Ровно 100 лет назад, 15 сентября 1916 года, на английском фронте первой мировой войны, в районе реки Соммы, впервые приняли участие в боевых действиях новые "таинственные" броневики - танки ("Tаnk" - лохань).
„Т а н к и"
Танки—так окрестили англичане свои бронированные автомобили, сыгравшие такую заметную роль в наступлении на Сомме и последних боях на западном фронте, — представляют собою последнее слово броне автомобильной техники.
Танки принадлежать к типу гусеничных тракторов, отличаясь от них лишь большим развитием ведущих лент. Здесь они проходят под всем автомобилем и обегают его сверху. Сделано это для лучшей атаки машиной стенок воронок, скатов рытвин и вообще вертикальных препятствий. Для этой же цели передняя часть лент идет под углом в 35°. Попутно, такая конструкция способствует и устранению горизонтальных преград напр., засеки, долговременной проволочной сети и пр, т. к. эти уклоны лент действуют как тараны.
Ленты широкие имеют независимый и реверсивный (задний) ход. Это обстоятельство увеличивает маневренность танка. Если одна лента движется, в то время как другая остается в покое, машина поворачивает около средней точки этой ленты, как около центра; для 6олее же крутого поворота одна лента движется вперед, другая назад; тогда танк может поворачиваться по кругу, центром которого будет его центр тяжести. Для управления при движении служат задние направляющие колеса; они укреплены на особых штангах длиною 4,80 м.
Танк имеет следующие размеры: длину— 7 м, ширину—3 м и высоту 3,30 м. Он приводится в движение 4 цилиндровым мотором, мощностью в 100 л. с. Скорость хода 6—7 вер. в час, что является вполне достаточным с тактической точки зрения. Заметим, кстати, что обычно гусеничные тракторы не делают больше 4—5 вер. в час.
Мотор и вообще вся силовая установка несколько отнесены назад, чтобы освободить переднюю часть броневика для артиллерийского вооружения и разгрузить переднюю ось.
Танк вооружается двумя 37 мм. судовыми (противоминными) пушками и 3 пулеметами таким образом, что «на нос» он может открывать огонь из 4 орудий и пулеметов, а «на корму» — из 3, а «на борт» из орудия и 2 пулеметов. Для обслуживания орудий, а также для шофера и командира танка установлены перископы.
Автомобиль бронирован специальною сталью толщиной 7,7 мм. и абсолютно неуязвим для ружейных, пулеметных пуль, шрапнели, осколков, некрупных снарядов и ручных гранат. В бою, напр., был случай, когда вследствие неисправности в механизме, танк остановился и был окружен немцами, которые, ничего не могли с ним поделать. Так продолжалось до тех пор, пока не прибыла на выручку английская пехота. Затем, исправив повреждение, танк двинулся дальше.
Главное назначение этого броневика в бою— уничтожение пулеметных гнезд и лисьих нор; точнее говоря, входов в них. При помощи своих широких лент, он перелезает через все встречающиеся в позиционной войне препятствия, а проволочную сеть просто вдавливает в землю.
В. Кайсаров
Танк
Журнал «Schweizaris Zatschrift für Artillerie und Genie» сообщает следующие цифровые данные о знаменитых английских броневых автомобилях - танках, появившихся впервые в сражении на Сомме.
Эти броневики передвигаются при помощи двух бесконечных лент, имеющих независимое друг от друга движение. Сзади имеются, кроме того, два стальных колеса, служащие для управления на ходу.
Они укреплены на концах, вынесенных балок длиною 4,8 м. Длина броневика 7 м, ширина 3 м и вышина —3,30 м. Мотор 4-х цилиндровый, мощностью в 100 л. с. отнесен назад, чтобы несколько облегчить переднюю часть танка, где расположены 2-37 мм пушки и снарядные ящики. Броня толщиною 77 мм.
Англичане широко пользуются гусеничными тракторами для перевозки тяжелых гаубиц. Последние имеют железные колеса с широкими ободами, передки же поставлены на колеса обычного размера. Запас горючего трактора около 400 литров; расход топлива 2,8 литра на 1 км пути.
Еще по теме:
К истории создания танков - их предки
Первая мировая война. Техника войны. Новые "таинственные" броневики - танки ("Tаnk" - лохань)
Первая мировая война. Техника войны. Бронированные автомобили
Первая мировая война. Техника войны. Новые британские боевые автомобили
Первая мировая война. Техника войны. Сухопутные броненосцы
Первая мировая война. Техника войны. Танки. Семь дней в "лохани"
Первая мировая война. Техника войны. Танки. Движущаяся крепость
Первая мировая война. Техника войны. Танки. Основные характеристики
Первая мировая война. Техника войны. «Танки» британской армии. Первое применение сухопутных дредноутов на британском фронте
Первая мировая война. Техника войны. Американцы о сухопутных дредноутах - танках
Первая мировая война. Техника войны. Германские сухопутные броненосцы
Первая мировая война. Техника войны. „Танки" и „сухопутные крейсера"
История танков
|