Пребывание Их Императорских Величеств в Москве
МОСКВА, 11 апреля
О, какой свет, какая отрада и какое блаженство всеобдержно наполняют ныне дух первопрестольной столицы!
Да, именно всеобдержно—от высоких хором до подвальных жилищ, от знатных мужей до убогих трудников, от старого до малого, от мощного до немощного.
На Царское слово:
Христос воскресе!
душа каждого москвича ныне с восторгом вопиет:
Во истину воскресе Христос, возлюбленный Царь Государь!
Но этот священный восторг всенародный становится тем глубже, чем яснее раскрылось сердце Царево и поведаны чувства, Его одушевляющие в великие дни пребывания Его в первопрестольной столице.
Прибытие Их Величеств к зданию Российского Благородного Собрания на завтрак от дворянства 11 апреля 1900 г.
Кому из нас не дорого, что это пребывание не случайное и мимолетное событие, а напротив, оно есть „Божьею милостию, осуществление Его горячего желания, завета Его сердца провести со всем Августейшим Его Семейством дни Страстной недели, удостоиться приобщения Святых Таин и встретить Праздников Праздник в Москве, среди величайших народных святынь, под сенью многовекового Кремля".
Это ли не глубочайшая, таинственная любовь к нам Венценосца, какая только возможна для человеческого сердца! И может ли она не затрагивать народного духа, соприкасаясь с Божьим огнем, от века в нем горящим!
Поистине при одном представлении сердца Царева, во всякой истинно русской душе разгорается пламень священного восторга, того восторга, который объемлет все нравственное существо и невольно вызывает на ресницах сладкую слезу благостного радования и несказанного блаженства.
Мысль Царская обращается к Кремлю и его святыням, исторического единения как символу России и как живому центру всенародной молитвы— под воздействием великих исторических впечатлений.
„Здесь, где нетленно почивают угодившие Богу святители, среди гробниц венценосных собирателей и строителей земли Русской, усиленно возносятся молитвы к Царю царствующих, и тихая радость наполняет душу в общении с притекающими в храмы верными чадами нашей возлюбленной Церкви!".
При этих царственных словах не воскресают ли в нашем сознании живые образы великих святителей, мирно здесь почивающих?
Не восстают ли перед нами великие московские чудотворцы, Петр, утвердивший
в Москве первосвятительский трон и предрекший ее грядущую славу, Алексий, умирявший государственные распри и распространявший нравственное влияние Москвы на всю Россию, Степан, обративший в христианство и покоривший Москве целый Пермский, языческий край, Иона, спасший первого Самодержца и соединивший под пастырский жезл свой Литву и Вятку, и, наконец, Филипп, доблестно пострадавший за правду и истину церкви.
Гробницы Венценосных собирателей и строителей русской земли суть живые памятники, громко говорящие о тех великих трудах и страдах, какие понесли они на раменах своих, создавая в Москве колыбель Самодержавного царства. И недостаточно ли здесь вспомнить Дмитрия Донского, о котором современник говорит, что
„Един Господь Бог вожаще его",
которого народ причислил к лику святых и которого победа над погаными трактуется им, как великое и славное чудо?
Веруем, что молитва верных чад возлюбленной церкви нашей; возносимая здесь к Царю Царствующих, действенна и сильна, ибо сливается с ходатайством на небе великих святителей церкви и великих строителей православного царства.
Чего же желает Царское сердце, в эти минуты возвышенного исторического настроения?
„Да подкрепит Господь верующих, да удержит колеблющихся, да воссоединит отторгнувшихся и да благословит Российскую Державу, прочно покоющуюся на незыблемой истине православия, свято хранящего вселенскую правду любви и мира".
Нравственное единение в союзе Церкви — вот основа мощной государственности!
Незыблемая истина православия — вот краеугольный камень, на котором твердо, стоит истина Самодержавия.
Отъезд Их Величеств из Российского Благородного Собрания после завтрака от дворян 11 апреля 1900 г.
Это любящее Царское слово да отзовется при содействии Божией благодати в сердцах, ведением или неведением, оторвавшихся от всенародного нравственного единства!
Да не останется оно чуждым и для людей, кои продолжают суемудренно преклоняться пред идолами чужой государственности, забывая вековечные начала, завещанные Русской историей.
„В молитвенном единении с Моим народом,—гласит Царское слово,—Я почерпаю новые силы на служение России для ее блага и славы".
Всякий человек растет для себя неуловимо и его подымает органическая сила; так точно развиваются и растут целые народы; помимо дел человеческих в их истории видимо шествие Божие и Его премудрого Промысла и это шествие наиболее осязаемо в Русской истории. Вот почему и Самодержцы, и народ — в молитвенном обращении к Царю Царствующих всегда почерпали и почерпают новые силы для своего созидательного исторического подвига!
Московский листок (большая политическая внепартийная газета) № 101, 11 апреля 1900 г.
Еще по теме
Их Императорские Величества в Москве. Отъезд из Петербурга (1900 г.)
Приезд Их Величеств в Москву (1900 г.)
Августейшие Дети Их Величеств и Их воспитание
Русские Императоры в Москве в великие праздники
Как Государь Николай Павлович встречал Светлый праздник в Москве
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. 13-14 (1-2) апреля 1900 г.
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. 15 (3) апреля 1900 г.
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. 16 (4) апреля 1900 г.
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. 17 (5) апреля 1900 г.
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. 18 (6) апреля 1900 г.
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. 19-20 (7-8) апреля 1900 г.
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. 24 (11) апреля 1900 г.
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. 25 (12) апреля 1900 г.
|