nik191 Среда, 29.01.2025, 01:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2017 » Март » 21 » Революция. Подробности отречения и ареста Николай II
07:19
Революция. Подробности отречения и ареста Николай II

 

По материалам периодической печати за 1917 год.

Все даты по старому стилю.

 

 

5 марта.

Об обстоятельствах, при которых произошло отречение от престола государя в пользу его брата Михаила, сообщают следующие подробности.

В Псков прибыли один из членов Исполнительного Комитета Гос Думы и один из министров Временного Правительства. Беседа их с государем происходила в присутствии командующего Северным фронтом генерала Н. В. Рузскаго, бывшего министра императорского двора гр. Фредерикса и обер егермейстера гр. Нарышкина.

Представители Временного Правительства, обращаясь к царю, сообщили подробности всего того, что произошло в Петрограде к последние дни и советовали царю не посылать с фронта эшелонов в Петроград, так как все прибывающие в Петроград войска присоединяются к восстанию.

— Временное правительство,—закончил министр, уже отдало распоряжение, чтобы все посланные в Петроград эшелоны были возвращены обратно.

— Что же мне делать?—тихо спросил царь.

— Отречься от престола — ответил представитель временного правительства.

После краткой беседы царь заявил:

Мне было бы очень тяжело расстаться со своим сыном. Поэтому я отрекусь от престола в пользу брата моего Михаила. Я подпишу отречение за себя и за сына.

Царю тут же был дан для подписи заготовленный заранее акт отречения, и царь подписал его.

***


ПЕТРОГРАД. (7 марта). «Речь», со слов возвратившегося в Петроград высланного бывшим царем Николаем 31 декабря великого князя Николая Михайловича, сообщает:

«В сознании ли опасности, угрожавшей династии, или по чувству материнства— первой обратила внимание царя еще полгода назад на растущее недовольство Мария Федоровна. На то же самое указал осторожно Николаю и бывший министр финансов Барк.

1 ноября великий князь Николай Михайлович прочел государю свое письмо, касавшееся не только Григория Распутина, но и всего управления. Резкие обличения великого князя задели Николая как мужа, но он ничего, однако, не возражал и передал письмо своей жене Александре Федоровне, разорвавшей его.

— Ты знаешь что Протопопова, познакомившегося у Бадмаева с Распутиным, тебе подсунули? —спросил Николай Михайлович.

Ответ царя был:

—«Знаю».
— И находил это нормальным?— спросил опять великий князь.

На это царь промолчал.

Несмотря на резкие обличения, царь оставался с Николаем Михайловичем крайне любезным все время, а 31 декабря, в полночь, великому князю было передано такое собственноручное письмо царя:

«Повелеваю тебе выехать в Грушовку на два месяца».

К письму была сделана приписка:    

«Прошу тебя это исполнить 23 марта 2016 г.

— Повелеваю и прошу,—вот и поймите его!—говорит Николай Михайлович.

Совещание великих князей у Андрея Владимировича также остро и прямо ставило вопрос о спасение династии и необходимости оградить царя от влияния его супруги. Когда великая княгиня Виктория Феодоровна заговорила о непопулярности царицы, Николай прервал ее словами:

«Какое отношение к политике имеет Алис? Она сестра милосердия, и больше ничего».

На письме великих князей с просьбой об отмене высылки, в связи с убийством Распутина, великого князя Дмитрия Павловича в Персию Николай наложил резолюцию:

«Никому не дано права заниматься убийствами. Знаю, что совесть многим не дает покоя. Не один Дмитрий Павлович замешан.»

Накануне своей отставки пытался указать царю на недовольство в обществе также бывший министр народного просвещения граф Игнатьев, говорил ему об этом и великий князь Михаил Александрович, но все напрасно.

На вопрос, кто поддерживал царя в его упорстве, Николай Михайлович ответил:

«Главных все знают; кроме того, Щегловитов, которого мы называли Ванька-Каин».


Арест Николая II

ПЕТРОГРАД. (9 марта). 7 марта временное правительство в дневном заседании постановило подвергнуть отрекшегося от престола Николая II и его супругу лишению свободы. Выполнение этого постановления в отношении Александры Федоровны было поручено командующему войсками петроградского военного округа генералу Корнилову, в отношения же Николая, по соглашению временного правительства с исполнительным комитетом Государственной Думы, Бубликову, Грибунину, Вершинину и Калинину.

Получив соответствующий документ от исполнительного комитета Думы и предписание временного правительства, комиссары в 11 часов вечера 7 марта экстренным поездом в составе 2-х вагонов, салон-вагона и вагона 2 класса, выехали с царскосельского вокзала в Могилев.

В 3 часа пополудни поезд с комиссарами Думы прибыл в Могилев. Бубликов предъявил Алексееву предписание временного правительства о лишении свободы бывшего императора. Комиссары из личной беседы с Алексеевым вынесли впечатление, что он осведомлен был об их приезде заранее. Алексеев сообщил комиссарам, что царский поезд готов к отправлению и ожидает распоряжения. Вслед за комиссарами на вокзал прибыл Алексеев и, пройдя в вагон царя, сообщил о постановлении временного правительства о лишения свободы и прибытии комиссаров. Царь находился в соседнем вагоне прибывшей из Киева Марии Федоровны и вместе с ней завтракал.

По приказу Алексеева комиссарам был дан наряд солдат в 10 человек из железнодорожного батальона под командой унтер-офицера.

Отход поезда был назначен в 4 ч. дня. Когда все было готово, Николай перешел из вагона царицы матери в свой поезд. Вершинину, Бубликову, Грибунину и Калинину предложено было пройти в вагон свиты, но они отказались и разместились в своем вагоне, где заняли места генерал-майор Долгоруков, генерал-майор Нарышкин, герцог Лейхтенбергский, полковник Мордвинов и лейб-хирург Федоров. В 4 часа 50 минут царский поезд отбыл из Могилева при гробовом молчании находившихся на перроне. Царица-мать все время смотрела на отъезд сына. При отъезде не было ни приветствий, ни враждебных возгласов. Публика молча приветствовала стоявших у окна последнего вагона комиссаров.

Царский поезд подошел к царскосельскому павильону в 11 часов 30 минут утра 9 марта. На перроне находились начальник царскосельского гарнизона, комендант станции и другие начальствующие лица, из дворца никто из близких к царю лиц не приехал.    

Выйдя из вагона, комиссары спросили начальствующих лиц, встречавших поезд, имеют ли они инструкции о принятии в свое распоряжение отрекшегося императора. Начальник царскосельского гарнизона и другие начальствующие заявили, что все инструкции ими получены от временного правительства через командующего войсками петроградского военного округа. Комиссары признали свою миссию оконченной и отбыли в Петроград. До отъезда комиссаров отрекшийся император в сопровождении начальствующих лиц Царского Села в автомобиле отбыл во дворец.

***

ПЕТРОГРАД. (8 марта). Шульгин в «Речи» рассказывает, что при подписании отречения от престола 2 марта присутствовали царь, Гучков, Рузский, граф Фредерикс и один генерал, записывавший разговор. Николай поздоровался с депутатами за руку скорее любезно, чем холодно и посадил Гучкова рядом с собой, а Шульгина напротив. Гучков говорил долго и стройно, не глядя на царя и касаясь только современного положения. Указывая, до какой бездны мы дошли, Гучков сказал, что единственный выход—отречение от престола в пользу Алексея при регенте великом князе Михаиле.

После этого заговорил царь, при чем голос и манеры его были спокойнее, чем у взволнованного величием минуты Гучкова. Николай заявил, что он передумал и решил отречься в пользу брата. Гучков на это сказал, что не в силах вмешиваться в отцовские чувства и считает невозможным в этой области давление. При этих словах на лице царя промелькнуло слабо выраженное удовлетворение.

Николай спросил, могут ли ему гарантировать, что отречение действительно успокоит страну и не вызовет осложнений. На это был ответ:

"Осложнений мы не ждем".

Николай вышел в соседний вагон, чтобы подписать акт, и в четверть двенадцатого ночи вернулся, проговорив:

«Вот акт отречения,—прочтите».

По просьбе Шульгина царь приписал к концу фразы:

«Заповедуем брату править» слова: «Принеся в том всенародную присягу».

Акт отречения написан на машинке на двух-трех листках, на заглавном листе слева напечатано:  

«Ставка», справа; «Начальнику штаба».

Подпись сделана карандашом.

 


Акт об отречении Императора Николая II от престола и о сложении с себя верховной власти

В виду опасения потери акта, первый оригинал которого был передан на хранение Рузского, Николай подписал карандашом другой экземпляр, напечатанный на листе большого формата на машинке и скрепленный Фредериксом. Этот экземпляр депутаты и привезли в Петроград. Была минута, когда документ, по словам Шульгина, подвергался опасности.

— Великий князь Кирилл Владимирович в интервью с сотрудником «Русской Воли» сообщает:

«Говорить царю о положении дел было бесполезно, было нужно попытаться воздействовать на царицу, ибо, скрывать нечего, она правила Россией. Жена Кирилла Владимировича великая княгиня Виктория Федоровна указывала царице на необходимость ответственного кабинета, называла даже фамилии премьеров, например, нынешнего князя Львова, Самарина, Покровского, Кривошеина. Возмущенная Александра заявила:

«Это враги династии! 22 года я сижу на троне и знаю Россию. Народ любит нашу семью. Против нас Петроград, кучка аристократов, играющих в бридж и ничего не понимающих».

— Генерал Рузский в интервью с корреспондентом «Русской Воли» подробно сообщает о ходе событий, сопровождавших отречение царя от престола.

В 2 часа ночи 1 марта Николай сказал Рузскому, что решил пойти на уступки и дать ответственное министерство. В 3 часа ночи Рузский имел двухчасовую беседу по телефону с председателем Госуд. Думы Родзянко, убедившим генерала в том, что единственный выход из создавшегося положения - отречение царя от престола. После этого Рузской снесся по телеграфу с генералами Алексеевым, Брусиловым и Эвертом, единодушно признавшими необходимость отречения. Рузский доложил царю об этом 2 марта, в 10 часов утра. Николай заявил, что готов отречься от престола, но желал бы сделать это в присутствии Родзянко, обещавшего, якобы, приехать в Псков. Однако, Родзянко определенно заявил генералу, что отлучиться из Петрограда не может и не хочет.    

После завтрака царь послал Рузскому телеграмму об отречении. Получив телеграмму о выезде Гучкова и Шульгина в Псков, Рузский от опубликования сообщения об отречении воздержался. Царь обрадовался посылке комиссаров, надеясь на перемену положения, и нервничал в нетерпеливом ожидании. Приехавших в 10 часов вечера комиссаров, вопреки приказанию Рузского, направили прямо к царю. Когда Рузский вошел в вагон, Гучков уже докладывал Николаю о событиях. Особенно поразил Николая переход его личного конвоя на сторону восставших. Дальше царь слушал, Гучкова невнимательно.

На вопрос царя:

«Что же мне делать?»

Гучков тоном, не допускающим двух решения, сказал:

«Надо отречься».

После долгой паузы Николай ответил, что он уже подписал акт об отречении в пользу сына, но теперь пришел к заключению, что сын не отличается крепким здоровьем, и поэтому уступает престол брату Михаилу.

***

— «Новому Времени» сообщают, что бывший император Николай на днях будет перевезен из Могилева в Царское Село, а затем отправляется вместе с семьей в Англию.

***

Бывший император Николай II арестован в Могилеве и доставлен в Царское Село. Постановлено арестовать также и его супругу.

 

Подробности отрешения и ареста Николая II

ПЕТРОГРАД. (9 марта). Лица свиты передают следующее относительно жизни и настроения царя с 28 февраля до момента прибытия в Царское Село 9 марта.

Из Царского Села 27 февраля, в 11 часов вечера, была получена от дворцового коменданта телеграмма с известием, что в Царском Селе неспокойно, и с просьбой к царю немедленно приехать. Несмотря на спешные приготовления, царский поезд отошел только между 4 и 6 часами 28 февраля. С поездом отправились кружным путем на Лихославль и Тосно. С поездами следовала обычная охрана.

В Лихославле свита узнала о вступлении в управление железнодорожной сетью Бубликова; здесь же была получена телеграмма о коменданта Николаевского вокзала Грекова с приказом оба литерных поезда отправить не в Царское Село, а в Петроград. Дворцовый комендант приказал ехать дальше. Царский поезд в полночь пришел в Бологое. Здесь были получены сведения, что Тосно и Любава заняты восставшими войсками, однако Воейков приказал ехать дальше. В Малой Вишере выяснилось, что двигаться вперед нельзя.   

После доклада Воейкова царю было решено повернуть в Псков к генералу Рузскому. Сюда царский поезд прибыл вечером 1 марта. На вокзале царя встретил Рузский. Царь был угрюм и после некоторого размышления сообщил Рузскому о своем согласии дать ответственное министерство, однако Рузский заметил, что эти уступки уже запоздали.

Около 4 часов утра 2 марта Рузскому удалось по прямому проводу переговорить с Родзянко. После доклада царь подписал телеграмму о своем отречении в пользу Алексея, однако телеграмма не была отправлена вследствие сообщения о выезде в Псков Гучкова и Шульгина. Последние прибыли в Псков 2 марта, в 10 часов вечера, и были встречены на вокзале публикой, приветствовавшей делегатов кликами «ура».

После известной беседы царя с Гучковым и Шульгиным царь подписал акт об отречении в пользу брата Михаила Александровича. При беседе царя с Гучковым и Шульгиным, а также при предыдущих разговорах с Рузским присутствовал свитский генерал Нарышкин, который вел протоколы всех бесед и был в качестве свидетеля со стороны царя. После подписания акта отречения Николай II даже не сообщил об этом утром 3 марта за чаем лицам свиты, и только спустя полчаса после чая Фредерикс, между прочим, сообщил, что царь уже отрекся от престола.

Из Пскова царский поезд отправился в ставку, куда прибыл без всяких препятствий. По прибытии царь принял обычный доклад Алексеева. Местопребывание царя оставалось прежнее—губернаторский дом. Царь не выходил на свои обычные прогулки и завтракал у себя вместе с лицами свиты. За завтраками не затрагивались темы о происшедшем.

4 марта в Могилев прибыла из Киева вдовствующая императрица и остановилась в своем поезде на станции. Все время пребывания в ставке царь приезжал к Марии Федоровне к обеду и здесь в интимной беседе проводил с ней несколько часов.

4 марта прекратились всякие отношения со штабом главнокомандующего, и только Алексеев раза два в день беседовал с царем. Алексеев, между прочим, сообщил царю, что, в виду враждебного отношения к Фредериксу и Воейкову офицеров и солдат гарнизона ставки, было бы лучше, чтобы они покинули Могилев. Через 2 дня Фредерикс и Воейков выехали из Могилева.

О постановлении временного правительства о лишении свободы отрекшегося императора в ставке было известно в тот же день, поздно вечером. Царь наружно остался спокоен, и только 8 марта на его лице было заметно волнение.

Прибывший в Петроград вместе с царским поездом лейб-хирург Федоров передает, что события в Петрограде явились для царской семьи полной неожиданностью. Федоров утверждает, что царь знал об всем происходившем, ибо генерал Алексеев о всем его осведомлял, докладывал телеграммы Родзянко и пытался убедить царя пойти на уступки, но безуспешно.

***

ПЕТРОГРАД. (9 марта). Свитский генерал передает, что первым сообщением в ставке о революции не было придано серьезного значения. В ответ на телеграммы Голицына и Хабалова принять самые решительные меры для подавления беспорядков посылка георгиевских кавалеров Иванова была последней попыткой подавить движение, решение отречься от престола принято государем после получения советов от всех командующ. фронтами.

После отречения государь направился в Могилев , куда прибыла его мать. Беседа их неизвестна. Генерал полагает, что государь не понимал серьезности положения, ибо Протопопов и прочие доверенные лица уверяли его, что движение захватило только интеллигенцию и дворянство.

 

 

Еще по теме:

Революция. 1917 год. Предисловие

.............................................................................

Распутин и царский дом

Революция. Петроград 2 марта. Великая хартия свободы

Революция. Петроград 3 марта. Отречение великого князя Михаила Александровича

Революция. Ликвидация монархии. Политическое обозрение

Революция. Подробности отречения и ареста Николай II

Революция. Март 1917 года. Николай II и Александра Феодоровна

Николай II. Последние дни царствования (из рассказов приближенных)

Великий князь Николай Михайлович об бывшем Императоре Николае II

Русская революция. Бывший император и императрица в Царско-Сельском дворце

Великие князья и княгини и революция (март 1917 года)

Николай ІІ от восшествия на престол до ареста (март 1917 г.)

Революция и царская семья (март 1917 г.)

К судьбе царской фамилии и его приближенных (март 1917 г.)

Николай ІІ и семья в Царском Селе (март 1917 г.)

Охрана Николая Романова (апрель 1917 г.)

Николай II и придворная камарилья

Об избирательных правах дома Романовых. Особое мнение (июнь 1917 г.)

«Царские игрушки»

Отъезд Николая II и его семьи из Царского Села

Кто предал Николая II-го

 

 

 

Категория: Революция. 1917 год | Просмотров: 895 | Добавил: nik191 | Теги: революция | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz