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 4
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 5
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 6
Убийство Григория Распутина. Часть 1
Убийство Григория Распутина. Часть 2
Убийство Григория Распутина. Часть 3
Убийство Григория Распутина. Часть 4 (Из жизни Распутина)
Убийство Григория Распутина. Часть 5
Распутин и царский дом
Следственный материал по делу о влиянии Распутина
|