Творческий путь Александра Иванова. Часть 2 - История искусства - История. События и люди. - Каталог статей - Персональный сайт
nik191 Суббота, 10.12.2016, 04:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
История. События и люди. [1987]
История искусства [167]
История науки и техники [184]

» Друзья сайта
  • Хочу квартиру
  • Наши таланты
  • История и современность

  • » Block title

    » Block title

    » Block title

    Главная » Статьи » История. События и люди. » История искусства

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 2

     

     

    Статья из журнала "Аполлон" № 6-7 за 1916 год.

    Во всех материалах по старым газетам и журналам сохранена стилистика и орфография того времени (за исключением вышедших из употребления букв старого алфавита).

     

     

    ТВОРЧЕСКІЙ ПУТЬ АЛЕКСАНДРА ИВАНОВА

    Часть 2


    Н. Машковцев

    (Начало)

     

    II

    Будучи вполне классическими, первыя работы художника являются произведениями высокаго мастерства и вполне определеннаго стиля. Называть эти работы академическими и ставить особое ударение на этом слове — значит признавать их менее ивановскими, чем все остальное творчество. Между тем само совершенство формы не допускает мысли о какой-либо художественной несвободе и связанности. С поразительной удачей в них найдена именно та стилистическая форма, которую, как зародыш, содержат в себе сами задачи. Странно говорить по поводу этих работ о каком-то несоответствии их духу Иванова. Тем задачам, которыя ставил себе художник в начале 30-х годов и которыя являются необходимым этапом его развития, вполне отвечают ранние эскизы.

    Замечательны их темы. Несмотря на видимое разнообразие, оне однородны по существу. Их объединяет эмоциональная напряженность момента. Психологическая выразительность и патетический жест в них на первом месте. Фигуры сдвинуты в одну компактную массу, статуарно закругленную, связанную эмоцией. Множество незаконченных набросков этого времени вскрывает процесс работы художника. Основой композиции являются человеческия фигуры, взятыя, как статуи, без всякаго фона. Отыскивая положение, художник как бы поворачивает их перед собой, заставляет фигуру двигаться, пока она не примет положения, объединеннаго композиционной линией и вместе предельно-выразительнаго. В одном из писем этого времени, говоря о картине своего друга Лапченка, Иванов высказывает свой тогдашний идеал живописи.

    "Он (Лапченко), кроме достоинств рисунка и композиции, столь щастливо умел воспользоваться белою рубашкою, бросающей светлую рефлекцию на тенную половину торза, что фигура кажется совершенно выходящей из (картины) фону".

     Всему предпочитая ясную выразительность нагого человеческаго тела и послушныя легкия ткани драпировок, сообщающия фигурам всю полноту движения, Иванов в совершенстве осуществляет законы классической композиции. Перед статуарной напряженностью формы, перед подвижными живыми линиями человеческих тел в смиренной тишине отступает пейзаж. Для компактной массы человеческих фигур он является декоративной околичностью. Своей зеленой стеной он сам ограничивает пространство. Иногда в нем можно проследить аккомпанирующия линии, заглушенное эхо ясных форм центральной группы. Как бы истощив себя в энергичной архитектонике фигур, организующая сила композиции бессильна тревожить окружающее, вызывая в нем лишь слабые себе отзвуки; все окружение не имеет никакой самостоятельной цели бытия. Музыкальная красота "Аполлона" наиболее совершенна в смысле осуществления законов классической композиции. Работа над этой картиной, прерванная путешествием по Северу Италии, более уже не возобновлялась, и этому обстоятельству она обязана такой чистотой стиля, какой не обладает ни "Мария Магдалина", ни "Явление Мессии".

     

    Александр Иванов. Библейский эскиз. "Явление Христа Марии Магдалине".

    (Румянцевский музей)

     

    Также до путешествия была начата и "Мария Магдалина". Ея важнейшим элементом являются фигуры Христа и Марии Магдалины, связанныя сложной эмоцией в композиционное единство. В письме к отцу так определяет сам художник цель своей работы:

    "Приготовляюсь к большой картине, где бы я в двух фигурах мог показать и наготу и понятие мое о драпировках".

    Отметим, что письмо это писано в конце 1833 года. В самом начале следующаго, 1834, Иванов сообщает Н. М. Рожалину, незадолго перед тем покинувшему Рим:

    "Я начал картину "Иисус является после воскресения Марии Магдалине". Она уже подмалевана, можно было бы и более ее подвинуть, но грусть, невольно завладевшая мною по отъезде Вашем, часто вырывала у меня из рук палитру".

    В июле того же 1834 года он снова пишет Рожалину и опять упоминает о картине.

    "Я недавно возвратился из вояжа и чувствительно поправился здоровьем; продолжаю оканчивать мою картину "Иисус в вертограде".

    Таким образом работа, начатая в последних месяцах 1833 года, в середине 1834 была доведена почти до конца. Однако, окончание картины непонятно затягивается, и кончена она была только летом 1836 года. Этот неясный факт объясняется глубоким переворотом, навсегда отдалившим художника от тех задач, ради разрешения которых писалась картина. Несколько заметок в путевом дневнике дают надежный ключ к пониманию того, что собственно произошло в художнике.

    В Падуе, поразившись монументальной простотой Джотто, он набрасывает фигуру Христа из джоттовскаго "Воскресения" и сбоку приписывает карандашом:

    "Хорошо бы и у моего [Христа] закрыть половину торза, чтоб избежать казеннаго куска наготы".

    Около наброска Магдалины, на той же странице "Записок" отмечено:

    "Платье хорошо все упало вниз".

    Оцениваешь всю силу этих замечаний, когда вспоминаешь, что именно ради наготы и академических драпировок была затеяна вся картина. Это свидетельство тем более драгоценно, что мечту о подобнаго рода переменах художник, конечно, не мог высказывать ни отцу, ни совету Общества поощрения художеств, ибо он сам прекрасно сознавал, какой ересью должна была показаться эта мысль академическому Петербургу.

    Вернувшись в Рим, художник не решился на эти радикальныя изменения, ибо это было бы равносильно совершенно новой работе. Однако, некоторыя детали все же были изменены, но композиции эти перемены видимо не коснулись. Неприкосновенными остались и полуобнаженный торс Христа и мелкия складки воздушных академических одеяний. Только в золоте и гранатовых мерцаниях колорита головы Магдалины сказались отзвуки венецианских впечатлений. Очевидно, художник стремился изменить в картине то, что можно было изменить, не нарушая композиции, и этот необходимый компромис чрезвычайно затруднял работу. Форма картины уже перестала быть для художника единственно возможной, и в душе его возникает совершенно иной ея образ.

    Истинно-академическим холодом веет от официальной законченности "Магдалины". Но не в стиле причина этого холода. В том же стиле написанный "Аполлон" доказывает, как несправедлив эпитет "мертвеннаго", обычно прилагаемый к классицизму. Разочарование в классических приемах, в классическом звучании
    композиции, сказалось на "Марии" печатью равнодушия и утомленности. Это разочарование есть не что иное, как движение живописной мысли художника, ибо волновали его тогда новыя формальныя задачи. Благодаря путешествию, уяснились эти новыя живописныя идеи, и результаты знакомства с венецианцами сказались в неожиданном замедлении работы. О глубокой свободе и живой подвижности внутренняго образа свидетельствует это явление.

    Никогда этот внутренний образ не сливался окончательно с воплощающей его формой, но эволюционировал вместе с художником. И если Иванов все же закончил "Марию" художественным компромиссом, то почти через двадцать лет он снова вернулся к той же теме и в небольшом эскизе с несказанным совершенством соединил традиционное построение с теми новыми идеями о живописной форме, которыя мерещились ему во время перваго путешествия по Италии.

     

     

    Еще по теме:

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 1

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 2

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 3

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 4

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 5

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 6

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 7

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 8

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 9

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 10

    Творческий путь Александра Иванова. Часть 11

     

     

    Категория: История искусства | Добавил: nik191 (27.10.2016)
    Просмотров: 59 | Теги: Иванов, творчество | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    » Block title

    » Яндекс тИЦ
    Анализ веб сайтов

    » Block title

    » Block title

    » Block title

    » Статистика

    » Block title
    senior people meet contador de visitas счетчик посещений

    » Информация
    Счетчик PR-CY.Rank


    Copyright MyCorp © 2016
    Бесплатный хостинг uCoz