Ровно 100 лет назад, 15 сентября 1916 года, на английском фронте первой мировой войны, в районе реки Соммы, впервые приняли участие в боевых действиях новые "таинственные" броневики - танки ("Tаnk" - лохань).
О первых боях с их участием и впечатлениях, произведенных этим новым оружием, сегодня начинаю серию рассказов по материалам газет и журналов того времени. Использованы материалы журналов "Огонек", "Нива", "Разведчик" и газеты "Русский инвалид" за 1916 - 1917 год.
Бронированные автомобили и древние боевые колесницы
Из числа разнообразных технических средств борьбы, нашедших себе применение в настоящую войну, бронированные автомобили многими считаются одним из новейших, так как, по их мнению, применяются впервые.
На бронированные автомобили возлагаются самые разнообразные задачи, начиная с разведки противника и кончая преследованием его, после боя.
Производство разведки, при посредстве бронированных автомобилей, носит характер поиска или усиленной рекогносцировки, столь часто практиковавшейся в прежнее время. Для этого, одна или несколько машин высылаются к стороне противника, с приказанием подъехать к нему возможно ближе и, своим огнем, заставить его обнаружить силы и их расположение, а затем броневики должны быстро отступить к своим войскам.
Такая именно задача была возложена на взвод английских броневых автомобилей во время нашего отступления от Трембовли, когда нужно было выяснить, занят ли последний пункт австрийцами, и какими силами. Английские броневики весьма успешно исполнили возложенное на них поручение и доставили чрезвычайно ценные сведения.
При наступательных походных движениях, броневые автомобили, приданные авангарду, приносят громадную пользу, содействуя охраняющим частям продвигаться вперед, захватывать и удерживать те опорные пункты, которые должны явиться как бы остовом боевого порядка главных сил. В случае перехода противника в наступление, с целью сбить части авангарда, броневики, благодаря быстроте передвижения и возможности развить сильный огонь, могут поддержать те из них, которым угрожает наибольшая опасность, и, таким образом, дать возможность войскам удержаться до подхода более крупных частей.
Во время отступательных маршей бронированные машины, приданные арьергарду, получают назначение прикрывать отступление. Они имеют возможность дольше задерживать наседающего противника и затем быстро отходить к своим войскам. Такого рода роль была с успехом выполнена английскими и бельгийскими бронированными автомобилями во время отступления наших войск от Тарнополя, и, благодаря их действиям, наступление австро-германцев оказалось сильно замедленным.
В бою, автомобили, быстро передвигаясь от одного пункта к другому, находят применение для усиления огневого действия того или другого участка фронта и могут высылаться вглубь неприятельского расположения, для обстрела его резервов и артиллерии. Задачи последнего рода неоднократно возлагались на них на англо-французском фронте. Кроме того, машины, вооруженные пушками, играли роль артиллерии, предназначенной сопровождать пехоту, идущую в атаку.
Вглубь неприятельского расположения бронированные автомобили высылались, впрочем, не только во время боев, но и в периоды затишья, и им удавалось обстрелять отдыхающие войска и вселить в них панику.
Весьма серьезное значение, имеют броневые автомобили также после боя, во время преследования, когда они, неотступно двигаясь за отступающими и расстреливая его, вносят деморализацию в его ряды. Эту роль выполняли немецкие автомобили во время нашего отступления из Восточной Пруссии в 1914 году и румынской армии в 1916 году.
Для выполнения перечисленных выше задач применяются машины легкого типа, способные быстро передвигаться только по дорогам. Это последнее обстоятельство является их слабою стороною и, кроме того, оне не в состоянии преодолеть даже относительно небольшие препятствия в роде толстой проволоки, протянутой поперек дороги, бревна или канавы, преграждающих им путь.
Поэтому явилась мысль создать такой тип бронированного автомобиля, который мог бы не только двигаться без дорог, но и проходить через разного рода, более или менее серьезные, препятствия. Эта идея получила свое воплощение в построенных англичанами, tаnk’ах—тяжелых, громоздких, более или менее тихоходных машинах, способных разрушать, своею тяжестью, проволочные заграждения и проходить даже через окопы.
Бронированные автомобили этого типа применяются при атаке современных укрепленных полос, для прокладки пути штурмующим войскам. Они сокрушают искусственные препятствия и огнем своей артиллерии и пулеметов поддерживают волны атакующих, способствуя захвату укрепленных линий противника и их удержанию. Первое появление tаnk’ов у англичан произвело на немцев ошеломляющее впечатление, но затем и у них появились такие же машины, и, таким образом, они могут считаться вошедшими во всеобщее употребление, при ведении позиционной войны.
Выше было сказано, что бронированные автомобили считаются многими новейшим средством борьбы, не имевшим прецедентов в прежние времена.
На самом деле это не так. Еще в глубокой древности, а именно во время Троянской войны (1193 — 1184 гг. до Р. X.) греками применялись в боях колесницы в весьма большом числе.
Боевыми колесницами пользовалось также большинство восточных народов и кельты, у которых их застал Юлий Цезарь (133—30 гг. до Р. X.). Последние применяли их с большим искусством, устремляя эти повозки, с большою быстротою и силою, в середину неприятельских рядов, или в промежутки между ними, где их внезапно останавливали.
После этого с них соскакивали воины, сражались и затем снова вскакивали на них и неслись дальше. Считая, что боевые колесницы совмещают в себе легкость и быстроту конницы с твердостью и стойкостью пехоты, Юлий Цезарь также применял их как для завязки боя или, иначе говоря, для производства усиленной рекогносцировки, так и для нанесения противнику сильных ударов.
Боевые колесницы были нескольких видов; так называемые троянские двухколесные, запряженные парою, персидские— четырехколесные, на которых помещалось четыре и больше воинов, и более сложные — представлявшие собою целые башни, высотою до 18 футов, везомые 8-ю парами волов и вмещавшие до 20 воинов. Такие подвижные башни имелись между прочим в армии Кира в сражении при Тимаре (541 г. до Р. X.).
В средние века боевые колесницы встречаются у швейцарцев, ландскнехтов и гусситов. Они представляли собою большие повозки с высокими прочными боками, в которых были прорезаны бойницы. На них помещались стрелки, большие самопалы и даже орудия.
Таким образом, мы видим, что в сущности боевые колесницы были, в общем, тех же типов, как и современные бронированные автомобили, и на них возлагались задачи весьма сходные с теми, исполнение которых поручается последним. Поэтому появление этих машин на современных полях сражении приходится признать возрождением, в усовершенствованном виде, весьма древней идеи и на них нельзя смотреть, как на новейшее средство поражения.
К бронированным автомобилям, как впрочем и ко многим другим, появившимся в эту войну средствам борьбы, можно применить известное, изречение «Ново то, что основательно забыто».
К. Адариди.
Еще по теме:
К истории создания танков - их предки
Первая мировая война. Техника войны. Новые "таинственные" броневики - танки ("Tаnk" - лохань)
Первая мировая война. Техника войны. Бронированные автомобили
Первая мировая война. Техника войны. Новые британские боевые автомобили
Первая мировая война. Техника войны. Сухопутные броненосцы
Первая мировая война. Техника войны. Танки. Семь дней в "лохани"
Первая мировая война. Техника войны. Танки. Движущаяся крепость
Первая мировая война. Техника войны. Танки. Основные характеристики
Первая мировая война. Техника войны. «Танки» британской армии. Первое применение сухопутных дредноутов на британском фронте
Первая мировая война. Техника войны. Американцы о сухопутных дредноутах - танках
Первая мировая война. Техника войны. Германские сухопутные броненосцы
История танков
|