nik191 Пятница, 22.11.2024, 08:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2021 » Февраль » 26 » Война в Южной Африке. Положение на 1 февраля 1900 г..
05:24
Война в Южной Африке. Положение на 1 февраля 1900 г..

Генерал лорд Китченер

 

 

 

Война в Южной Африке

Положение на 1 февраля 1900 г..

 

С того времени как Буллер перешел обратно через Тегелу 15/27 января никаких сколько-нибудь значительных известий об его дальнейшей деятельности не имеется. Официальные телеграммы главнокомандующего из Капштадта гласят только, что «все остается без перемены».

Эта стереотипная фраза повторяется теперь изо дня в день. Трудно сказать, так ли это на самом деле или делается с целью не оглашать преждевременно действий и передвижений английских войск. Последнее предположение нам кажется более правдоподобным.

Начальником штаба и главным руководителем всех операций является теперь генерал лорд Китченер. Сведения же, которые он доставлял публике относительно хода военных действий в Судане в 1896—1898 гг., были самые скудные: иногда по целым неделям ничего не было известно о том, где находятся войска и что они делают. В то время противниками его являлись дервиши— народ совершенно не цивилизованный, который не мог извлечь себе пользы из чтения английских телеграмм.

С бурами же наоборот дело обстоит несколько иначе. Хотя они и без этого отлично осведомлены относительно всего, что касается до противника, своевременное извещение о предстоящей атаке им все-таки может весьма пригодиться. Отсюда понятен тот переполох, который наделало преждевременное оглашение официальной телеграммы Буллера от 11/23 января о той атаке, которую он предполагал произвести в ту же ночь на Спион-Кон.

Беспокойство англичан можно отчасти объяснить и неуверенностью в окончательном успехе этого рискованного предприятия, но с другой стороны всюду высказывалось опасение, как бы столь важное известие не было передано тотчас же по телеграфу противнику и не дало бы ему возможности принять соответствующие меры.

По сведениям частных корреспондентов английских газет, Буллер выказывает наоборот энергичную деятельность. Он перешел уже снова на северный берег реки Тугелы и двигается по направлению к Ледисмиту. Те же газеты замечают, что военное министерство не намерено доводить до всеобщего сведения никаких известий до тех пор, пока войска Натальской армии не достигнут города и не освободят его гарнизона. Если так, то английской публике придется пожалуй ждать довольно долго.

Генерал Буллер после оставления Спион-Копа обещал, будто бы, войскам, что, несмотря на временную задержку, он все-таки твердо надеется быть в Ледисмите через неделю. Прошло уже десять дней, а о снятии осады что-то ничего не слышно. Тот же Буллер при переправе через Тугелу в начале января объявлял, что предстоявшая операция является решительной и что «отступления не будет», а затем, видя невозможность дальнейшего наступления, преспокойно отступил сначала на свою позицию, а потом и переправился обратно на южный берег реки.

Что касается самых сражении 8 января, то до сих пор не имеется еще точных и обстоятельных сведений относительно того, как они происходили. Все, что до сих пор появлялось на страницах иностранных газет не представляет еще полной картины, а лишь только отдельные и притом разрозненные эпизоды. Нужно предполагать, что позиция буров была действительно очень сильна, что им удалось оказать одинаковое сопротивление по всей линии.

Впрочем, они имели достаточно времени на ее укрепление. Обходное движение англичан было замечено своевременно, а свойства местности давали самые верные указания относительно того, где могла быть произведена переправа. Все эти пункты были поэтому заблаговременно укреплены. Оставалось занять их войсками, что и было исполнено, когда выяснилось в точности, откуда последует удар.

Все эти меры обеспечивали длинную оборонительную линию от обхода. Обходные колонны встречали на своем пути новую фронтальную позицию. Атаки из фланговых обращались в лобовые, и войска, их производившие, разбивались о неприятельские укрепления без всякой надежды на дальнейший успех.

Потери англичан за всю эту операцию на р. Тугеле, по подсчетам английских газет, достигают почтенной цифры 2000 человек (в том числе до 500 пленных). Если принять боевую силу Буллера круглым счетом в 20,000 человек, то окажется, что он потерял в общем до 10% своего состава.

Такова, по-видимому, норма наибольшего напряжения английских войск, после которой они делаются уже неспособными к дальнейшим действиям и нуждаются в некотором отдыхе для пополнения затраченной энергии. Общее же количество потерь на всем театре войны с самого начала кампании до сих пор уже превышает 10,000 человек.

Что касается действий на прочих театрах, то на западной границе лорд Метуэн по-прежнему продолжает бездействовать на р. Моддер. Буры занимают позицию у Спитфонтсейна и Магерсфонтейна и одновременно с этим осаждают Кимберлей. Слухи об освобождении Мэфекинга войсками полковника Плумера пока еще не нашли себе подтверждения из официальных источников. По всей вероятности это неверно, так как иначе английское правительство не замедлило бы разгласить о своем успехе.

Обращаясь к центру, мы видим, что Френч продолжает оставаться у Кольсберга, а Гатакр у Стеркстрома. В промежуток между ними, к станции Тебус (между Росмидом и Стормбергом) направлена вновь прибывшая 6-я дивизия генерала Келли-Кенни. Последнее обстоятельство не является однако особенно существенной переменой в обстановке.

По последним сведениям здесь находилось всего до 12,000 человек (7,000—у Френча и 5,000—у Гатакра). 6-я дивизия весьма слабого состава и насчитывает в своих рядах не более 8,000 человек. У этой дивизии нет совершенно кавалерии, поэтому вся роль ее, по-видимому, сведется к поддержанию связи между своими соседями. Наступать же вперед с теми 20,000, которые дают все эти три отряда, взятые вместе, было бы делом чрезвычайно рискованным, так как буры успели уже притянуть к себе значительные подкрепления и приняли все меры для устройства укрепленных позиций на путях вероятного следования противника. По имеющимся сведениям, они обратили Стормберг в целый укрепленный лагерь и привели в оборонительное положение горный проход, отделяющий его от Стеркстрома.

Главнокомандующий и его начальник штаба продолжают оставаться в Капштадте, руководя оттуда действиями английских войск. Впрочем, что касается Буллера, то положение его является каким-то исключительным—он как бы полусамостоятелен. Например, все его донесения посылаются прямо в Лондон, минуя Капштадт. Внимание Робертса и Китченера обращено теперь главным образом на упорядочение положения вещей в Южной Африке. Долгое отсутствие Буллера (он уехал в Наталь в начале ноября) породило такую массу беспорядков, что разобраться в них нелегко.

В одной из наших статей мы уже упоминали, что, выслав большое количество войск на театр военных действий, Англия не может, однако, сказать, что она имеет на месте вполне организованную армию. Таковой не имеется и притом главным образом благодаря отсутствию правильных штабов. Последние являются совершенной импровизацией. Дело в том, что в мирное время войсковая организация не идет далее полков (однобатальонного состава), все же высшее управление формируется лишь с объявлением мобилизации.

Колониальные экспедиции производились в большинстве случаев лишь весьма незначительными отрядами и поэтому не могли дать англичанам опыт для организации крупных боевых единиц. Единственными исключениями являлись лишь Суданская экспедиция и война на северо-западной границе Индии; но и здесь приходилось иметь дело лишь с нецивилизованным противником. Штабная же служба не терпит импровизаций- все в ней должно быть налажено заблаговременно: только при этом условии работа и может производиться правильно и без всяких задержек.

Другим предметом забот нового главнокомандующего является формирование колесного обоза, отсутствие которого замедляло до сих пор действия английских войск, которые были принуждены поэтому держаться постоянно железных дорог и не смели отходить от них более 15—20 верст в сторону. Нужно предполагать, что теперь эти затруднения отчасти устранены, так как с начала войны прошло около 4-х месяцев, подряды же на поставку повозок обоза были отданы на трехмесячный срок.

В Капской колонии поспешно формируются отряды волонтеров из местного населения. Новый главнокомандующий очень сочувствует этой мере и находит, что нужно было обратиться к ней гораздо раньше. Подкрепления продолжают прибывать со всех сторон: из Англии—7-я дивизия, из Канады и Австралии — колониальные контингенты.

В самой Англии спешно мобилизуются 8-я дивизия, иомены и волонтеры. Что бы ни говорили англичане, но войска эти не перворазрядные — они далеко уступают своим предшественникам, так как состоят большей частью из людей, никогда не бывавших до сих пор на военной службе.

Несмотря на все энергичные меры английского правительства, усиление армии в Южной Африке подвигается весьма медленно и всего менее отражается на боевой силе отрядов, которые и продолжают оставаться все в прежнем составе. Весь излишек, по-видимому, идет на прикрытие сообщений с тылом и обеспечение железных дорог к Капштадту, Порт-Елизабет, Ист-Лондону и Дурбану от покушений со стороны местного населения, которое относится к англичанам весьма несочувственно и даже враждебно.

В виду всех вышеприведенных соображений неудивительно, что из тех 180,000 человек, которым, по словам г. Уиндгэма (товарищ военного министра), предполагается принять к началу будущего месяца активное участие в боевых столкновениях, примут лишь 100,000 человек, а все остальные принуждены будут остаться в тылу, на сообщениях и т. п. Впрочем, и эта цифра нам кажется преувеличенной.

Что касается буров, то положение их трудно назвать благоприятным. Хоть им и удалось предотвратить вторжение англичан в свои пределы, перенести военные действия на территорию противника, осадить несколько неприятельских городов и нанести его войскам целый ряд поражений, главной же цели они все-таки не достигли: им не удалось поднять поголовного восстания среди голландского населения Капской колонии, которое одно только и может дать им надежду на окончательный успех войны.

В противном же случае англичане рано или поздно раздавят сопротивление обеих Южно-Африканских республик, силы которых уже и теперь доведены до состояния почти полного напряжения. Окончательный успех англичан есть вопрос только времени и денег.

 

Б. А. Б.


Разведчик, № 485, 1 февраля 1900 г.

 

 

Еще по теме

 

Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)

.............................

Война в Южной Африке. (Состояние на 23 декабря 1899 г.)

Война в Южной Африке. (Состояние на 30 декабря 1899 г.)

Война в Южной Африке. (Состояние на 8 января 1900 г.)

Война в Южной Африке. Положение на 18 января 1900 г.

Война в Южной Африке. Положение на 25 января 1900 г.

Война в Южной Африке. Положение на 1 февраля 1900 г..

Война в Южной Африке (январь - февраль 1900 г.)

Война в Южной Африке (первая половина февраля 1900 г.)

Война в Южной Африке Что случилось с Кронье?

Война в Южной Африке (февраль 1900 г.)

 

 

Категория: Англо-бурская война | Просмотров: 229 | Добавил: nik191 | Теги: 1900 г., трансвааль, война, Англия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz