nik191 Четверг, 21.11.2024, 20:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2017 » Март » 9 » Революция. Ликвидация монархии. Политическое обозрение
08:27
Революция. Ликвидация монархии. Политическое обозрение

 

По материалам периодической печати за 1917 год.

Все даты по старому стилю.

 


В положении Временного Правительства была еще одна неясность, устранить которую было настоятельно необходимо. Временное Правительство имело революционное происхождение. Оно получило власть от Временного Комитета Гос. Думы, поддержанного представителями петроградских рабочих и солдат. Но в момент его возникновения не был еще формально упразднен другой центр власти, от которого вело свои полномочия старое правительство. Формально Россия продолжала оставаться монархией, и Николай II, фактически уже обессиленный, продолжал формально нести титул императора. Величайшая опасность такого состояния заключалась в том, что вокруг формы или фикции царской власти могли объединиться все враждебные делу революции и свободы силы.

Временный Комитет Думы договорился с Советом рабочих и солдатских депутатов. Теперь ему и назначенному им правительству предстояло так или иначе покончить с монархией. Перед Гос. Думой открывались здесь две возможности:

Дума могла вступить с монархией в соглашение, и она могла упразднить монархию. В кругах Думы и думского правительства были сторонники и того и другого решения вопроса. Одни полагали, что в интересах мирного завершения переворота, нужно было бы остаться в рамках монархического строя.

Конечно, речь шла здесь не о сохранении на престоле Николая II, обманувшего народ и опозорившего династию. Насчет неизбежности устранения этого монарха все были единодушны, и, если бы он не отрекся от престола, он был бы несомненно низложен. Но сторонникам монархии казалось, что, если бы под давлением революции власть, отнятая у Николая II, перешла к другому члену дома Романовых, то был бы достигнуть вдвойне ценный результат. Преемство власти не нарушилось бы, а новый монарх, возведенный на престол народом, естественно стал бы строго ограниченным в своих правах, истинно конституционным монархом.

Второе течение, встречавшее самую энергичную поддержку населения восставшей столицы, находило, напротив, что революция не только уничтожила власть Николая II, но и убила самую идею монархии. Сторонники этого течения доказывали, что революционный народ не пожелает примириться ни с какой формой монархической организации, и что навязывать ему монархию значило бы подвергать страну бедствиям новых междоусобий и потрясений.

В конце концов и между обоими этими течениями был найден разумный компромисс. Сторонники монархии и республики сошлись в признании, что Петроград не в праве бесповоротно решать вопрос о форме государственного устройства всей России. Они условились передать решение этого вопроса на свободное голосование народа и обязались, независимо от своих личных взглядов, подчиниться державной воле России. Такой именно путь предусматривался в программе Временного Правительства, которая обещала созыв Учредительного Собрания для установления формы правления и конституции страны. Оставалось согласовать с этим компромиссом положение Николая II и других членов царствующего дома, которые могли бы заявить претензии на наследование престола.

Император Николай II уехал из Царского Села в Ставку Верховного Главнокомандующего в среду 22-го февраля, как раз накануне начала народного движения. Не подлежит сомнению, что перед отъездом он подписал указ о закрытии сессии законодательных палат и одобрил выработанный А. Д. Протопоповым план подавления восстания. Уверенный в силе самодержавия и в преданности ему петроградских войск, он спокойно ждал в Могилеве развития событии.

Первое предостережение было ему подано телеграммой председателя Думы от 20-го февраля. М. И. Родзянко, рисуя положение вещей в столице, писал царю:

„Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всякое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца".

Предостережение не имело последствий. 27-го февраля М. В. Родзянко послал царю вторую телеграмму, сухую и грозную.

„Положение ухудшается, — говорилось в ней,- надо принять немедленно меры, ибо завтра будет уже поздно. Настал последний час, когда решается судьба родины и династии".

И эта телеграмма не произвела на царя впечатления. По-видимому, только к вечеру 28-го, получив из Царского Села известия об успехах революции, он почувствовал серьезность момента и бросился из Ставки в направлении к столице. Но и в это свое последнее путешествие в звании императора Всероссийского Николай II отправился не с добрыми намерениями. Он назначил состоявшего при нем генерала Иванова главнокомандующим войсками петроградского округа, и в сопровождении отборного батальона георгиевских кавалеров новый „диктатор" поехал в Петроград. Сам царь решил добраться до Царского Села.

Но в пути Николаю II пришлось воочию убедиться, что власть выпала из его рук. На железных дорогах был уже признан новый порядок. Всем железнодорожным движением распоряжался комиссар Думы А. А. Бубликов. Были приняты меры к недопущению в Петроград эшелонов с фронта, царский поезд находился под бдительным надзором железнодорожных властей.

Некоторое время царь беспомощно метался между станциями Дно и Бологое. Он узнал, что в Петрограде борьба кончена, что гарнизон Царского Села перешел на сторону революции, и что Россия подчинилась думскому правительству. Царский поезд встретился с поездом генерала Иванова. „Диктатор" признал дело царя проигранным.

Тогда, вероятно, в настроении Николая II произошел перелом. Безумное упрямство сменилось тупою покорностью судьбе. Николай II проехал во Псков и здесь, под влиянием телеграмм генерала Алексеева и всех главнокомандующих фронтами, примирился с мыслью о неизбежности отречения. Вечером 27-го марта во Псков прибыли военный министр А. И. Гучков и член Временного Комитета Думы В. В. Шульгин, и после разговора с ними между 11 и 12 часами ночи на 3-е марта Николай II подписал акт отречения от престола за себя и за своего сына Алексея.

Передавая престол своему брату, он заповедовал великому князю Михаилу Александровичу

"править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народными в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены".

Первый этап ликвидации монархии был таким образом пройден.

Прохождение второго этапа было облегчено благородным поведением великого князя Михаила Александровича. Вместо того, чтобы цепляться за власть и карабкаться на расшатанный его братом трон, он честно присоединился к решению Временного Правительства отсрочить определение вопроса о форме правления и предоставить это решение воле русского народа. Утром 3-го марта великий князь принял членов Временного Правительства и представителей думского Комитета и подписал акт, в котором обязался в том лишь случае воспринять верховную власть, если такова будет воля великого русского народа.

Народная молва в кратких словах так выразила созданное этим актом государственно - правовое положение: „Царь отрекся в пользу Михаила, а Михаил в пользу народа".

Общее согласное признание народного верховенства всеми представителями "исторических прав" и прав революции — вот что было конечным результатом ликвидации монархии. Государственная власть вернулась к своему первоисточнику. Россия стала народоправством.


Проф. К. Соколов.

 

 

Еще по теме:

Революция. 1917 год. Предисловие

.............................................................................

Распутин и царский дом

Революция. Петроград 2 марта. Великая хартия свободы

Революция. Петроград 3 марта. Отречение великого князя Михаила Александровича

Революция. Ликвидация монархии. Политическое обозрение

Революция. Подробности отречения и ареста Николай II

Революция. Март 1917 года. Николай II и Александра Феодоровна

Николай II. Последние дни царствования (из рассказов приближенных)

Великий князь Николай Михайлович об бывшем Императоре Николае II

Русская революция. Бывший император и императрица в Царско-Сельском дворце

Великие князья и княгини и революция (март 1917 года)

Николай ІІ от восшествия на престол до ареста (март 1917 г.)

Революция и царская семья (март 1917 г.)

К судьбе царской фамилии и его приближенных (март 1917 г.)

Николай ІІ и семья в Царском Селе (март 1917 г.)

Охрана Николая Романова (апрель 1917 г.)

Николай II и придворная камарилья

Об избирательных правах дома Романовых. Особое мнение (июнь 1917 г.)

«Царские игрушки»

Отъезд Николая II и его семьи из Царского Села

Кто предал Николая II-го

 

 

Категория: Революция. 1917 год | Просмотров: 719 | Добавил: nik191 | Теги: революция | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz