Война в Южной Африке
Положение на 18 января 1900 г.
По сообщениям английских газет, обходное движение Буллера для выручки гарнизона Ледисмита началось 29 декабря прошлого года, в самый день приезда в Капштадт нового главнокомандующего и его начальника штаба. В зтот день к Фриру подошла дивизия Уоррена, находившаяся до тех пор у Исткорта. Здесь она присоединилась к остальным войскам Бумера, а на следующий день, 30 декабря, все тронулись в путь.
Что касается кавалерии лорда Дундональда, то она была еще заблаговременно выслана вперед. 29 декабря ей удалось врасплох захватить гору Цварт Кон, которая занимала господствующее положение относительно всей долины реки Тугелы и находилась в непосредственном соседстве с переправой чрез нее у Подгитерсдрифта. На следующий день весь южный берег у этого пункта находился уже во власти англичан.
Вслед за кавалерией двинулись и остальные войска. Все расстояние от Фрира до Подгитерсдрифта было пройдено в три дня. В течение первого дня войска дошли до фермы Преториуса (верстах в 10 не доходя Спрнигфильда). Следующий переход был еще меньше—всего около 10 верст, ночевали в окрестностях Спрингфильда. К вечеру третьего дня добрались, наконец, до берегов Тугелы и расположились на позиции в трех верстах от реки.
Медленность движения обусловливалась характером местности и непогодой, а также огромным количеством повозок, которые следовали за войсками. Наталь представляет собой страну чрезвычайно гористую, а северная его часть обладает этим качеством еще в большей степени, реки текут в глубоких руслах с обрывистыми берегами, с крутыми спусками и подъемами и отличаются всеми свойствами горных потоков: по временам чуть ли не пересыхают, но стоит лишь пройти дождю в Драконовых горах, как уровень воды быстро повышается и броды немедленно исчезают. Конец декабря был очень дождливый, поэтому все реки сильно вздулись и переправа вброд была чрезвычайно затруднительна, так что местами пехоту приходилось перевозить на понтонах.
Обоз состоял из 400 повозок и 5,000 животных. Особенно затруднительна была перевозка орудий, в которые запрягалось до 20 волов в каждое. Плохое качество и малая ширина дорог исключали возможность движения широким фронтом, вследствие чего общая глубина всей походной колонны, по словам корреспондента «Тimes», доходила чуть ли не до 30 верст. Все эти неблагоприятные обстоятельства повлекли за собой большую потерю во времени, так что буры, наверно, были отлично осведомлены относительно всех передвижений противника.
Река Тутела к западу от Колензо, как мы говорили уже в предыдущих статьях, сравнительно мельче, чем в нижнем своем течении. Здесь имеется 3 брода: Марицерсдрифт в 16 верстах западнее Колензо (немного повыше устья р. Малой Тугелы), Подгитерсдрифт в 24 верстах и Тричардсдрифт в 32 верстах выше Колензо. Положение последнего брода на карте не обозначено, по всей вероятности он находится где-нибудь около устья р. Вентер Спруйт. Наиболее удобным пунктом для устройства переправы был Подгитерсдрифт.
Река делала здесь крутой изгиб в южную сторону и правый берег командовал над всей впереди лежащей местностью. От всех этих бродов ведут дороги в северном направлении к Ледисмиту, при чем дорога от Марицерсдрифта самая короткая, но зато очень плохая, две же другие получше, обе они выходят на большую дорогу из Ледисмита в Бетани, первая не вдалеке от селения Дьюдропа, а вторая верстах в 10 к западу от этого пункта.
Генерал Буллер остановил свой выбор на двух последних бродах. Сам направился на Подгитерсдрифт, а генерала Уоррена послал к Тричардсдрифту. Силы, которые он могь уделить для производства этого рискованного обходного движения были не велики. По словам газеты «Тimes» левая (главная) колонна генерала Уоррена состоит из 12,000 чел. пехоты, 1,500 чел. кавалерии и конной пехоты, 30 орудий и 6 гаубиц (5-дюймового калибра).
Под непосредственным начальством Буллера находится до 7,000 чел. пехоты с 18 орудиями и гаубицами и некоторое количество морских войск и орудий. Всего таким образом в обход назначено более 20,000 человек или 2/3 наличного состава, так как общая числительность всех войск в Натале не превышает 30,000 человек. Рассчитывать на содействие гарнизона Ледисмита (8,500 чел. при 36 орудиях) вряд ли возможно.
Трехмесячная осада, тяжелые лишения, голодовка, болезненность и, наконец, тяжелые потери в дни штурмов 24 и 25 декабря минувшего года не могли не остаться без влияния на войска генерала Уайта, подорвав их способность к энергичному ведению наступательных операций.
Численность буров по последним сведениям доходит до 25—30 тысяч, при чем последняя цифра представляется более вероятной, так как они, по слухам, получили значительное подкрепление от Кронье, который настолько укрепил свою позицию у Магерсфонтейна, что нашел возможным уделить часть своих сил на помощь Жуберу, заняв проходы в Драконовых горах на фланге и даже частью в тылу английских войск.
Дождливая погода и высокая вода в реке были причиной того, что англичанам не удалось переправиться чрез Тугелу тотчас же по приходе войск, а приходилось дожидаться до более благоприятного момента. Наконец, 4 января переправился Буллер с бригадой Литтльтона, а на следующий день и Уоррен со своими войсками и кавалерией Дундональда перешел реку по мосту, устроенному у Тричардсдрифта.
Сверх всякого ожидания, буры не оказали никакого сопротивления и дали противнику полнейшую возможность совершить эту трудную операцию без всякой помехи с своей стороны. Все их внимание было обращено на дальнейшее укрепление своих позиций. Чтобы не обнаруживать заранее своего расположения, они даже не отвечали на сильный артиллерийский огонь англичан.
Сведения о дальнейших действиях англичан, после переправы через р. Тугелу, чрезвычайно туманны. Одно только видно, что буры оказывают упорное сопротивление, но все-таки постепенно отступают по направлению на Ледисмит. Однако, успехи англичан пока еще весьма незначительны. Левой колонне Уоррена удалось продвинуться всего только до Актон Гомса (10 верст к северо-западу от Подгитерсдрифта), где они овладели тремя передовыми позициями противника, и при этом понесли сильные потери; по одним известиям до 279 человек. Правая же колонна продолжает оставаться на близком расстоянии от реки.
План Буллера заключается, по-видимому, в том, чтобы извлечь возможно больше пользы из взаимодействия обеих колонн, при чем главная роль выпадает на левую колонну, которая должна обходить с левого фланга последовательные позиции противника. Для облегчения этих действий к ней придана кавалерия лорда Дундональда, которая двигается на крайнем левом фланге. Правая колонна является как бы осью захождения и, угрожая левому флангу противника, заставляет его отступать перед войсками Уоррена.
Обе колонны предполагается соединить где-нибудь около реки Блаубэнк (в 12 верстах к западу от Ледисмита), откуда уже общими силами идти на выручку осажденношо гарнизона. Силы противников, как мы уже видели, почти равны, но буры, занимая центральное положение, имеют на своей стороне все выгоды кратчайших расстоянии, а, не будучи, кроме того, стеснены большим обозом, они обладают еще несравненно большей подвижностью, чем англичане, поэтому нельзя не признаться, что все это обходное движение является делом чрезвычайно рискованным и обещает успех лишь в случае скорой и полной победы над противником. Скорой, так как иначе Ледисмит не дождется своего освобождения, полной, так как в противном случае буры легко могут уйти из-под ударов англичан.
Путь отступления в Трансвааль для них остается постоянно открытым. Присутствие даже и разбитой, но не уничтоженной в конец армии буров в Натале не даст англичанам возможности вывести оттуда свои войска. А это, в свою очередь, лишит их возможности уделить более или менее значительную часть этих сил для действия в Капской колонии н наступления с юга в пределы Оранжевой республики в направлении на Бломфонтейн. В этом собственно заключался первоначальный план Буллера, а теперь, по-видимому, снова вернулись к нему, считая в этом залог успешного окончания кампании.
Неудачный исход предстоящего столкновения поставит англичан в критическое положение, тем более затруднительное, чем полнее успеют они сделать захождение и чем ближе они подойдут к Ледисмиту, так как, случись это теперь, им придется отступать, имея в тылу реку с двумя весьма сомнительными переправами, тогда же опасность увеличивается еще более, путь отступления будет отходить от фланга, а в тылу—Драконовыя горы, проходы которых, по слухам, заняты также поисками противника.
Судьба всей кампании зависит поэтому во многом от результатов решительного столкновения, которое должно произойти на днях в окрестностях Ледисмита, Но действия затягиваются. Обходное движение теряет характер внезапности.
Буры имеют полнейшую возможность переменить фронт и встретить противника в новом направлении с той же энергией и стойкостью, как и под Магерсфонтейном. Ведь и тогда они допустили Метуэна переправиться чрез р. Моддер и подойти всего на каких-нибудь 16—18 верст к Кимберлею—и что же из этого вышло: уже более полутора месяца как он все стоит на одном месте. От Актон Гомса до Ледисмита остается еще целых 30 верст пути. Нужно полагать, что буры найдут возможность задержать англичан еще не один раз на всем этом протяжении.
Действия буров в течение последних двух недель поражают своею загадочностью; они как бы берегут свои силы для будущего сражения. Нужно удивляться той выдержке и внутренней дисциплине, которая позволяет этим простым фермерам лежать целые сутки под страшным артиллерийским огнем и не отвечать ни на один выстрел. Англичане сперва принимали это за слабость со стороны противника, но скоро принуждены были отказаться от этого заблуждения. Страшные потери, которые они понесли под Колензо и Магерсфонтейном, сделали их гораздо осторожнее.
Теперь они уже пользуются закрытиями и применяются к местности, чего прежде и нс думали делать.
Что касается действий на прочих театрах, то здесь ничего нового не произошло, все остается без перемены. Лорд Метуэн, обнаруживший было вначале свою деятельность высылкой конного отряда генерала Бабингтона силой в 200 коней для производства рейда в пределах Оранжевой республики, снова вернулся к прежнему бездействию и ограничивается перестрелкой с противником и производством незначительных рекогносцировок.
Рейд Бабингтона наглядно указал на ту пользу, которую англичане могли бы извлекать из своей конницы, но прямых последствий не имел, так как совершался на очень короткое расстояние, противник нигде не был встречен и все ограничилось лишь уничтожением нескольких бурских ферм.
Генерал Френч продолжает маневрировать к северу от Кольсберга, стараясь прервать сообщении буров с переправами на Оранжевой реке, но это ему пока не удается, так как силы его весьма незначительны (у него не более 2,000 человек). Генерал Гатакр остается все в прежнем положении, с трудом сдерживает относительное спокойствие среди мятежного края.
Положение Кимберлея и Мэфкинга остается без перемены, только запасы в обоих этих пунктах подходят к концу. На севере полковник Плумер тщетно пытается помочь последнему из этих пунктов. Что касается Ледисмита, то положение его очень трудное. Болезненность сильно увеличилась. Количество смертных случаев доходит до 10 в сутки и только надежда на скорое освобождение поддерживает кое-как слабеющие силы злополучного гарнизона.
Б. А. Б.
Разведчик, № 483, 18 января 1900 г.
Еще по теме
Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)
.............................
Война в Южной Африке. (Состояние на 23 декабря 1899 г.)
Война в Южной Африке. (Состояние на 30 декабря 1899 г.)
Война в Южной Африке. (Состояние на 8 января 1900 г.)
Война в Южной Африке. Положение на 18 января 1900 г.
Война в Южной Африке. Положение на 25 января 1900 г.
Война в Южной Африке. Положение на 1 февраля 1900 г..
Война в Южной Африке (январь - февраль 1900 г.)
Война в Южной Африке (первая половина февраля 1900 г.)
Война в Южной Африке Что случилось с Кронье?
Война в Южной Африке (февраль 1900 г.)
|