Телеграфирование без проводов с военного воздушного шара в английской армии
Война в Южной Африке
Конец января старого стиля ознаменовался новым переходом англичан в наступление. Как в Натале, так и на западной границе были произведены попытки прорвать заколдованный круг укреплений противника. Однако в обоих случаях пришлось все-таки отступить и вернуться на свои прежние позиции. Известия об этих событиях продолжают оставаться весьма туманными. Официального подтверждении неудач еще не последовало, но частные корреспонденты английских газет успели уже сообщить несколько интересных подробностей.
Слухи о новой попытке Буллера форсировать оборонительную линию реки Тугелы ходили еще задолго до той поры, когда она была предпринята в действительности. Называли даже день его перехода на тот берег — именно 21-го января. На самом деле движение началось лишь в понедельник 24-го числа.
.
Прежде чем приступить к описанию боя, я позволю себе сказать несколько слов о той местности, на которой он разыгрался. Тугела на участке Потгитерс-Дрифт-Скит-Дрифт имеет весьма извилистое течение: река делает сперва крутой изгиб к югу, а затем к северу, после чего поворачивает снова на юг и продолжает течь в этом направлении вплоть до устья Малой Тугелы. На всем этом протяжении она делает один большой изгиб к западу у Скитт-Дрифта. Оба берега очень гористы, в особенности левый; горы сопровождают здесь реку в виде амфитеатра. Начинаясь на западе у горы Спион-Коп, они следуют в восточном направлении сперва под названием Бракфонтейнского кряжа, а затем под другими именами: Валь-Кранц (или Кранц-Клоф) и Дорн-Клоф.
Оба последние массивы разделены друг от друга глубокой впадиной, пересеченной массой оврагов (донга). Начиная от Дорн-Клофа, горы, следуя вдоль реки, поворачивают к югу, окаймляя с этой стороны Ондерброокское плато. К югу от Тугелы местность сравнительно ниже и только лишь в западном углу возвышается огромный массив Цварт-Коп, северная часть которого носит название Моунт-Алис. Скаты Цварт-Копа очень круты и покрыты лесом. Вершина плоская и довольно поместительная. Гора господствует над всей впереди лежащей местностью своего и противоположного берега за исключением лишь одного Дорн-Клофа который значительно выше. В 3 верстах к юго-западу от ее подножья находится лагерь Буллера—Спирманс-Камп.
Позиция буров начиналась в 3 верстах к востоку от Спион-Копа, и тянулась на восток по гребню высот левого берега. Она была сильно укреплена окопами, которые располагались по скатам Кранц-Клофа и Дорн-Клофа. Вершины соседних гор были уставлены дальнобойными орудиями большого калибра.
Со стороны англичан были сделаны серьезные приготовления. За несколько дней до перехода в наступление, гора Цварт-Коп была обращена в одну обширную батарею. Сюда втащили морские и полевые орудия, которые должны были прикрывать движение пехоты. Впоследствии, впрочем, оказалось, что успешно содействовать орудия могли лишь только в начале боя, а под конец войска ушли слишком далеко вперед вне района действительного огня.
План Буллера, если судить по газетным известиям, состоял в следующем: демонстрировать частью сил против Потгитерсдрифта, а с остальными войсками переправиться несколько ниже по течению реки (в северном изгибе против горы Вааль Кранц).
Сражение началось в 6 часов утра 24-го января. 9-я бригада Уинна (бывшая Вудгэта), стоявшая до тех пор биваком на высотах к югу от Потгитерсдрифта, двинулась вперед в направлении на Бракфонтейнские высоты. Наступление пехоты шло медленно, но верно. Артиллерия поддерживала атаку, обстреливая траншеи противника пятью полевыми батареями и гаубицами. Около полудня буры открыли меткий огонь из своих дальнобойных орудий, стоявших на горе Спион-Коп. Английские батареи отвечали, но в то же время постепенно меняли позицию, забирая вправо, чтобы иметь возможность поддержать главную атаку, которая должна была начаться в самом непродолжительном времени.
Действительно, около 1 часу дня левая колонна получила приказание отступить. В это время она находилась уже в расстоянии всего каких-нибудь полутора верст от неприятельских траншей, почему отступление не могло обойтись без значительных потерь.
Пользуясь тем, что внимание противника было обращено на его правый фланг, 4-я бригада Литльтона быстро выдвинулась из-за Цварт-Копа и, следуя вдоль южного берега, направилась к вершине северного изгиба реки напротив горы Вааль-Кранц. Понтонеры живо (в 60 минут) навели мост через Тугелу и к 2 часам вся бригада была уже на противоположном берегу.
Дальнейшее наступление продолжалось сперва под прикрытием крутого берега, а затем батальоны принуждены были рассыпаться в цепь, и в таком порядке двигаться чрез открытую равнину под сильным огнем буров. Морские орудия на горе Цварт-Коп, хранившие до сих пор молчание, теперь, внезапно, открыли действительный огонь, чем отвлекли немного внимание противника от наступившей пехоты, которая, пройдя в подошве Кранц-Клофа, примкнула штыки и дружным ударом овладела вершиной.
Буры были, по-видимому, застигнуты врасплох, так как ожидали атаку на свой крайний левый фланг, почему гора Дорн-Клоф и была занята гораздо сильнее, а на Вааль-Кранце находилось всего лишь несколько сот человек. Буры пробовали произвести контратаку, и одно время Литльтону приходилось плохо, но Буллер своевременно подкрепил его 2-й бригадой Гилдьярда, так что в конце концов гора все-таки осталась за англичанами. Тем не менее положение их было весьма затруднительное. Начиная с 4-х часов (время взятия горы) и до вечера они подвергались перекрестному огню с соседних высот.
В следующие дни, вторник и среду, бурам удалось установить значительное число дальнобойных орудий как на Спион-Копе, так и на Дорн-Клофе. Огонь их артиллерии скоро приобрел такой перевес над огнем противника, что положение англичан сделалось прямо невыносимым. Не то, чтобы у них было меньше орудий—нет у них была целая масса—до 72, а то, что ни одно из них по своим баллистическим качествам не могло состязаться с пушками Крёзо и «Длинным Томом», которого буры установили на горе Дорн-Клоф. Тяжелые орудия англичан находились на том берегу, на горе Цварт-Коп, и не были приспособлены к перевозке (вся система весила более 300 пудов), так что нечего было и думать переправлять их чрез реку по понтонному мосту.
В довершение беды не из чего было устраивать себе закрытий, так как скалистый грунт вершины не подавался никакой разработке. В четверг Буллер, наконец, решился покинуть свою позицию и отступить снова на правый берег реки. Отступление сопровождалось значительными потерями, так как буры на этот раз не дремали и обстреливали английские войска действительным и метким огнем. Точная цифра потерь до сих пор еще неизвестна.
Третья попытка Буллера освободить Ледисмит кончилась таким образом также неудачно, как и две предыдущие. Позиция буров на Тугеле тянется, как известно, вдоль реки от Актон-Гомса на западе, до горы Ингл ве на востоке. Первая атака англичан (сражение 3-го декабря при Колензо) была направлена на левый фланг противника, вторая (бои 8—12 января за обладание Спион-Копом) на правый, а последняя на центр, который, по словам многих знатоков дела, представлял больше всего удобств для движения к Ледисмиту.
Буллер испробовал теперь все три направления и везде встретил упорное сопротивление противника. Остается еще четвертое направление чрез Веенен, однако, оно очень кружное и, следуя им, пришлось бы подставлять свои сообщения под удары буров. Нужно предполагать, что с Буллера довольно этих трех поражений и что новых попыток для выручки Уайта он больше не сделает, а гарнизон Ледисмита будет опять предоставлен своей собственной судьбе.
По последним сведениям положение Буллера стало весьма критическим. Он находится будто в полном отступлении на Исткорт. Такой крутой переход от нападения к обороне объясняется опасностью, которая угрожает его сообщениям, вследствие движения отрядов противника из Зулуленда в направлении на Грейтоун и Вестон. Дело в том, что уже несколько дней тому назад было получено известие о захвате бурами сперва Нкуту, административного центра земли зулусов, а затем и Инкандла, другого административного пункта страны, откуда ведет уже прямая дорога на Грейтоун и Вестон (последний пункт лежит на реке Моои Ривер и железнодорожной линии Дурбан— Ледисмит к югу от Исткорта). Если это известие справедливо, и наступление буров ведется значительными силами, то положение Буллера нельзя не признать опасным, так как он рискует потерять единственную железную дорогу, на которую он до сих пор базировался.
Интерес к Буллеру за последнее время, впрочем, значительно уменьшился —англичане успели уже примириться с мыслью о падении Ледисмита и все их внимание сосредоточилось снова на западном театре военных действий, куда уже успел прибыть новый главнокомандующий.
Лорд Робертс выехал из Капштадта уже довольно давно, но некоторое время о местопребывании его не было известно. Лишь в самые последние дни объявили, что он находится в лагере на реке Моддер, где он произвел смотр шотландской бригаде Макдональда *) и благодарил войска за блестящее выполнение возложенного на них поручения.
*) Генерал Гектор Макдональд, герой Суданского похода и сражения при Омдурмане в особенности, где англичане обязаны ему успехом дня, принял шотландскую бригаду после генерала Уошопа, убитого под Магерсфонтейном 29-го ноября 1899 года.
Поручение это, как видно, заключалось в следующем:
Лорд Метуэн обратил внимание на то, что буры стали получать значительные подкрепления с юго-запада со стороны Дугласа. Чтобы помешать усилению противника, он отправил 23-го января Макдональда с шотландской бригадой, уланским полком и одной батареей вниз но течению р. Рит. Пройдя около 20 верст, Макдональд остановился у горы Коодусберг, и здесь занял позицию, которая командовала над переправой чрез реку у этого пункта.
Следующий день посвящен был укреплению позиции, а 25-го января буры атаковали англичан. Атака ведена была весьма энергично, так что Макдональд принужден был просить о помощи. Полковник Бабингтонт был послан к нему с полком кавалерии и двумя конными батареями. Войска эти, следуя вдоль правого берега реки, прибыли к Коодусбергу 20-го числа и способствовали отражению противника.
Несмотря на одержанный успех, Метуэн приказал Макдональду вернуться обратно в лагерь. Чем мотивировано было это распоряжение, неизвестно.Все это предприятие вряд ли могло иметь особенно важное значение, так как направление, в котором оно велось, совершенно второстепенное. Главное значение принадлежит, бесспорно, левому флангу буров, так как здесь проходит сообщение их войск с Оранжевой республикой. Что касается самого Метуэна, то слухи о его психическом расстройстве, продолжают все более и более подтверждаться, даже приезд Робертса в лагерь на р. Моддере ставят в связи с намерением его заменить Метуэна каким-нибудь другим генералом.
Что касается центра, то здесь Гатакр и Френч продолжают оставаться все в прежнем положении. Противник делается, однако, все более и более смелым и занимает новые пункты к югу и западу от Кольсберга и постоянно тревожит английские аванпосты у Стеркстрома. Население этих местностей сильно сочувствует бурам, так что большая часть войск занята поддержанием внутреннего порядка и охраной сообщений и почти ничего не остается для наступательных действий.
Подводя итог всем последним событиям, нельзя не прийти к тому выводу, что мы находимся накануне событий первостепенной важности. Где они произойдут, в точности сказать невозможно, но, всего вероятнее, что на западном или южном театрах и будут заключаться в наступлении большими силами в пределы Оранжевой республики, в направлении на Блумфонтейн. Нам даже кажется, что все эти частные эпизоды последнего времени: бои в Натале и на р. Моддер суть только демонстрации, с целью отвлечь внимание противника и удержать его от посылки войск на южную границу Оранжевой республики.
Мост через р.Тугелу
Разве попытку Буллера форсировать реку Тугелу можно назвать действительно серьезной? Если бы он имел в виду решительное наступление, то он не преминул бы ввести в дело все, что только было возможно, а здесь мы видим всего лишь 3 бригады из тех 6, которые находились в его распоряжении. Нет, это была или демонстрация, или усиленная рекогносцировка, предпринятая лишь с целью оправдать себя перед общественным мнением страны, что он де сделал все, что только мог, для освобождения Ледисмита.
Известия с театра войны мало говорят про военные события, а о числительности войск и их расположении известно еще меньше. Товарищ военного министра, г. Уиндгэм, о котором мы упоминали в последней статье, отвечая в парламенте на запрос одного из членов, сказал, что численность английских войск в Южной Африке доходит до 179.000 человеке. Если эта цифра верна, то за вычетом 40.000 для Наталя и 8,000 для гарнизонов Кимберлея и Мэфкинга, на Капскую колонию остается 130,000 человек.
Трудно допустить, чтобы так было на самом деле. Ведь с этими силами англичане могли бы прямо раздавить своих противников. Другие сведения определяют их в 80,000. Последнее должно быть ближе к истине. Местонахождение 25—30 тысяч из них неизвестно. Английские газеты предполагают, что это и есть те силы, с которыми Робертс предполагает начать наступление, которое должно послужить поворотным пунктом всей кампании. Объявление английской военной цензуры, что в течение нескольких дней не будут допускаться никакие известия с театра войны, указывает на то, что какое-то важное движение действительно готовится.
Трудно предсказать исход этого нового наступления — будет ли оно успешно или его постигнет судьба всех предшествующих предприятий этого рода. По той медленности, с которой идут все приготовления к походу, можно заключить, что он будет веден методически, с должной осторожностью и применением к местным условиям (за это ручается имя генерала Китченера — одного из выдающихся представителей методического ведения операций нашего времени).
Местность по южной и западной границам Оранжевой республики благоприятствует англичанам. Но с другой стороны та же медлительность подготовки даст бурам возможность собраться с силами и встретить врага на заранее укрепленной позиции, которых здесь хотя и меньше, чем на Натальском театре, но буры такие мастера по части инженерного дела, что они не преминут воспользоваться даже и малейшими складками местности, чтобы извлечь из них соответствующую пользу.
Б. А. Б.
Разведчик, № 486, 9 февраля 1900 г.
Еще по теме
Англия и Трансвааль (1-15 августа 1899 г.)
.............................
Война в Южной Африке. (Состояние на 23 декабря 1899 г.)
Война в Южной Африке. (Состояние на 30 декабря 1899 г.)
Война в Южной Африке. (Состояние на 8 января 1900 г.)
Война в Южной Африке. Положение на 18 января 1900 г.
Война в Южной Африке. Положение на 25 января 1900 г.
Война в Южной Африке. Положение на 1 февраля 1900 г..
Война в Южной Африке (январь - февраль 1900 г.)
Война в Южной Африке (первая половина февраля 1900 г.)
Война в Южной Африке Что случилось с Кронье?
Война в Южной Африке (февраль 1900 г.)
|