nik191 Воскресенье, 02.02.2025, 21:52
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2020 » Апрель » 15 » Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. 15 (3) апреля 1900 г.
05:04
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. 15 (3) апреля 1900 г.

 

Пребывание Их Императорских Величеств в Москве

 

Вчера Москва удостоилась лицезреть своих обожаемых Царя и Царицу в стенах древнего Кремля, шествующими с Красного крыльца к началу божественной литургии в Большой Успенский собор.

Весть об этом всенародном появлении Царя и Царицы была уже заранее объявлена от Двора Его Императорского Величества, а потому чуть ли не с шести часов утра москвичи начали собираться в Кремль.

В 8 час. утра не только вся соборная площадка внутри ограды была буквально запружена москвичами, но и вне ее почти все кремлевские площади были переполнены народом, группы которого расположились даже и на набережной по ту сторону Москвы-реки. Все ярусы колокольни Ивана Великого также были переполнены публикой.

Соборная площадка у Большого Успенского собора представляла собой сплошную массу голов; оставался незанятым только один, обнесенный небольшой оградой и покрытый красным сукном, помост, предназначенный для шествия Царя с Царицей.

В девятом часу утра сменен был занимавший внутренние и наружные посты караул от Несвижского полка прибывшим со знаменем караулом от 3-го Перновского полка, а затем, ровно в 9 часов утра, вышли из дворца и стали у южных дверей Большого Успенского собора парные часовые от роты дворцовых гренадер и от Собственного Его Величества конвоя.

Чудный вид имела к этому времени соборная площадка: переполнявшая ее масса народа представляла целое море голов, на темном фоне которого особенно эффектно выделялись ярко-красные черкески конвойцев, мундиры начальствующих лиц, распоряжавшихся размещением народа, и туалеты дам, а также яркие халаты колонии торгующих в Москве бухарцев, которая почти в полном составе явилась в Кремль, чтобы наравне со всеми верноподданными Царя приветствовать Его появление.

Приезд к Высочайшему выходу начался с 8 часов утра. Во Дворец прибыли генералы и адмиралы, штаб-и обер-офицеры, начальствующие лица московских административных и судебных учреждений, городские дамы, московский губернский и уездные предводители дворянства, московский городской голова с членами городской Управы и гласными Думы, представители московского и иностранного купечества, а также представители сословий: московских мещанского и ремесленного и ямского общества.

Приезд этот продолжался около двух часов; в исходе десятого часа утра все парадные залы Большого Кремлевского Дворца были полны придворными чинами, военными и должностными лицами и дамами, прячем самая блестящая группа собралась в Андреевском зале, заняв его левую сторону за находящимся здесь троном; далее в Екатерининском зале находились придворные дамы, заняв места на правой стороне расположенного здесь трона; в Александровском зале собрались городские дамы; в Георгиевском зале —все особы первых четырех классов, начальствующие лица московских правительственных учреждении, представители судебного ведомства, губернский предводитель дворянства с представителями дворян Московской губернии, председатели губернской и уездной земских Управ, городской голова с членами Управы и гласные Думы, представители купеческого, ремесленного и мещанского сословий и ямского общества.

Дежурные при Его Величестве были: геверал-адъютант Данилов, Свиты Его Величества генерал-майор Бибиков и флигель-адъютант фон-Дерфельден. Почетный караул был от 3 Сумского драгунского полка.

Между тем Большой Успенский собор стал наполняться начальствующая лицами. В числе их находились: г. министр внутренних дел Д. С. Сипягин, г. товарищ обер-прокурора Святейшего Синода сенатор В. К. Саблер, первоприсутствующий в московском присутствии опекунского совета действительный тайный советник Черкасов, генерал-инженер Ахшарумов, тайный советник Болдырев, генерал-майор Суражевский и другие почетные опекуны. Пол в соборе был устлан синим ковром с красными разводами; солея, амвон и алтарь убраны красным сукном и коврами. Все паникадила и свечи были зажжены; на клиросах расположились певчие в парадной форме.

В десять часов утра в собор прибыли викарии московской митрополии Нестор и Парфений, а за ними владыка митрополит.

В 10 3/4 часов утра, из внутренних апартаментов Большого Дворца изволили проследовать Их Императорский Величества Государь Император с Государыней Императрицей Александрой Феодоровной, в сопровождении Их Императорских Высочеств Августейшего Московского Генерал-Губернатора и командующего войсками московского военного округа Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и лиц Свиты Их Величеств. Обойдя все группы собравшихся в залах особ, Их Императорские Величества изволили остановиться в Георгиевском зале перед группой представителей московского городского управления, бывшей во главе с московским городским головой князем Голицыным, удостоившимся при этом чести поднести Их Императорским Величествам от города Москвы хлеб-соль на очень красивом резном блюде из амарантового дерева, при нижеследующих словах:

«Ваши Императорские Величества!

Под сенью московской святыни благоугодно Вам встретить Великий праздник христианского мира, и хранительница этой святыни, древняя столица Ваша, приветствует Вас словом радости, словом благодарности, словом благоговения:—радости в ожидании видеть Вас в своих стенах в светлую пасхальную ночь; благодарности к неусыпным заботам Вашим о благе, преуспеянии и просвещении вверенного Вам народа русского,—заботам, на коих зиждется вековое доверие к нему его Царей и его вековая же любовь к своим Царям; благоговения перед человеколюбивыми начинаниями Вашими к упрочению в народах и правительствах единодушия и доброй воли в их стремлениях к миру.

И обрадованная Вами, Вам благодарная, благоговеющая Москва молит Бога, да даст Он Вам почерпнуть здесь, в ее Кремле, новые силы для возложенного Им на Вас Царского служения, новую отраду от плодов этого служения, Вами совершаемого в духе и преданиях Ваших предков, в единении и единомыслия с возрастающим в самосознании своем народом русским, новую крепость для утверждения в народах правды и человечности».

Приняв хлеб-соль, поднесенные от Первопрестольной верноподданной столицы Своей и выслушав речь ее представителя князя Голицына, Государь Император сказал:

«Благодарю вас за прием и за выраженные пожелания.

Императрица и Я очень счастливы, что Мы можем провести вместе с вами в дорогой Нашей Москве страстную неделю и встретить светлые дни Великого праздника».

Затем Их Императорские Величества Государь Император и Государыня императрица проследовали далее во Владимирский зал, где Ими были приняты удостоившиеся поднести Их Величествам хлеб-соль представители старообрядцев, приемлющие священство, от пяти Ямских слобод, от купеческого, мещанского и ремесленного обществ и общества хоругвеносцев Сергиевского посада.

Приняв хлеб-соль, Их Величества проследовали далее и вступили в Святые сени, где Их встретил о. благочинный придворных соборов и церквей протоиерей Благоразумов с Крестом и святой водою. При пении придворной певческой капеллой «Спаси, Господи, люди Твоя» Их Императорские Величества приложились к св. Кресту и приняли кропление св. водой, после чего Их Величества здесь же изволили принять хлеб-соль от хоругвеносцев Большого Успенского собора, поднесенную на деревянном резном блюде старостой хоругвеносцев Гуляковым.

В 10 часов 50 минут утра раздался торжественный звон в «Царь-Колокол», и многотысячная толпа народа, наполнявшая Царскую площадь, благоговейно обнажила головы. В 10 часов и 55 минут утра, по данному знаку, раздался звон во все колокола и на Красном крыльце показалось шествие.

Лишь только торжественный колокольный звон во все колокола возвестил о выходе Их Императорских Величеств из дворца, южные двери собора открылись и на помост вышли: иподиаконы с дикирием и трикирием, протодиакон и диакон с кадилами, пресвитеры Ермонский и Голубев с древними «Корсунскими» крестами, пресвитер Воздвиженский с иконой Божией Матери, находящейся за престолом в соборе, сакелларий Пшеничников с Крестом на блюде, сакелларий Субботин с сосудом с святой водой, оо. архимандриты: Никон, Мефодий, Дмитрий, о. протопресвитер собора Марков, преосвященные епископы Нестор дмитровский и Парфений можайский, и владыка митрополит Владимир в блестящих облачениях из золотого глазета.

 


Шествие Их Величеств с Красного крыльца в Успенский собор 2 апреля 1900 года

 

Впереди торжественного шествия, направлявшегося с Красного крыльца, шли четыре гоф-фурьера и два камер-фурьера; за ними два церемониймейстера, Драшусов и Воплярлярский, второй обер-церемониймейстер барон Корф, камер-юнкера и камергеры, вторые чины Двора—гофмейстеры, гофмаршал Высочайшего Двора Свиты Его Императорского Величества генерал-майор граф Бенкендорф, обер-гофмейстер князь Долгорукий, непосредственно за которым показались Их Императорские Величества Государь Император с Государыней Императрицей.

Громкое, дружное, могучее и долго не смолкавшее «ура», вылетевшее из несчетных тысяч русских грудей и смешавшееся с торжественным колокольным звоном со всех кремлевских колоколен, приветствовало появление обожаемого Монарха с Его Венценосной Супругой и с новою силою трижды повторялось, когда Царь с Царицей с высоты Красного крыльца трижды здоровались с Своим народом.

Воспоминания об этой величественной минуте надолго будут жить в сердцах москвичей...

С момента выхода на Красное крыльцо Их Императорских Величеств радостные клики народа не прекращались во все время шествия.

Государь Император был в мундире казачьего Его Величества полка, а Государыня Императрица Александра Феодоровна в белом платье и таком же манто. За Их Императорскими Величествами Государем Императором и Государыней Императрицей шествовали Их Императорские Высочества Августейший Московский Генерал-Губернатор и Командующий войсками московского военного округа Великий Князь Сергей Александрович с Августейшей Супругой Великой Княгиней Елисаветой Феодоровной, за Которыми следовали: за командующего главной квартирой генерал-адъютант граф Олсуфьев, дежурные при Его Величестве — генерал-адъютант Данилов, свиты генерал-майор Бибиков и флигель-адъютант полковник фон-Дерфельден; придворные даны и свиты Их Величеств и Их Высочеств заключали шествие.

 


Их Величества у входа в Успенский собор

 

Лишь только Их Императорские Величества вступили на южное крыльцо Успенского собора, колокольный звон прекратился, и владыка митрополит обратился к Государю Императору с следующим словом:

«Благочестивейший Государь!

Первопрестольная и верноподданная Москва, а с ней и вся Россия, сердцем которой она справедливо называется, всегда связана с Царем своим, как с своей жизненной сердцевиной, узами самой искренней любви и непоколебимой преданности. Где бы ни находился Царь ее, она хотя незримо, но всегда и неизменно там, где Он. Она всегда и всюду с Ним и вокруг Него своей искренней приверженностью, своим сочувствием и благожеланиями, своими неусыпными и никогда не умолкающими молитвами. Но эти никогда не разрываемые живые струны ее любви и привязанности к Царю своему звучат особенно высоконастроенной гармонией тогда, когда Царь входит в непосредственное соприкосновение с нею, принимает участие в ее церковных торжествах и становится лицом к лицу с народом.

Таков настоящий момент. Когда, вот, Ты, Государь, как утреннее весеннее солнце, восходишь с нашей Государыней так близко перед нашими взорами, когда идешь, чтобы в этой заветной святыне пережить с нами те священные минуты, выше которых ничего не может быть для христианского сердца, разделить скорбные молитвы Страстной седмицы и радость Светлого праздника, когда Своим продолжительным посещением приносишь нам такую радость, какой уже полвека не видала царелюбивая Москва наша, крепко бьются сердца наши и производят неудержимый порыв народного чувства. Я не знаю, как назвать это чувство.

Назвать его чувством благодарности—мало. Назвать чувством утешения— тоже мало. Это—переполнение нашего сердца тем чувством счастья, какое испытывает оно, когда чует вокруг себя свое жизненное начало, когда ощущает близ себя свое неоценимое сокровище.

От всей души благодарим Бога за то, что Он так утешает нас Тобою, и горячо молишь Его, да утешит Он и Тебя нами».

По окончании речи владыка поднес Животворящий Крест для целования Их Императорским Величествам. Приложившись к святому Кресту и приняв окропление святой водой, Царь и Царица, в сопровождении Их Императорских Высочеств Великого Князя Сергея Александровича и Великой Княгини Елисаветы Феодоровны и лиц, участвовавших в выходе, вступили в собор и стали близ патриаршего места возле правого клироса.

В двенадцатом часу утра началась божественная литургия, которую совершал владыка митрополит Владимир с духовником Их Величеств протопресвитером И. Л. Янышевым, симоновским архимандритом Никоном, протопресвитером собора Марковым и сакелларием Пшеничниковым. Хором певчих были исполнены: «Херувимская» Львова, «Задостойники» и «Милость мира» Кастальского, «ектенья» древнего распева и вместо причастного стиха «Воскликните Господеви вся земля» Гречанинова и «Се что добро или что красно» Ипполитова-Иванова.

В половине первого часа дня закончилась литургия; певчие запели «Спаси, Господи, люди Твоя», и Их Императорские Величества Государь Император и Государыня Императрица, приложившись к св. Кресту, прикладывались к чудотворным иконам в главном иконостасе Господа Вседержителя, Владимирской Божией Матери, Успения Богоматери, а затем проследовали в придел свв. апостолов Петра и Павла, где прикладывались к мощам св. Петра митрополита. Приложившись затем к ковчегам с Ризой Господней и Гвоздем Христовым, которые держали соборные пресвитеры Ермонский и Голубев,

Их Императорские Величества проследовали в юго-западный угол собора, где почивают мощи св. Ионы митрополита. Приложившись в ним, а также к мощам св. Филиппа митрополита и приняв поднесенные владыкой митрополитом иконы св. Петра митрополита и Владимирской Богоматери в серебряных окладах и просфоры, Их Императорские Величества вышли из Успенского собора через северные двери, при торжественном колокольном звоне, в Чудов монастырь.

Посещение Их Величествами Чудова монастыря

 

Шествие направилось по помосту, устланному красным сукном, в следующем порядке: впереди шли придворные кавалеры и чины, за ними следовали Синодальные певчие, исполнявшие тропарь «Спаси, Господи, люди Твоя», восемь соборных пресвитеров, оо. архимандриты: Игнатий, Мефодий и Дмитрий, протопресвитер Большого Успенского собора Марков, протодиакон Шеховцев и старший диакон с кадилом, иподиаконы с трикирием и дикирием; преосвященные викарии московской митрополии, епископы: Нестор дмитровский и Парфений можайский и владыка митрополит Владимир с древним крестом в руке.

За владыкой митрополитом следовали Царь с Царицей, сопровождаемые Августейшим Московским Генерал - Губернатором Великим Князем Сергеем Александровичем с Супругой Его Великой Княгиней Елксаветой Феодоровной, дежурством и лицами ближайшей свиты Их Величеств. При следовании Их Величеств громовое «ура» многочисленной толпы, переполнявшей всю соборную площадь, огласило воздух. Царь с Царицей милостиво кланялись народу; в это время ярко засияло весеннее солнце...

Чрез паперть Их Императорские Величества, предшествуемые владыкой митрополитом, проследовали в Алексеевскую церковь Чудова монастыря, где были встречены о. наместником обители архимандритом Товиею и братией. Чудовской хор пел тропарь святителю Алексею митрополиту и их Величества прикладывались к мощам этого святителя. Приняв поднесенные Им владыкой митрополитом иконы святителя Алексея в серебряных вызолоченных окладах, Их Императорские Величества проследовали внутренним ходом в Николаевский Дворец, а оттуда отбыли в экипаже в Большой Кремлевский дворец при радостных кликах «ура!» многотысячной массы народа.


Московский листок (большая политическая внепартийная газета) № 94, 3 апреля 1900 г.

 

 

 

 

 

Еще по теме

 

Их Императорские Величества в Москве. Отъезд из Петербурга (1900 г.)

Приезд Их Величеств в Москву (1900 г.)

Августейшие Дети Их Величеств и Их воспитание

Русские Императоры в Москве в великие праздники

Как Государь Николай Павлович встречал Светлый праздник в Москве

Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. 13-14 (1-2) апреля 1900 г.

Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. 15 (3) апреля 1900 г.

Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. 16 (4) апреля 1900 г.

 

 

 

Категория: Исторические заметки | Просмотров: 406 | Добавил: nik191 | Теги: москва, Император, апрель, 1900 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz