Николай ІІ и семья в Царском Селе (март 1917 г.)
В Царском Селе в дни революции
Когда в Царском Селе полки стали примыкать к восставшим, солдаты высыпали из казарм с оркестром музыки, с красными флагами на штыках, и началась беспорядочная стрельба, во дворце в это время царица ухаживала за своими больными детьми.
Сначала заболел корью цесаревич Алексей, за ним слегли и дочери. Положение одной из них - Татьяны Николаевны, было настолько тяжелым, что ее приходилось поддерживать кислородом.
Ни Александра Федоровна, ни ее дети не знали о происходящем не только в Петрограде, но и в Царском Селе. Во все были посвящены лишь безотлучно проводившие вместе с бывшей царицей время гр. Апраксин, ген.-ад. Бенкендорф и фрейлина Вырубова.
Они несколько раз совещались, обдумывая, как бы подготовить царицу к тому, что происходит кругом. Но они не допускали и мысли о том, что переворот уже совершился, что никаких движений вспять быть не может.
Они смотрели на происходящее, как на обычные беспорядки, хотя бы и с участием войск. Но все утешали себе мыслью, что вот-вот дойдут силы ген. Иванова и «бунт» будет подавлен.
Так было до 1-го марта, когда стало известно, что даже войска дворцовой охраны т. е. конвой и Сводно-Гвардейский полк перешли на сторону революционеров.
Рассказывают, что правду царице рискнула сказать Вырубова.
Александра Федоровна не хотела и верить что переворот совершился. Лишь спустя некоторое время, сильно подавленная, стала нервничать, а затем упала в глубокий обморок.
Одним из первых ее желаний было, во что бы то ни стало увидеться с Протопоповым. Но царице доложили, что Протопопову уже звонили по телефону в Петроград, и оттуда был получен ответ, что он уехал в Ставку.
Говорят, царица очень волновалась, когда увидела из окон дворца, что посты дворцовой полиции сняты. Мало помалу ее стали посвящать в курс событий.
Говорят, во дворец доставлялись все выпуски выходящих «Известий» и газет. Из газет во дворце стало известно об отречении от престола Николая II. Это было встречено царицей с большим раздражением, сменившимся потом истерикой.
5-го марта, утром, в Царское прибыл для распоряжений военный министр А. И. Гучков. Он отправился в Городовую ратушу, где в это время заседал городской комитет, принявший правление городом вместо арестованного начальника дворцового управления кн. Путятина.
О приезде А. И. Гучкова было сообщено во дворец. Оттуда сообщили во Временный Комитет, что царица хотела бы видеть у себя А. И. Гучкова.
А. И. Гучков проехал во дворец, где был принят Александрой Федоровной и беседовал с нею в продолжение 15 минут.
Передают, что Гучков рассказал царице о состоявшемся отречении Николая II. Александра Феодоровна выслушала его уже спокойно. Она очень интересовалась, может ли в будущем свободно выходить из дворца в город, и была весьма обрадована, получив утвердительный ответ.
На этом беседа кончилась.
Судьба отрекшегося царя
Вопрос о дальнейшей судьбе Николая ІІ остается еще открытым. Сначала существовало предположение отправить бывшего императора в Англию, где у него имеются родственники, но на это возражают, что отрекшийся царь знает все наши военные тайны и его опасно выпускать из России, так как из Англии он может переехать в другое место и сообщать сведения нашим врагам.
Ходатайство Николая II
Бывший царь обратился к временному правительству с ходатайством разрешить ему чтение газет.
Временное правительство не встретило препятствий и разрешило Николаю Романову чтение всех петроградских газет, которые с 11 марта уже подаются бывшему русскому царю.
Николай Романов «историк»
На днях к дежурному караулу явился гр. Бенкендорф и просил назвать ему фамилию того караульного, который в момент въезда во дворец бывшего царя воскликнул:
«Пропустите, едет бывший царь».
На вопрос караульного офицера, зачем ему понадобилось это, Бенкендорф ответил:
— Мы пишем историю России, и потому фамилия прапорщика, оказавшего первую услугу бывшему царю, представляет для нас колоссальный интерес.
Прапоршик ответил:
«Верим».
Бенкендорф поблагодарил караульного и ушел.
Караульный довел об этом до сведения властей, которые, в свою очередь заинтересовалась тем, какую историю пишет Николай.
Просьба Романовых
Николай и Александра Романовы выразили желание иметь при себе священника для постоянных церковных служб.
По распоряжению временного правительства, в Царское Село выехали, по словам «Р. Воли», священник, диакон и 4 певчих.
Счета царского дома
Комиссар по обследованию хозяйственной части бывшего императорского двора член Государственной Думы И. В. Титов отдал распоряжение, чтобы ни один из денежных счетов двора, равно как и вообще царского дома, не оплачивался без его разрешения.
Выдача денег по прежним счетам также приостановлена и будет производиться только с разрешения комиссара.
Об этом распоряжении И. В.Титов сообщил государственному и частным банкам.
Карточки для бывшего царя
Интендантское управление уведомило, как передают «Р. Воля», администрацию царскосельского Александровского дворца, в котором содержатся Николай II и его семья, что в дальнейшем продукты для бывшего царского дома будут отпускаться исключительно по карточкам.
Имущество царской фамилии
На заседании совета рабочих и солдатских депутатов 10 марта обсуждались вопросы об аресте членов царской фамилии и о взаимоотношении временного правительства и совета рабочих депутатов.
С докладом по вопросу об аресте царской фамилии выступил Н. Д. Соколов, который, изложив историю отречения Николая II, заявил, что одним арестом Николая II далеко не исчерпывается вопрос о династии.
«Мы лишили императора политических прав, но не коснулись его имущественных прав. У Николая есть целый ряд имений в пределах России и огромные денежные суммы в английских и других иностранных банках. Предварительно высылки бывшего императора мы желали бы разрешить вопрос о судьбе иго имуществ. Когда мы выясним, какое имущество царской фамилии имеется и признано личным имуществом Николая и какое следует считать произвольно захваченным из государственного казначейства, тогда мы и выскажемся о его дальнейшей судьбе» (Аплодисменты).
Собрание выразило одобрение деятельности исполнительного комитета.
Ложные слухи
МОСКВА, 12 марта. В виду распространившихся в Петрограде слухов будто бывший император вывезен, военный чиновник Масловский, пишущий как военный обозреватель под псевдонимом Дмитриев, снабженный достаточными полномочиями, был пропущен охраной Александровского дворца в парк, с целью проверки этих слухов. Дмитриев видел бывшего Императора на прогулке, о чем и сообщил, вернувшись в Петроград. (Соб. кор.).
Богослужение в Александровском дворце
МОСКВА, 15 марта. «Раннее Утро» сообщает, что в воскресенье в Царском Селе, во время богослужения, было провозглашено здравие временному правительству и воинам. Во время провозглашения здравия Николай II опустился на колени. (Соб. кор.).
Ходатайство о разрешении свидания с бывшим Императором
МОСКВА. 15 марта. «Раннее Утро» сообщает, что на днях состоится совещание некоторых членов царской фамилии, намеривающихся хлопотать о разрешении им свидания с Николаем II. Члены царской фамилии предполагают обратиться к А. И. Гучкову с этим ходатайством, надеясь, что коллективная просьба будет разрешена, при условии, что свидание состоится в присутствии начальника Александровского дворца и специально командированного одного из членов Государственной Думы. (Соб. кор.).
Царские поезда
По вопросу о судьбе царских поездов и царских железнодорожных веток временное правительство, по словам «Дня», решило:
Царскосельскую железнодорожную ветку использовать в качестве четвертого пути, соединяющего Петроград с Ц. Селом. Из этих четырех путей два будут предназначены для пассажирского движения, а два для товарного.
Министру пут. сообщ. предложено выяснить, насколько остальные царские ветки пригодны для товарного движения. Те ветки, которые нельзя будет использовать для товарного движения, должны быть разобраны, а материал использован для постройки железных дорог общего пользования.
Из пяти царских поездов собственно царского, свитского, пригородного, Марии Федоровны и заграничного решено сохранить для обслуживания представителей иностранных держав три поезда; собственный, Марии Федоровны заграничный упразднить.
Еще по теме:
Революция. 1917 год. Предисловие
.............................................................................
Распутин и царский дом
Революция. Петроград 2 марта. Великая хартия свободы
Революция. Петроград 3 марта. Отречение великого князя Михаила Александровича
Революция. Ликвидация монархии. Политическое обозрение
Революция. Подробности отречения и ареста Николай II
Революция. Март 1917 года. Николай II и Александра Феодоровна
Николай II. Последние дни царствования (из рассказов приближенных)
Великий князь Николай Михайлович об бывшем Императоре Николае II
Русская революция. Бывший император и императрица в Царско-Сельском дворце
Великие князья и княгини и революция (март 1917 года)
Николай ІІ от восшествия на престол до ареста (март 1917 г.)
Революция и царская семья (март 1917 г.)
К судьбе царской фамилии и его приближенных (март 1917 г.)
Николай ІІ и семья в Царском Селе (март 1917 г.)
Охрана Николая Романова (апрель 1917 г.)
Николай II и придворная камарилья
Об избирательных правах дома Романовых. Особое мнение (июнь 1917 г.)
«Царские игрушки»
Отъезд Николая II и его семьи из Царского Села
Перевод Николая Романова в Тобольск (август 1917 г.)
Прибытие Романовых в Тобольск (август 1917 г.)
|