Творческий путь Александра Иванова. Часть 3 - История искусства - История. События и люди. - Каталог статей - Персональный сайт
nik191 Четверг, 08.12.2016, 05:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1986]
История искусства [167]
История науки и техники [184]

» Друзья сайта
  • Хочу квартиру
  • Наши таланты
  • История и современность

  • » Block title

    » Block title

    » Block title

    Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 3

     

     

    Статья из журнала "Аполлон" № 6-7 за 1916 год.

    Во всех материалах по старым газетам и журналам сохранена стилистика и орфография того времени (за исключением вышедших из употребления букв старого алфавита).

     

     

    ТВОРЧЕСКІЙ ПУТЬ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВА

    Часть 3


    Н. Машковцев

    (Начало)

     

    III


    Год путешествия, 1834 год, есть все основания считать началом второго периода творчества Иванова. В этот год он принял решения, надолго определившия его путь. Одно обстоятельство достойно самаго пристальнаго внимания.


     

    Александр Иванов. Библейский эскиз. "Явление Христа Марии Магдалине".

    (Румянцевский музей)


    Эмоциональность мы отметили, как особенность, объединяющую первые эскизы; "Аполлон" и "Явление Христа Марии Магдалине" несомненно еще принадлежат к этому кругу. Из этого цикла работ, принадлежащих к первому периоду, только "Марию" продолжал художник и после путешествия, и к этому понуждали его чисто внешния обстоятельства. Очевидно, область художественных идей, связанных для Иванова с этими темами, совершенно перестала его занимать.

    Только одна работа, начатая до 1834 года, продолжала занимать Иванова и после путешествия. Это работа над "Явлением Мессии".
    Чувство этой новой темы, глубоко отличающее ее от всех прежних, хорошо выразил сам художник.

    "Сочинение мое весьма трудное по причине не пылких разительных страстей человека, кои с удобностью оживляют действие и объясняют предмет; здесь все должно быть тихо и выразительно".

    Примечательно здесь упоминание тишины. Молчаливый пейзаж класических композиций контрастует с быстрой и шумной жизнью перваго плана. От этого художественнаго дуализма должен был отказаться художник, возжаждавший живописи. Классическая композиция, в основе которой лежит мироощущение скульптора, разделяет человека и природу, но живопись по иному трактует мир. Она все пронизывает единым началом, и в ней стираются границы природных царств.

    Все переплетается между собой; человек входит в пейзаж, над ним простираются деревья, одевая его своею тенью, бесчисленные рефлексы роднят между собою самыя разнообразныя вещи, все живет одной жизнью, и это братство всех царств природы и предметов свое единственное выражение находит в живописи. Душу своего искусства, как тишину, ощутил впервые Александр Иванов. Этот факт получает свое объяснение в самом процессе развития художника.

    Сама тема поставила Иванова на порог совершенно новых художественных задач, и картина, сделавшаяся впоследствии невыносимым ярмом для художника, была вначале благодетельным стимулом.

     

    Александр Иванов. Пейзаж (акварель).
    (Румянцевский музей)

     

    Александр Иванов. Аллея (карандаш с акварелью).
    (Румянцевский музей)

     

    Эскизы всей картины, отдельных групп или ансамблей (термин самого Иванова), фигуры, головы, драпировки и пейзажи, к ней относящиеся, необычайно многочисленны. Они находятся в состоянии полнаго хронологическаго беспорядка.

     

    Александр Иванов. Библейский эскиз. "Ангел возвещает женам о Воскресении"
    (Румянцевский музей)

     

    Исследователь останавливается перед ними в совершенном бессилии. Датирование этих работ является очередной задачей, без разрешения которой немыслимо дальнейшее изучение творчества художника. Только тогда, когда можно будет поставить их в хронологической последовательности, выяснится сама собой во всей реальности эволюция художника.

     

    Александр Иванов. Библейский эскиз. "Сон Иосифа"
    (Румянцевский музей)

     

    Некоторую часть этой работы можно проделать, основываясь на известных нам письмах художника и бесспорных стилистических признаках. И эти неполныя данныя все же вскроют нам новыя черты эволюции Иванова.

     

    Александр Иванов. Голова Христа (масло).
    (Собрание И. С. Остроухова в Москве)

     

    Работы, относящияся к "Явлению Мессии", можно разделить на четыре группы; в первую группу мы отнесем эскизы, во вторую ансамбли, третью группу образуют головы, фигуры и детали драпировок, и наконец последнюю — пейзаж. В письме к отцу (в начале 1839 года) художник сообщает данныя, которыя указывают на особенную роль ансамблей.

    "Перемены—пишет он—о сю пору чувствительны только в деталиях. Надобно признаться Вам, что у меня о сю пору сделано черченых ансамблей для фигур, входящих в мое сочинение, 105. Писаных голов с натуры близких к вообразимым в моей картине 20. Рисованных 40. Писаных фигур голых 6. В драпировках с манкенов писаных 8. Рисованных прямо с натуры 35. Эскизов писаных довольно в большом виде 5."

    Замечательно, по сравнению со всеми другими цифрами, большое количество ансамблей. Нам кажется, что это обстоятельство определенно указывает на особый метод работы над последними эскизами. Эскизы резко делятся на две группы. Между первыми легко установить весьма близкую преемственную связь. Затем наступает перерыв в этом логическом течении перемен, и дальнейшие эскизы сразу очень приближаются к картине. Эту пропасть и заполняют, по нашему мнению, работы над ансамблями.

    Это предположение вполне отвечает духу творчества Иванова и подтверждается сравнением эскизов и ансамблей. И если в первое время художник шел от эскиза к эскизу, охватывая всю сцену, то возрастающая сложность заставила его прибегнуть к компонованию деталей, тем более, что и указания критиков чаще всего относились не ко всей композиции, но касались группировки отдельных фигур.

    Следовательно, естественен момент, когда композиция, доселе цельная, начала развиваться отдельными деталями. Наконец, когда детали эти окончательно выяснились, художник соединил их вместе. Таково, по нашему мнению, происхождение композиции, положенной в основу картины. Таким образом последние, ближайшие к картине эскизы — работы совсем особаго порядка, и их никак нельзя назвать эскизами. Это не эскизы, но пробы картины, не начало, но конец композиционной работы. Они возникли, как своеобразный итог работы над ансамблями, которые поэтому приходится считать основным материалом. И технически последние эскизы скорее похожи на схематизованные чертежи, чем на наброски, сделанные свободной рукой. Они явно не первозданны, но как бы срисованы, сведены с каких-то других рисунков.

    Таким образом, хронологически ансамбли займут место между первой и второй группой эскизов. Содержанием темы обусловилось направление работы художника. По смыслу момента требовалось отдалить фигуру Христа вглубь картины, оставляя ей в то же время господствующее значение.

    В ряду фигур перваго плана нужно было выделить Крестителя (чем создавался в картине как бы второй центр) и связать его с идущим вдали Христом. Эти обязательныя условия не вмещались в рецепты академическаго построения композиции и с самаго начала обусловили применение совершенно новых приемов. Но первые эскизы еще как бы стоят на распутье. Вероятно самый первый из них изображает Христа стоящим в общей большой группе. Эта форма композиции не передает основной ноты сюжета. "Явления Мессии" здесь нет. Зная, с какой настойчивостью добивался Иванов совершенной адэкватности сюжету, можно предположить, что пафос сюжета, "Появления Мессии" заставил его все более и более углублять пространство. Нужно было сделать Христа действительно появляющимся (Иванов часто называет картину "Появлением Мессии").

    Первые эскизы очень несложны. Никакого намека на явление Христа нет; он просто стоит в центре группы. Іоанн—в классической короткой рубашке; его жест еще неопределенен. За ним—двое выходящих из воды. Апостолы отсутствуют. Пейзаж намечен неопределенными штрихами. Возможно, что это горы. Деревьев нет. Замечательна схема композиции (Иоанн в центре, Христос справа, выходящие из воды налево от Иоанна), сохранившаяся в продолжение всей работы. В дальнейшем эскизе Иоанн одет в длинную власяницу, Христос изображен идущим. Впервые появляются группа апостолов и сидящие на земле.
    Следующий эскиз—вероятно последний, деланный до путешествия и 1834 года. Глубина пространства значительно увеличена. Пейзаж чрезвычайно силен. Деревья заполняют небо. Крест у Иоанна в левой реке, он одет в короткую шкуру. Группа апостолов замечательна в следующем эскизе: почти без изменений перешла она в картину. Так, каждая деталь ведет как бы свою собственную родословную. На первом плане множество обнаженных фигур. В левом углу держащиеся за сучья—мотив, развившийся впоследствии чрезвычайно своеобразно. Пейзаж—горы и пушистыя деревья. Пространство глубокое. Впечатление простора усиливают лежащия фигуры перваго плана.

    Следующий рисунок и эскиз боткинскаго собрания почти однородны. Оба они деланы бесспорно позднее предыдущаго. Об этом утвердительно говорит и группа в воде, и большее количество одетых фигур. Можно предполагать, что эскиз относится к 1836 году; его можно считать последним общим эскизом. Далее идет работа над ансамблями. То обстоятельство, что отдельныя группы менялись, даже в первых эскизах, независимо от перемен целаго или, наоборот, оставались неизменными, в то время как менялось все окружающее,—это обстоятельство привело в конце концов к тому, что в сознании художника композиция разбилась на сюжетные мотивы, и естественно, что дальнейшая работа пошла в сторону выяснения каждой из этих групп в отдельности.

    Работа над отдельным мотивом как бы выводила его из сложнаго пространственнаго строя и приближала к художнику. Каждый ансамбль вырастает в самостоятельную живописную задачу. И в пафосе этой задачи решительно исчезает всякая мысль о служебном назначении работы. Строгия очертания ансамблей позволяют думать, что в них изживал художник смутное чувство долга перед композицией. Чаще всего заключенныя в предел леопардова треугольника, эти групы фигур все же отдаленно напоминают о возможности скульптурнаго охвата. Этим приемом приближает все художник к ощутимости перваго плана. Ансамбли работались большею частью с натуры, и то, что намечалось в эскизах, как темы, утверждалось ансамблями.

    Таким образом от чистой композиции художник перешел к компоновке в натуре. В связи с этим делается более понятной и та роль, которую играли в его работе античныя статуи и вообще весь опыт стараго искусства. Сливая внутренний образ с отвечающим ему образом искусства, Иванов искал способов подчинить ему натуру. И это творчество не было, конечно, ни импровизацией, ни подражанием искусству, ни подражанием природе. Несомненно, что внутренний образ предшествовал поискам соответствий в искусств, и работа над усвоением этого соответствия сменялась исканием соответственных выражений в натуре. Весьма вероятно, что на формирование группы апостолов в картине действительно оказал влияние картон Рафаеля "Паси овцы моя", но мы думаем, что группа эта задумана вполне самостоятельно и только в процесе работы получила некоторое сходство с названным картоном.


    Александр Иванов. Рисунки голов.
    (Румянцевский музей)


    Совершенно так же, как ансамбли, взят был с натуры и пейзаж и соединен с кусками ансамблей. Последние эскизы являются, таким образом, суммой ансамблей и пейзажа, скомпонованными по схеме первых композиций. Эта часть предварительной работы закончилась ранее 1839 года. В этом году картина уже на большом холсте была вся прописана охрой, а в 1842 году художник сообщает Гоголю, что он намерен приступить к окончанию голов, и вслед за тем, благодаря болезни, наступает длительный перерыв в работе.

     

     

     

    Еще по теме:

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 1

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 2

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 3

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 4

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 5

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 6

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 7

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 8

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 9

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 10

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 11

     

     

    Категория: История искусства | Добавил: nik191 (28.10.2016)
    Просмотров: 61 | Теги: Иванов, творчество | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Block title

    » Яндекс тИЦ
    Анализ веб сайтов

    » Block title

    » Block title

    » Block title

    » Статистика

    » Block title
    senior people meet contador de visitas счетчик посещений

    » Информация
    Счетчик PR-CY.Rank


    Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный хостинг uCoz