Творческий путь Александра Иванова. Часть 8 - История искусства - История. События и люди. - Каталог статей - Персональный сайт
nik191 Пятница, 09.12.2016, 04:54
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1987]
История искусства [167]
История науки и техники [184]

» Друзья сайта
  • Хочу квартиру
  • Наши таланты
  • История и современность

  • » Block title

    » Block title

    » Block title

    Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 8

     

     

    Статья из журнала "Аполлон" № 6-7 за 1916 год.

    Во всех материалах по старым газетам и журналам сохранена стилистика и орфография того времени (за исключением вышедших из употребления букв старого алфавита).

     

     

    ТВОРЧЕСКІЙ ПУТЬ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВА

    Часть 8


    Н. Машковцев

    (Начало)

     

    VII


    Последним вопросом, может быть самым темным, но вместе с тем самым важным, в круге нерешенных вопросов ивановскаго творчества, является стилистическая связь между картиной и эскизами. Выше было указано, что первый взгляд вовсе не обнаруживает этой связи. В высшей степени трудно найти точки соприкосновения между составной композицией "Явления Мессии" и строгими построениями эскизов. Очевидно, путь сравнения картины и эскизов едва ли может привести к положительным результатам, и для сравнений нужно привлечь иной материал.

     

    Александр Иванов. Набросок для "Октябрьскаго праздника". (сепия)
    (Румянцевский музей)

     

    Несколько особняком среди всех работ Иванова стоят замечательные "Римские праздники", в которых есть черты, выделяющия их из ряда реалистических этюдов сороковых годов. Принято думать, что "праздники" являются просто сценами, выхваченными из жизни и не содержащими ни малейшаго признака предумышленнаго построения. Сцена, происходящая в открытой со всех сторон "лодже", необыкновенно цельна и производит именно то особенное впечатление внутренней слаженности и сосредоточенности, которое присуще только разработанным композициям. Если сравнить этот последний "Римский праздник" с тремя предыдущими, то в нем поражает прежде всего ясная расчлененность планов. В то время как другия сцены наполнены просто перспективно уменьшающимися фигурами, рисующими глубинное движение в пространстве,—эта композиция содержит фигуры лишь в узком слое перваго плана. За ним расстилается хаос построек, перед которым геометрически-простыми линиями выделена белая лоджа. Ея прямыя очертания отвечают первопланной постройке, и только амбразуры, заканчивающияся полуциркульными арками, разнообразят этот лапидарный архитектурный стиль.

     

     

    Вся акварель имеет легкий, сквозной характер. Нет сплошных стен, особенно замечательны боковые просветы, сообщающие изумительную легкость постройке и нестесненную вольность движениям фигур. Необычайно интенсивна "жизнь контурная", разыгрывающаяся во второй группе справа. Многочисленные просветы солнечных далей сообщают необыкновенную живость этому силуету, делая его совершенно ажурным. Уже эти данныя достаточно убедительно говорят о композиционной силе "Праздника", но дальнейшия наблюдения заставляют причислить его к самым совершенным работам художника.

    Двадцать пять фигур размещены едва заметным полукругом; ни одна из них не переступает границы перваго плана, четко обозначенной резкой линией пола. Светлая лоджа второго плана стоит без всякой связи с первым. Другия постройки образуют, в сущности, третий план. Таким образом, композиция сводится прежде всего к расчленению пространства. Паралелограмм пространства, образующий первый план, обозначен не столько стенами и потолком, сколько линией пола, очень остро и определенно показанной. Благодаря этому приему разделения на планы, "Праздник", несмотря на всю непринужденность и изобилие деталей, производит столь гармоническое впечатление.

    Действие, сосредоточенное в тесных рамках перваго плана, приобретает чисто сценическую законченность; широкие просторы, видимые между столбами, сообщают фигурам ту свободу и подвижность, которая и создает илюзию отсутствия всякаго композиционнаго замысла. Эта особенность "Октябрьскаго праздника" имеет любопытную аналогию в истории живописи. Именно так построены те композиции Паоло Веронезе, в которыя входит архитектура. Трудно решить, имеем ли мы здесь дело со случайным совпадением или именно в картинах Веронезе Иванов разгадал этот новый принцип композиции. Наша единственная пока задача—указать на несомненную общность приемов. Но не следует забывать, что у Веронезе этот прием достигает исключительной ясности и что именно этот венецианец был всегда для Иванова одним из самых любимых художников. Его картины, наряду с произведениями Тициана, Иванов изучал с величайшим вниманием, стремясь разгадать его свободную гармоничность. У Веронезе, и ни у кого более, встречаем мы архитектуру, особенным образом входящую в композицию картины. Она может, на первый взгляд, показаться только пышной декорацией, но истинная роль ея более значительна.

     

     Паоло Веронезе. Брак в Кане Галилейской

     

    Огромное большинство многофигурных картин Веронезе построено по схеме, весьма близкой к "Празднику". Обычно две пары колонн обозначают ребра того параллелепипеда, между сторонами котораго находятся фигуры. Тем или иным путем, но почти всегда довольно резко, отмечен край пола. Второй план начинается без всякой связи с первым. Между ними нет никаких связующих плоскостей. Второй план обозначен зданиями, чаще всего светлыми, светлее неба, возвышающими свои стены геометрически паралельно основным архитектурным линиям перваго плана. Иногда вдали виднеются деревья, но чаще всего небесный свод, покрытый слоистыми облаками, не бездонный, но тоже определенный пространственно, образует собою как бы третий план.

    Эта организация пространства сообщает действию необыкновенную сосредоточенность. Фигуры не рассеиваются, не заслоняют друг друга, но располагаются с наивозможнейшей ясностью. Здания второго плана сразу дают interieur’у картины необходимую глубину, а отсутствие переходных плоскостей сообщает могучую, чисто-живописную энергию пространству. Потолок и сравнительно высоко поднятый горизонт "Октябрьскаго праздника" делают почти нечувствительной общность приемов Веронезе и Иванова. Но именно эти две детали, так отдаляющия "Праздник" от Веронезе, являются доказательством того, что здесь не может быть речи о внешнем подражании. Необычайно низко обозначенный горизонт придает картинам Веронезе исключительную торжественность, которая, конечно, не могла идти к шутливой сцене "Праздника". В совершенном соответствии с темпераментом картины стоит и нависающий потолок, котораго никогда не встретишь у Веронезе. В его картинах колонны кажутся продолжающимися бесконечно, и он как-то совсем устраняет всякую мысль о потолках. Небо всегда над головами его персонажей. С другой стороны, низкий потолок "Праздника" прекрасно вяжется с характером этой сцены, придавая ей уют и интимность.

    "Октябрьский праздник" предвещает весьма значительную ступень эволюции Иванова. По сравнению с композицией "Явления Мессии" это, конечно, следующая ступень. Там художник бессилен перед пространством; там оно владеет им. Там пространство было почти самоцелью. Оно не превратилось еще в элемент живописнаго воздействия.

     

     

    В "Октябрьском празднике", который хронологически непосредственно следует за "Явлением Мессии", художник управляет пространством. Он организует его той властью, которую дает ему архитектура. Он начинает действительно строить пространство. Отныне пространство не является более слепым природным элементом. В "Явлении Мессии" оно лишь внешне, сюжетно необходимо, и его живописная сила стихийно действует. Там оно поработило художника. Там оно неясно, мертво и косно, как сама природа, которой не коснулась еще организующая воля творца.

    Под взором художника совершается пробуждение физическаго, и в дневном искусстве живописи физическое обретает всю полноту бытия. Начиная с "Октябрьскаго праздника", мудрая ясность живописи всецело пронизывает искусство Иванова.

     

    Еще по теме:

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 1

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 2

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 3

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 4

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 5

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 6

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 7

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 8

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 9

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 10

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 11

     

     

    Категория: История искусства | Добавил: nik191 (02.11.2016)
    Просмотров: 46 | Теги: творчество, Иванов | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Block title

    » Яндекс тИЦ
    Анализ веб сайтов

    » Block title

    » Block title

    » Block title

    » Статистика

    » Block title
    senior people meet contador de visitas счетчик посещений

    » Информация
    Счетчик PR-CY.Rank


    Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный хостинг uCoz