К англо-трансваальской войне: взрыв железнодорожного моста у Фрера бурами
Война Англии с Трансваалем
Телеграммы «Московского Листка»
(От Российского Агентства)
Война в Южной Африке
Военные действия последних двух недель оказались весьма неудачными для английского оружия. 28-го ноября генерал Гатакр был разбит наголову под Стромбергом. 29-го и 30-го лорд Метуэн тщетно пытался выбить буров из их позиции у Магерсфонтейна, но должен был, наконец, отступить с большими потерями и, в довершение всего, 3-го декабря генерал Буллер и тот потерпел поражение в своей попытке форсировать переправу чрез реку Тугелу у Колензо, потерял более 1,000 человек и 11 орудий и принужден был отойти к Чивелей.
Три последовательные поражения в течение одной недели произвели совершенный переворот в относительном положении противников на театре войны в Южной Африке. Известие о неудаче Буллера было особенно тягостно для англичан. На этого генерала возлагались большия надежды. Двухнедельное бездействие его на берегах Тугелы, в столь близком расстоянии от противника, объяснялось желанием вернее подготовить успех своих дальнейших предприятий—и вдруг неудача.
Видя невозможность продолжать борьбу с теми силами, которыя были уже посланы или находились еще в пути, английское правительство решилось ускорить мобилизацию 6-й и 7-й дивизий и, кроме того, прибегнуть к следующим крайним мерам: призыву на службу последних классов резервистов, вербовке волонтеров и иоменов, а также изъявило согласие принять на имперскую службу контингенты своих колоний. Главное внимание обращено было на создание большого количества конницы и конной пехоты, в виду крайнего недостатка в таких войсках на театре войны.
Неудача Буллера послужила также ближайшим поводом к лишению его звания главнокомандующего и назначению на этот ответственный пост фельдмаршала лорда Робертса, а начальником штаба армии—генерала лорда Китченера, победителя дервишей, наиболее выдающегося из всех современных английских генералов, занимавшего до сих пор пост сирдара (главнокомандующего) египетских войск в Судане.
О назначении Китченера говорили еще месяца полтора тому назад, когда возбуждался вопрос о формировании 2-го корпуса. Его предполагали сделать командиром этого корпуса, а затем и общим главнокомандующим над всеми войсками. Намерение это, однако, не было приведено в исполнение, по всей вероятности, из опасения оскорбить самолюбие сэр Редверса Буллера, который по службе был гораздо старше сардара.
Фельдмаршалу Робертсу уже 68 лет и поэтому все надежды англичан сосредоточиваются на начальнике штаба. Задача Китченера не из легких, так как здесь ему придется иметь дело не с полуциивилиизованными дикарями, плохо вооруженными и не имеющими никакого понятия о поенном искусстве, а с противником, уже показавшим на деле свое превосходство над наемными войсками англичан.
Возвращаясь к описанию военных действий, мы должны сказать, что сведении о последних столкновениях были вообще очень скудны и противоречивы, особенно в том, что касается дела на реке Тугеле, так что можно предположить, что размеры поражения Буллера были еще гораздо значительнее, чем те, которые приведены в официальных донесениях. Насколько можно судить по газетным известиям, сражение представляется в следующем виде.
Решившись сделать попытку для освобождения Ледисмита, Буллер выбрал направление на фронт неприятельского расположения с целью прорвать его у г. Колензо, в окрестностях которого имелось два брода чрез реку Тугелу. Войска выступили из лагеря под Чивелей в 4 часа утра 3-го декабря. На левом фланге шла бригада Гарта, в центре — бригада Литтльтона, а на правом—бригада Гильдьярда, еще правее — бригада Бартона, а конница лорда Дундональда двигалась на крайнем правом фланге. Что касается бригады Клери, то она, по-видимому, имела поручение действовать на левый фланг расположения буров и была двинута в направлений на Веснен. Бригады Гарта и Гильдьярда получили приказание овладеть обоими бродами, Литтльтон должен был следовать в резерве, уступом позади.
В 5 часов утра английская артиллерия открыла огонь, который усиливался постепенно до 6 1/2 часов, когда, наконец, бригада Гарта пошла в атаку (в официальном донесении говорится, что Буллер, видя невозможность успеха, отдал приказание об отмене атаки, но Гарт тем не менее атаковал).
Англичане принуждены были двигаться по совершенно открытому месту, под сильным артиллерийским и ружейным огнем противника, занимавшего холмы левого (противоположного) берега реки. Окопы противника были так хорошо применены к .местности, что не было никакой возможности определить силы и расположение войск.
Последние поэтому мало пострадали от артиллерийского огня англичан. Части Дублинского фузилерного полка удалось даже перебраться на противоположный берег, но эта смелая попытка не увенчалась успехом. Смельчаки принуждены были вернуться обратно, при чем несколько человек утонуло в Тугеле. Оказалось, что буры устроили запруду ниже по течению и таким образом сильно подняли уровень воды в реке. Удивительно, как такое обстоятельство, как устройство плотины, могло ускользнуть от внимания английских разведчиков, если таковые были только посланы вперед, что находится, однако, под большим сомнением.
Видя, что Гарт атакует, Буллер, не желая подвергать его опасности отдельного поражения, отдал приказание об общем наступлении; бригада Гильдьярда атаковала другой брод и г. Колензо, но также безуспешно. Англичане врывались несколько раз в город, но были немедленно вынуждаемы к отступлению. Наконец, бригада должна была отойти назад. Около этого времени артиллерия, помогавшая до сих пор бригаде Гарта, получила приказание перейти на правый фланг. Что при этом случилось, в точности неизвестно. Существуют два предположения:
1-е, что во время флангового движения вдоль берега реки она попала под ближний огонь противника, а 2-е, что она нарочно подъехала ближе к реке, чтобы подойти на более близкое расстояние к неприятельским орудиям (гораздо более дальнобойным, нежели английские). В результате получилось то обстоятельство, что большая часть людей и лошадей были перебиты, вследствие чего пришлось бросить 11 орудий. Все попытки их спасти были неудачны.
Видя потерю артиллерии, генерал Буллер отдал приказание об общем отступлении, которое было исполнено в полном порядке. В то время, как все это происходило на берегу реки Тугелы, правый фланг англичан (бригада Бартона и конница лорда Дундональда) сдерживал напор буров, занимавших гору Инлаве. Противник удержал здесь свою позицию до конца боя. Интересно знать, было ли известно англичанам, при составлении плана атаки, присутствие сильного отряда противника на их правом фланге, или же это обстоятельство явилось для них совершенной неожиданностью.
Вот собственно все, что известно об этом сражении.
Ошибки англичан в предшествовавших столкновениях повторились и здесь: недостаточная артиллерийская подготовка, бессвязность лобовых атак, неискусное маневрирование и, самое главное, почти полное отсутствие какой-либо разведки, хотя и объясняемое слабостью в кавалерии, но все-таки непростительное в данном случае, так как здесь ставилась на карту судьба целой кампании. Позиция противника оказалась гораздо длиннее, чем предполагали, до 10 верст. Он был расположен не только на левом берегу реки Тугелы, но также и на правом, занимая значительными силами гор. Колензо, а также гору Инлаве впереди своего левого фланга. Силы буров простирались до 12 тысяч. Англичане имели до 20 тысяч, но все-таки принуждены были отступить с потерей 1,100 человек и 11 орудий. Буллер отошел к станции Чивелей.
Дальнейшие сведения о его действиях не получены. Отпор, по-видимому, оказался серьезным и войска нуждаются в отдыхе для приведения себя в порядок.
Положение дел на южно-африканском театре можно обрисовать следующим образом.
На юге генералы Френч и Гатакр должны были отойти несколько назад, для более верного прикрытия Де-Аара и Куинстауна. Первый занимает Арундель, а второй Стеркстром. Восстание голландского населения, под влиянием последних неудач британского оружия, продолжает разрастаться и принимает угрожающие размеры. Есть сведения, что более двадцати тысяч фермеров уже присоединились к войскам оранжевых буров. Сообщения Френча и Гатакра с морем подвержены опасности, особенно железные дороги. Отряд буров, под начальством Ван-дер-Мерве, двигается в южном направлении, с целью захватить Де-Аар и таким образом прервать сообщение с Капштадтом или отрезать Метуэна от Оранжевой реки.
Отряд последнего находится в критическом положении. Долго оставаться на месте у Моддер-Ривера ему невозможно из-за недостатка в продовольствии. Продолжать наступление к Кимберлею также, так как с этой стороны буры занимают сильную позицию с обеспеченными флангами. Двигаться в восточном направления на Якобсдаль препятствует недостаток в перевозочных средствах и, наконец, путь отступления находится под ударами противника, так что даже и обратный путь придется прокладывать с помощью оружия.
Ошибки начала кампании принадлежат к числу всего труднее поправимых, а преследование второстепенных целей в ущерб главной почти всегда приводит к печальным результатам. Дробление сил на трех различных театрах привело к тому, что как ни сильны были присланные подкрепления, их приходилось все-таки распределять по трем операционным направлениям. Если такая политика будет продолжаться, то нужно еще долго ожидать того момента, когда войска всех трех театров будут достаточно сильны, чтобы перейти в общее наступление. А до тех пор они принуждены будут оставаться в бездействии, предоставив гарнизоны Ледисмита и Кимберлея своим собственным силам.
Кроме ошибочности общего плана кампании, над действиями англичан тяготеют также и затруднения хозяйственного характера, а именно неустройство перевозочной части, благодаря чему отряды буквально прикованы к железным дорогам, не смея отойти от них даже на пол-перехода, Полки, батареи, батальоны — все это отправлялось в перемешку в одних транспортах, а обозы, лошади, мулы, повозки и сбруя—в других. В виду неравномерной скорости транспортных судов, трудно было рассчитать одновременное прибытие их в места назначения. Да и во время самого плавания происходили перемены в распоряжениях, так что случалось, что войска высаживались в Дурбане, а обозы в Капштадте и наоборот.
Доставление обозов на фронт встречало также затруднения, так как узкоколейная дорога не могла удовлетворить вполне потребностям перевозок военного времени. Все это повлекло за собой крайнюю чувствительность сообщении и неподвижность отрядов. Пока все эти затруднения не будут устранены и войска не получат возможности легко передвигаться в любом направлении—нечего и думать об успехах над бурами, главное достоинство которых заключается в огромной подвижности и держании базы постоянно при себе. Силы же буров, по последним сведениям, определяются приблизительно в 60,000, не считая дальнейших приращений от присоединения восставших голландцев Капской колонии.
Несмотря на все эти неблагоприятные обстоятельства, англичане не теряют мужества и надеются на то, что в конце концов им все-таки удастся сломить упорные сопротивления обеих южно-африканских республик.
Б. А. Б.
Разведчик, № 480, 23 декабря 1899 г.
Еще по теме
Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)
.............................
Война в Южной Африке. (Состояние на 23 декабря 1899 г.)
Война в Южной Африке. (Состояние на 30 декабря 1899 г.)
Война в Южной Африке. (Состояние на 8 января 1900 г.)
Война в Южной Африке. Положение на 18 января 1900 г.
Война в Южной Африке. Положение на 25 января 1900 г.
Война в Южной Африке. Положение на 1 февраля 1900 г..
Война в Южной Африке (январь - февраль 1900 г.)
Война в Южной Африке (первая половина февраля 1900 г.)
Война в Южной Африке Что случилось с Кронье?
Война в Южной Африке (февраль 1900 г.)
|