Штурм англичанами одной из позиций буров
Война в Южной Африке
Внимание всего читающего мира сосредоточено теперь на действиях, происходящих на западной границе Оранжевой республики, где 8-ми-тысячный отряд буров под начальством Кронье сдерживает напор 30-ти-тысячной армии фельдмаршала лорда Робертса. Известия с театра войны продолжают, однако, оставаться чрезвычайно неясными и противоречивыми, а главное бессодержательными.
Последнее обстоятельство объясняется тем фактом, что большая часть их принадлежит перу частных корреспондентов, а военная цензура пропускает все малозначащие инциденты и немилосердно вычеркивает все, что касается до самых военных операций. Официальных же донесений от главнокомандующего очень мало и они редактированы чрезвычайно осторожно. Робертс по всей вероятности, дожидается решительной победы, а до тех пор не хочет преждевременно оглашать своих действий.
Из тех отрывочных газетных сведений, которые приходят к нам ежедневно, можно себе составить следующее представление относительно общего положения дел на реке Моддер: оказывается, что Кронье начал свое отступление не заблаговременно, как это предполагалось раньше, а только 3-го февраля, уже после того, как Френч обошел его с левого фланга.
В этот день буры быстро снялись с своих позиции и двинулись в восточном направлении. Вначале все шло благополучно. Англичане и не подозревали о том, что происходило у противника. Отступление было обнаружено лишь на следующий день, 4-го числа, разъездами 6-й дивизии (Келли-Кенни), которая двигалась в двух переходах позади Френча. Немедленно были приняты меры для преследования Кронье. Задача эта была возложена на 13-ю бригаду Нокса (6-й дивизии), в помощь которой назначили еще и шотландскую бригаду (1-й дивизии лорда Метуэна). Бригада эта, сделав усиленный ночной переход, присоединилась к войскам Келли-Кенни на следующий день. Френчу были посланы приказания спешить в юго-западном направлении с целью отрезать противника от его пути отступления на Блёмфонтейн.
Энергия и решительность английских генералов на этот раз увенчались полным успехом. Им удалось сперва отбить часть неприятельского обоза, а затем и принудить главные силы противника остановиться. Говорят, что Кронье легко мог бы ускользнуть, если бы не обоз и тяжелые орудия, с которыми он ни за что не хотел расставаться. Местность к северу от р. Моддер, по которой ему приходилось двигаться, не богата водой, поэтому войскам поневоле приходилось держаться прибрежной дороги.
Судя по телеграмме агентства Рейтера из Наардеберга от 8-го февраля, англичане настигли арьергард противника у Клипдрифта, как раз в то время, как буры переправлялись на южный берег реки. Несмотря на все усилия помешать переправе, достигнуть этого им все-таки не удалось. Однако, с этого момента преследование сделалось еще более энергичным. Англичане не отставали от противника ни на шаг, пока, наконец, он не остановился. Видя невозможность дальнейшего отступления, Кронье расположился лагерем на обоих берегах реки Моддер в окрестностях Паардеберга и Коодусранд-Дрифта, окопался и решился обороняться до последней крайности.
Едва успели буры расположиться на избранной позиции, как противник в воскресенье, 6-го февраля, атаковал их, наступая по обоим берегам реки. Главная позиция Кронье находилась, по-видимому, к северу от реки Моддер.
Здесь он был атакован шотландской и 13-ю бригадами. Первая из них под начальством Макдональда действовала на левом фланге, а вторая (Нокса) в центре и на правом фланге. С юга подошла еще бригада Смит Дориен и таким образом завершила полное окружение противника. Буры занимали чрезвычайно выгодную позицию, которая слегка спускалась в обе стороны, а местность по берегам реки была совершенно ровная и не представляла никакого закрытия для наступающих войск. Поэтому и неудивительно, что сражение 6-го февраля явилось повторением Магерсфонтейна.
В течение этого дня и двух последующих английские войска потеряли убитыми и ранеными до 50 офицеров; в числе раненых находились оба бригадные командира: Макдональд и Нокс. Что же касается низших чинов, то их, по словам газет, выбыло из строя более 1,100 человек. Из опубликованных списков потерь можно заключить, что прямое участие в деле приняли всего только три вышеупомянутые бригады: Макдональда, Нокса и Смита-Дориена. Последняя состояла из войск, предназначавшихся прежде для охраны коммуникационной линии, 12-я бригада 6-й дивизии и вся 7-я дивизия отсутствовали. Атаки англичан были отбиты по всей линии, и они были принуждены снова вернуться на свои прежние позиции.
Генерал Кронье
В понедельник, 7-го февраля, началось обстреливание лагеря, а на следующий день Кронье просил перемирия на 24 часа, чтобы похоронить своих убитых. Китченер ответил на это отказом, заявив, что он не согласится ни на какие предложения и требует лишь безусловной сдачи.
Из дальнейшего описания газет видно, что вслед за этим ответом Кронье прислал сказать, что он готов сдаться, но когда Китченер отправился в лагерь буров, чтобы условиться относительно капитуляции, ему по дороге встретился гонец от противника, который объявил, что все это произошло по недоразумению и что буры намерены драться до последней крайности. Китченеру поневоле пришлось вернуться обратно к своим войскам и отдать приказание о возобновлении бомбардирования. Стрельба началась, впрочем, только на другой день да и то только после полудня, так как все надеялись, что буры сдадутся.
Тем временем приехал главнокомандующий. Осмотрев позиции и тщательно обрекогносцировав местность, Робертс нашел, что вторичная атака будет сопровождаться еще большими потерями, и поэтому решил продолжать обстреливание неприятельского лагеря и изолирование его от окружающего мира. Главное же свое внимание он обратил на то, чтобы не допустить подход подкреплений к противнику. Нельзя не согласиться, что такое решение вполне правильно, так как сопротивляться до бесконечности Кронье ни в коем случае не может. Если даже предполагать, что отступление его было преднамеренным, все-таки запасы его, особенно боевые, не могут быть значительными; часть их к тому же попала уже в руки англичан. В лагере буров находятся женщины и дети, что должно сильно стеснять бойцов. Все это в совокупности должно заставлять Кронье возлагать свои надежды исключительно на помощь извне.
Успеет он дотянуть до момента подхода подкреплений — он спасется, а пробиться самостоятельно вряд ли возможно. Понятно, что налегке буры может быть и уйдут, но орудия, обоз и семейства—все это останется в руках противника.
Дальнейшие известия о действиях обеих сторон сводятся к тому, что англичане деятельно продолжают обстреливание лагеря. Они выставили три батареи и два морских орудия на северном берегу и четыре батареи и 3 морских орудия на южном. Концентрический огонь полусотни орудий направлен в пространство, площадь которого не превосходит каких-нибудь 2—3 квадратных верст.
Лидитные снаряды, выстреливаемые с дистанции в 1000 сажен, бороздят по всем направлениям лагерь противника, не давая ему ни минуты отдыха и заставляя его искать спасения под землей и в глубоком русле реки Моддер. Что касается буров, то они с удивительным терпением и стойкостью переносят этот адский огонь в течение дня, а ночи проводят в работах по укреплению позиций в инженерном отношении. Англичане понемногу стесняют железное кольцо вокруг своего противника, который теперь, по словам газет, занимает русло реки Моддер, которое представляет из себя желоб длиной в 3 версты, шириной в 150 и глубиной в 50 фут. Лагерь буров будто бы уже зажжен англичанами, которые заняли также и все соседние вершины.
Большая часть этих известий исходит, впрочем, из английских источников, вследствие чего их приходится принимать с некоторой осторожностью. Положим, что и буры также не считают свое положение особенно благоприятным. Они признаются, что противник их сильно теснит и не закрывают глаза на приближающуюся опасность.
Правительства обеих республик приняли деятельные меры для усиления Кронье. По сведениям заграничных газет, к нему отправлено подкреплений до 18 тысяч из Наталя, и до 10 тысяч из Капской колонии. Если прибавить сюда те 8 тысяч, которые предполагаются у него, то общая числительность сил буров дойдет до 36 тысяч, т. е. почти сравняется с армией Робертса, который при своем наступлении в пределы Оранжевой республики принужден был оставить некоторое количество войск в тылу у Кимберлея.
Движение Робертса обнаружено было в первых числах этого месяца, почему нужно предполагать, что подкрепления не замедлят своим появлением, так как они могут смело рассчитывать на железные дороги, особенно на юге в Капской колонии на линию Кольсберг-Форесмит . Последний пункт отстоит всего на 60 верст от Ватервальс-Дрифта на р. Рит, где переправились войска 7-й дивизии при своем наступлении к Якобсдалю.
Поискам из Наталя предстоит несколько более длинный путь: от Ледисмита чрез проход Ван-Реснен до Бетлеема по железной дороге, затем 120 верст по обыкновенным путям до Кронстадта, откуда опять по железной дороге до Блёмфонтейна. От Блёмфонтейна до Коодусранд-Дрифта около 100 верст снова по грунтовым дорогам. Отдельные партии и небольшие отряды уже показались и, по словам англичан, были отброшены назад. Но когда подойдут более значительные силы и откроют действия против сообщений Робертса, положение его может сделаться весьма затруднительным, и если Кронье додержится до этого времени, то может быть ему и удастся спастись.
Наступление главных сил Робертса и преследование Кронье, оттянув на себя главное внимание противника, сразу ослабило давление буров на прочих театрах. В Натале Буллер снова перешел в наступление, на этот раз против левого фланга противника. Движения его сопровождались успехом, он овладел пространством между реками Блаувкранс и Тугелою и горой Инглаве и переправился через Тугелу у Колензо, но достигнуть до Ледисмита ему пока еще не удалось, так как противник, хотя и с уменьшенными силами (ушли главным образом оранжевые буры), но все-таки продолжает оказывать упорное сопротивление, чему во многом помогает сама местность, сильная от природы да к тому же усиленная всевозможными техническими средствами в течение последних трех месяцев. Англичане находятся теперь в расстоянии каких-нибудь 15 верст до Ледисмита, но не решаются на атаку открытой силой, так как боятся снова понести большие потери.
Что касается южного театра, то здесь дела приняли также оборот более приятный для англичан. Противник в виду опасности, угрожавшей столице, поспешно отошел большей частью своих сил на север к Блёмфонтейну и на помощь к Кронье. Критическое положение Клементса изменилось к лучшему и нечего уже более опасаться перерыва сообщения на железной дороге Капштадт—Кимберлей.
Статья была уже написана, когда получено было известие о сдаче Кронье. Отряд его капитулировал утром 15-го февраля. Всего взято в плен около 4000 человек при 6 орудиях. Причины невозможности дальнейшего сопротивления объясняются главным образом упадком духа у осажденных, вследствие неудачи попыток для их освобождения. Все эти попытки производились, по-видимому, без всякой системы и совершенно разрозненно, да к тому же с недостаточными силами, почему англичанам и удалось их отбросить без особенного труда. Кроме того большое впечатление произвела последняя атака англичан 14-го числа, когда канадцы и Гордонский полк захватили передовую позицию противника, находившуюся в расстоянии всего 300 сажен от главного расположения буров.
Дальнейшие подробности дела пока еще неизвестны, так что трудно сказать, как отзовется это событие на дальнейшем ходе войны, но во всяком случае оно является большим успехом для англичан как в моральном отношении, так и потому, что противник лишается одного из своих наиболее искусных вождей в лице генерала Кронье.
Б. А. Б.
Разведчик, № 488, 22 февраля 1900 г.
Еще по теме
Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)
.............................
Война в Южной Африке. (Состояние на 23 декабря 1899 г.)
Война в Южной Африке. (Состояние на 30 декабря 1899 г.)
Война в Южной Африке. (Состояние на 8 января 1900 г.)
Война в Южной Африке. Положение на 18 января 1900 г.
Война в Южной Африке. Положение на 25 января 1900 г.
Война в Южной Африке. Положение на 1 февраля 1900 г..
Война в Южной Африке (январь - февраль 1900 г.)
Война в Южной Африке (первая половина февраля 1900 г.)
Война в Южной Африке Что случилось с Кронье?
Война в Южной Африке (февраль 1900 г.)
|