nik191 Суббота, 27.07.2024, 03:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2021 » Февраль » 18 » Война в Южной Африке. Положение на 25 января 1900 г.
05:24
Война в Южной Африке. Положение на 25 января 1900 г.

Начальник племени кафров предупреждает англичан о приближении отряда буров

 

 

 

Война в Южной Африке

Положение на 18 января 1900 г.

 

6 января получена была телеграмма, от Буллера о переходе его войск чрез Тугелу. С тех пор вот уже более двух недель внимание не только Англии, но и всей Европы обращено всецело на те события, которые происходят теперь в Натале. Известия с театра военных действий продолжают однако оставаться чрезвычайно скудными, чему, впрочем, нечего особенно удивляться: так было с самого начала войны в тех случаях, когда успех не был на стороне англичан.

Последняя неудача, постигшая британские войска, действительно серьезная—они должны были очистить северный берег Тугелы и переправиться обратно на свою сторону реки.

В прошлой статье мы уже говорили о том, что, предпринимая обходное движение, Куллер разделил свои войска на две колонны, при чем более сильную под начальством генерала Уоррена направил на Тричардсдрифт, а менее сильную на Подгитерсдрифт. Главная роль выпадала на долю левой колонны, так как она находилась на заходящем фланге.

Насколько можно судить по коротким и подчас противоречивым сведениям иностранных газет, действия Уоррена в общем были следующие: переправа закончилась к 6-му числу, но дальнейшее движение было невозможно в виду недостатка продовольствия. Обозы сильно отстали, благодаря дурному качеству дорог между Фриром и Спрингфильдом. Несколько дней приходилось оставаться на месте. Время это было посвящено производству рекогносцировок и ознакомлению со впереди лежащей местностью. Кавалерия лорда Дундональда была, впрочем, выслана вперед и составила крайний левый фланг англичан.

Справившись с продовольственными затруднениями, Уоррен стал осторожно продвигаться вперед, действуя главным образом артиллерией и стараясь, по возможности, щадить свою пехоту.

Первоначальное намерение свое обойти правый фланг противника он, впрочем, должен был вскоре оставить — такое движение выходило бы слишком рискованным, так как позиция буров была особенно сильна именно в этом направлении; приходилось вернуться к прежнему образу действий — лобовым атакам.

Наступление англичан началось в субботу 8 января и продолжалось в течение воскресенья. Оба эти дня атака главным образом велась на левом фланге, где генералу Клери удалось продвинуться на 5 миль (7 1 /2 верст), но главная неприятельская позиция все еще оставалась впереди. Понедельник 10-го прошел относительно спокойно, но 11-го действия возобновились. Под прикрытием своей артиллерии, английская пехота подошла на довольно близкое расстояние к ключу неприятельского расположения, горе Спион-Коп. Гористая местность давала большие преимущества обороне и наоборот сильно затрудняла движение англичан.

В ночь на 12 января войска бивакировали в расстоянии всего версты от главной позиции противника, Левое крыло под начальством генерала Клери занимало возвышенности Таба-Мияма. Возвышенности эти тянутся параллельно р. Вентер-Спруйт в северо-западном направлении, и начиная от горы Спион-Коп до дороги из Ледисмита в Оливерс-Гёк (чрез Актон-Гомс).

В ту же ночь на 12 число генералу Уоррену, с помощью нечаянного нападения, удалось захватить гору Спион-Коп. Маленький гарнизон ее был застигнут врасплох и обратился в бегство. Торжество англичан было однако непродолжительно: они продержались на новой позиции всего лишь до вечера следующего дня и в ночь на 13 число принуждены были очистить гору Спион-Коп.

Известия о взятии горы Спион-Коп и о ее оставлении настолько неясны и сбивчивы, что является даже вопрос эту ли именно гору взяли англичане, а не какую-нибудь другую, не представлявшую такой важности. Атака на гору велась уже в продолжение всего 11 числа и должна была выяснить огромное значение этого пункта. Вряд ли возможно, чтобы буры оставили в нем лишь незначительный гарнизон. Во всяком случае очевидно, что англичане потерпели поражение, так как иначе Уоррену незачем было бы жертвовать плодами столь долгих усилий и отступить обратно на южный берег Тугелы.

Отступление ведено было чрезвычайно поспешно: 13 января утром очищен был Спион-Коп, а 15 числа весь отряд находился уже на противоположном берегу реки. Переправа должна была быть очень затруднительной,так как, насколько известно, в распоряжении Уоррена имелся всего лишь один только мост.

В официальных телеграммах оставление Спион-Копа объясняется не невозможностью удержаться на новой позиции, а скорее затруднительностью дальнейшего наступления, так как северные скаты горы были гораздо круче чем южные.

Другими причинами выставляются: отсутствие воды, слишком большая площадь вершины и, наконец, трудность доставки орудий, без содействия которых никакой успех не мог бы считаться обеспеченным. Такой взгляд на артиллерию успел уже выработаться у англичан под влиянием тяжелых неудач последнего времени.

По известиям из других источников, буры, действительно, были застигнуты врасплох, но затем, видя опасность, произвели целый ряд контратак. Дело несколько раз доходило до рукопашной схватки. В конце концов англичане были отброшены назад с большим уроном — одних пленных было взято 150 человек, а число убитых и раненых было около 1500 человек.

Английские сведения ничего не говорят про потери, но, по всей вероятности, нужно предполагать, что они были очень тяжелы. Официально известно, что количество офицеров выбывших из строя доходит до 48 человек.

В то время, как все это происходило на левом фланге, бригада Литтльтона ограничивалась лишь демонстрациями, не ввязываясь в серьезное дело с противником. Она отошла от реки всего только на три версты. Такой образ действия был, впрочем, совершенно естественен, так как вся тяжесть операции лежала на левой колонне, а правая должна была служить лишь осью захождения всего боевого порядка.

Другая задача отвлечение внимания буров от главного пункта атаки была трудно выполнима, так как для успешности демонстрации нужны были более значительные силы, а здесь их, насколько известно, было совсем недостаточно — всего только одна бригада, 3—4 т. человек. Бригада Гильдьярда, которая должна была служить ей резервом, была уже чуть ли не с самого начала переведена влево для усиления колонны Уоррена.

Газеты ничего не говорят про то переправилась ли левая колонна обратно на южный берег реки или нет — может быть она остается и сейчас на прежней позиции. Местность у Подгитерсдрифта весьма благоприятствует англичанам, так как высоты правого берега значительно командуют над впереди лежащей местностью, а река Тугела образует изгиб в южную сторону, и пункт переправы находится все время под самым действительным огнем с английских батарей на горе Алис.

Что бы там ни было, но факт неудачи Буллера остается налицо. Результаты трехнедельной трудной операции сведены к нулю, Дело освобождения гарнизона Ледисмита нисколько вперед не подвинулось и положение англичан стало весьма затруднительным.

В виду недостатка достоверных сведений о последних событиях, трудно пока еще определить настоящие причины неуспеха, казалось, так удачно задуманного предприятия. Однако и теперь уже можно сказать, что одними из главных виновников были недостаток подвижности английских войск, характер страны и полная для них невозможность держать в секрете свои передвижения и действия. Все это такие обстоятельства, устранение которых дело весьма нелегкое.

Недостаток подвижности, явление присущее английским войскам не только в эту, но и во все предшествовавшие кампании. Он объясняется самым характером английских солдат, которые привыкли к комфорту в мирное время и с большим трудом расстаются с ним в военное.

Потребности их поэтому гораздо значительнее, чем потребности солдат других армий. Все это влечет за собой увеличение обоза, который не может своевременно поспевать за войсками. Войска в свою очередь принуждены делать дневки, чтобы дать обозам возможность нагнать их и пополнить расход запасов. Все это вызывает большую потерю во времени. Состояние дорог, горный характер страны и дождливое время года с своей стороны оказывали также весьма неблагоприятное влияние на скорость движения.

Что касается невозможности держать в тайне свои передвижения, то это объясняется сомнительным и частью даже враждебным отношением местных жителей голландского происхождения. (Северный Наталь в противоположность южному отличается вообще значительными симпатиями к бурам.)

Обращаясь к чернокожему населению — кафрам, нужно сказать, что они одинаково усердно служат обеим сторонам. По словам некоторых английских корреспондентов, они все так похожи друг на друга, что надзор за ними и контроль их действий являются чрезвычайно затруднительными, а обойтись без их содействия невозможно, так как они доставляют всю рабочую силу, ибо и здесь подобно Индии английские солдаты ни на какие хозяйственные работы не назначаются.

Ледисмит снова, по-видимому, предоставлен своей судьбе. Удается ли его выручить с помощью нового движения или нет? Все будет зависеть от того, хватит ли у него запасов протянуть еще несколько времени. По сведениям газет в начале декабря продовольствия оставалось еще на два месяца.

Если это справедливо, то теперь они должны уже подходить к концу. Гарнизону предстоит выбирать между двумя решениями: сдаваться ли на капитуляцию, или сделать попытку пробиться в южном направлении на соединение с войсками Буллера. Последнее вряд ли возможно, так как силы гарнизона должны быть уже на исходе, а линия обложения буров значительно ими усилена против прежнего. Во всяком случае так или иначе, но нужно ожидать скорой развязки — осада длится уже более трех месяцев.

Что касается прочих театров, то здесь за последнее время не произошло никаких, сколько-нибудь значительных перемен. Метуэн ограничивается незначительными рекогносцировками, а Френч все никак не может овладеть Кольсбергом. Силы Гатакра постепенно увеличиваются с помощью вновь образованных отрядов колониальных войск.

Англичане наконец убедились в неправильности первоначального расчета правительства, которое надеялось обойтись одними лишь регулярными поисками. Польза колониальных южно-африканских контингентов выяснилась самым наглядным образом, особенно конных частей. Люди, эти как более знакомые со страной и с жителями, гораздо пригоднее к исполнению разведывательной службы, а лошади местной породы менее страдают от климата и эпидемических болезней. Внимание нового главнокомандующего и его начальника штаба обращено на придание этим отрядам должной организации, чтобы таким образом извлечь из них возможно большую пользу.

Трудно сказать какое влияние произвела последняя неудача Буллера на судьбу дальнейших предприятий английских войск. Намерения нового главнокомандующего держатся в строжайшем секрете. Будет ли предпринято новое наступательное движение в Натале неизвестно. Общественное мнение страны требует освобождения Ледисмита. Все давно уже сознают ошибочность первоначального распределения сил в Южной Африке и первых действий английских войск; но, говорят, что раз это уже сделано, то приходится мириться с совершившимся фактом, а освободить Ледисмит все-таки нужно.

Будут ли эти соображения иметь какое-нибудь влияние на окончательное решение Робертса и Китченера сказать нельзя, но нужно предполагать, что им предоставлена полная свобода в действиях и все будет зависеть от их личного взгляда на общее положение военных действий. Повторяем, что об этом пока еще ничего неизвестно. Неизвестно также, куда будут направлены и новые подкрепления 6 и 7 дивизий. Часть этих войск уже прибыла в Южную Африку, а другая ожидается в самом непродолжительном времени. Придав эту массу в 20—25,000 человек к войскам Буллера или Гатакра, англичане обеспечат себе большое численное превосходство над противником и получать возможность снова перейти в наступление.

Более вероятно второе предположение; на это указывает уже и тот факт, что главная квартира продолжает все оставаться в Капштадте и затем все возрастающее беспокойство среди голландского населения Капской колонии. Последнее обстоятельство требует одержания немедленного успеха, а таковой очевидно может легче всего быть достигнут при наступлении с юга в пределы Оранжевой республики.

 

Разведчик, № 484, 25 января 1900 г.

 

 

Еще по теме

 

Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)

.............................

Война в Южной Африке. (Состояние на 23 декабря 1899 г.)

Война в Южной Африке. (Состояние на 30 декабря 1899 г.)

Война в Южной Африке. (Состояние на 8 января 1900 г.)

Война в Южной Африке. Положение на 18 января 1900 г.

Война в Южной Африке. Положение на 25 января 1900 г.

Война в Южной Африке. Положение на 1 февраля 1900 г..

Война в Южной Африке (январь - февраль 1900 г.)

Война в Южной Африке (первая половина февраля 1900 г.)

Война в Южной Африке Что случилось с Кронье?

Война в Южной Африке (февраль 1900 г.)

 

 

Категория: Англо-бурская война | Просмотров: 194 | Добавил: nik191 | Теги: 1900 г., трансвааль, война, Англия | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz