Часть 2
НАЧАЛО
Из биографии Гр. Распутина
Распутин—крестьянин Тобольской губернии, Тюменского уезда, села Покровского.
Родился в 1868 году.
Мать - Распутина Нина Ивановна
Отец - Распутин Григорий Никитич
Отец его, Ефим Васильев,—типичный хозяйственный сибирский мужичок, занимающийся земледелием и рыболовством и имеющий свою мельницу.
Сначала Григорий Распутин помогал отцу в хозяйстве, но помощь эта была ненадежной, потому что уже с молодых лет он стал „зашибать" вино и волочился за местными девушками.
Эти факты передаются и в его "житии", им самим составленном.
В один прекрасный день, во время молотьбы хлеба, Распутин ушел со двора, не объяснив ничего окружающим. Сделал это он, по собственному признанию, потому, что ему во сне явился Симеон, верхотурский чудотворец, и учил бросить худое дело, пойти к нему в монастырь и помолиться, обещая сделать его великим человеком.
Григорий Распутин отправился в монастырь.
После этого он в продолжение нескольких лет ходил по России, посещая святые места. На теле носил вериги. Часто ходил босиком и без шапки, бросил совершенно спиртные напитки и изнурял свое тело постом и голодом.
Во время своих путешествий он познакомился со многими архиереями.
Один из них, именно казанский, в 1904 г. был пленен наружной святостью Григория Распутина и просил его остаться в Казани, но Распутин хотел попасть в большие многолюдные места и просил архиепископа рекомендовать его кому-нибудь из его Петербургских знакомых.
Сергий (Страгородский), архиепископ Финляндский
Получив просимую рекомендацию, Распутин явился к Сергию, ректору петербургской академии, ныне архиепископу финляндскому, с громким титулом "человека Божия". Сергий финляндский ласково принял Распутина, познакомил его с преосвященным Феофаном полтавским, тогда инспектором академии, и между ними завязалась самая тесная дружба.
Епископ Феофан подчинился совершенно воле Распутина и много способствовал в это время его успеху в петербургских салонах.
С этих пор звезда Распутина начинает восходить очень высоко.
Но были короткие моменты, когда она была готова померкнуть.
Григорий Распутин, саратовский епископ Гермоген (Долганев) и иеромонах Илиодор (Труфанов)
Это было тогда, когда в печати Илиодор и епископ Гермоген старались раскрыть обществу глаза на модного „старца".
Но Распутин умел, благодаря своему природному уму, выпутываться из самых трудных обстоятельств: одного обвинил в клевете, а другого заставил молчать. После этого положение его еще более укрепилось и возвысилось.
Характерно, что свое влияние Распутин не только ни от кого не скрывал, но чуть ли не каждому встречному. —в вагоне, на пароходе, где придется,—говорил о своей силе. Распутин любил популярность, и в этих целях всегда подчеркивал, что он мужиком родился, мужиком и умрет и для мужика должен стараться делать добрые дела.
Семья Распутина состоит из: жены, проживающей постоянно в Покровском и в последнее время уверовавшей в благочестие своего мужа, сына Дмитрия, 18-ти лет, который одно время проживал у Гермогена в Саратове, готовился было и поступить в духовную школу, но не поступил и уехал домой заниматься хозяйством, и двух дочерей, Матрены и Натальи. Первой —16, второй - 11 лет.
Старшая дочь Распутина—Матрена Григорьевна—обучается уже несколько лет в одном аристократическом пансионе, говорит по-французски и по-немецки, в то время, как сам Гр. Еф. едва подписывает свою фамилию.
„0бличение" Григория Распутина.
Иллиодор не перестает разоблачать Гр. Распутана.
В одной из царицынских газет напечатан любопытный рассказ Иллиодора о том, как он вместе с епископом Гермогеном устроили однажды в Петербурге торжественное „обличение" Гришки Распутяшки".
"Дело происходило 16 декабря 1911 года. Я привез Гришку от генеральши Головиной на Ярославское подворье, где проживал в то время (епископ) Гермоген.
Привез для „обличения". Созвал свидетелей: писателя И. А. Родионова, Митю блаженного, иеромонаха-академика о. Стефана Твердынского, миссионера о. С. Ледовского и священника Мих. Сошественского.
Ровно в 12 часов дня в большом зале архиерейских покоев началось знаменитое, но еще миру неведомое, „обличение" Гришки Распутяшки. По данному Гермогеном знаку, я принял роль прокурора и начал держать обвинительную против Гришки речь.
Говорил часа полтора.
Что с Гришкою тогда делалось, я не помню, потому что сам очень волновался, ибо пророчески предвидел, чем кончится "обличение".
После моей речи, выслушанной всеми свидетелями с глубоким вниманием. Гермоген надел на себя епитрахиль, взял в правую руку крест, пальцами левой руки сдавил Гришкин череп и громко закричал на Гришку:
— Негодяй! говори сейчас при свидетелях: правду ли сказал про тебя отец Илиодор! Правда-ли, что ты так обижаешь доверчивых женщин и неопытных девушек?!
— Гришка, помню, затрясся, буквально, всем телом, встал с красного дивана, потом как-то странно присел на корточки, выпрямился, опять согнулся, мигнул серыми глазами во все стороны, как бы ища себе сочувствия и поддержки у свидетелей, укусил зубами ноготь указательного пальца правой руки, потом—левой, и уже запекшимися от волнения и дрожащими губами, заплетающимся языком еле-еле проговорил:
— "Правда, правда!".
Момент был для всех ошеломляющий!
Гермоген застучал кулаком по Гришкиной голове и еще 6олее громким голосом закричал:
— Негодяй! Скажи же мне пред крестом святым, зачем ты это делаешь? Зачем ты в Царицыне мучил четыре часа бедную девушку-монахиню, Ксению? Чьим ты именем действуешь, проклятый слуга грязного сатаны? Отвечай, подлец!
— Все это я делаю по велению Божью! Этим я снимаю с женщин и девушек блудные страсти....
Что дальше произошло, писать не буду....
Гришка тогда очень испугался.
Илиодор обещает издать за границей свои разоблачения о Распутине. Книга будет названа „Святой Черт". По словам Иллиодора, от этой книги "Гришке станет теснее, чем в часы обличения".
Гр. Распутин.
Бывший иеромонах Илиодор на днях как известно, обратился в синод с новым заявлением, разоблачающим деятельность Распутина.
И этому заявлению, как и прежним, хода, однако, не будет дано. Синод, как сообщает «Р. Сл.», полагает, что действия Распутина подлежат суждению не духовной, а светской власти.
март 1914 года
— Ряд газетных сообщений, указывающих на роль, которую играет в русско-церковной жизни известный «старец» Распутин, и в частности слух о предстоящем посвящении его в священнический сан побуждают г. Новоселова выступить в «Итогах Жизни» (№ 8-й) с горячим обращением к русскому епископству. Приводя ряд чрезвычайно сильных и резких отзывов о Распутине, в свое время высказанных столь влиятельными в церковном управлении лицами, как Айвазов, Скворцов, архиепископ Никон и архиепископ Антоний Волынский, автор скорбно недоумевает, почему все эти лица «смыкают свои уста» в настоящий момент, почему не слышно голоса и митрополита петербургского и ладожского, в непосредственном ведении которого находится теперь проживающий в Петербурге сибирский выходец. Обращаясь к «отцам-архипастырям», г. Новоселов «молит их именем Христовым» «помыслить о достоинстве церкви, врученной их охране Пастыреначальником Христом», и «склониться сердцем к смущенной совести множества православных людей».
март 1914 года
Григорий Распутин.
— В «Итогахъ Жизни» М. Новоселов дает интересную характеристику известного «старца» Григория Распутина.
Вот, между прочим, отзывы о нем компетентных лиц, считающих себя специалистами по сектантству.
— Это—хлыст,—отвечает авторитетный знаток и обличитель сектантства петербургский епархиальный миссионер И. Г. Айвазов. «Хлыст»,—поучал он студентов московской духовной академии, состоя год тому назад профессором этой академии.
— Да, это правда. Григорий Распутин— хлыст,—подтверждает мысль своего коллеги еще более авторитетный, если не по знакомству с сектантством, то по своему официальному положению, родоначальник и глава официальной православной миссии, редактор "Миссионерского Обозрения" (и «Колокола») В. М. Скворцов, благодаривший меня за мое выступление против Распутина, за выступление, которое привело меня 11/2 года тому назад в камеру судебного следователя по важнейшим делам. Вождь православной миссии находил, что я сделал большое дело для блага церкви, что я должен продолжать борьбу с хлыстом, засевшим в ограде церковной...
— Еретик и шарлатан,—закрепляет голоса миссионеров ревнитель чистоты православия, известный ныне изобличитель «имебожеской ереси» и укротитель афонских иноков, постоянный член св. синода и член Госуд. Совета архиепископ Никон, также в свое время благодаривший меня «за разоблачение еретичествующего обманщика».
— Хлыст и эротоман,—с свойственной ему яркостью и категоричностью характеризует сибирского выходца столп православия, не меньше арх. Никона потрудившийся (если не делом, то словом) над разгромом еретического Афона, архиепископ Антоний волынский.
И вот,—говорит М. Новоселов, —после таких категорических заключений возникает ряд недоуменных вопросов:
Почему молчит И. Г. Айвазов, когда его прямая обязанность, как Петербургского епархиального миссионера, вывести на свежую воду развратнаго хлыста? Почему, изобличая в «Голосе Церкви» всякаго рода «нечестие», энергичный миссионер ни словом не обмолвился в редактируемом им журнале о сибирском хлысте?
Почему В. М. Скворцов, почитающий себя, и в известном смысле справедливо, главой православной внутренней миссии, редактор-издатель специального миссионерского журнала и единственной «церковной» газеты «Колокол», ни разу не заикнулся о Григории Распутине, как о сектанте, а не так давно произвел его даже в «проникновенного старца», «искреннего патриота» ?..
Почему смыкает свои, в других случаях многоглаголиные, уста архиепископ Никон, занимающий своими статьями и собственный журнал «Троицкое Слово», и синодальные «Церковныя Ведомости», и «Голос Церкви», и «Колокол»,—очень часто помещающий одну и ту же статью во всех этих органах печати?
Почему, далее, по отношению к «хлысту и эротоману» обращается в агнца и архиепископ волынский, столь бойкий на слова, столь остроязычный, когда дело идет об изобличении «интеллигентов» или тех же афонитов?
Почему, наконец, до сих пор мы не слышали голоса митрополита петербургского и ладожского, в непосредственном ведении которого находится теперь проживающей в Петербурге сибирский выходец?
Статья заканчивается энергичным и горячим призывом автора к архипастырям восстать против «слуги Антихриста».
(Р. Сл.)
Еще по теме:
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 1
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 2
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 3
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 4
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 5
Григорий Распутин (из старых газет). Часть 6
Убийство Григория Распутина. Часть 1
Убийство Григория Распутина. Часть 2
Убийство Григория Распутина. Часть 3
Убийство Григория Распутина. Часть 4 (Из жизни Распутина)
Убийство Григория Распутина. Часть 5
Распутин и царский дом
Следственный материал по делу о влиянии Распутина
|