Нужен ли нам казенный автомобильный завод?
С высоты Престола санкционировано развитие русской автомобильной промышленности и решено выдать крупные автомобильные заказы возникающим автомобильным заводам.
Неоспоримо, что могучий толчок возникновению нашего автомобильного дела дала война, вызвавшая небывалый спрос на автомобили.
Казалось бы, что раз решен вопрос о русской автопромышленности, то этим самым решено все, на самом же деле это не так; возникает вопрос и раздаются голоса, что промышленность, хотя бы и субсидируемая правительством, должна быть только частной и отнюдь не казенной. Соглашаясь с основной идеей этого положения, так как очевидно, что заинтересованные в прибылях заводы дадут все, что могут, рынку и помимо того из соревнования приложат все усилия к выработке более дешевых и доброкачественных фабрикатов, я не согласен с тем, что не должно быть военно-автомобильного завода.
К сожалению техника вообще и автомобильная в частности слабо развита у нас в армии, и очень часто об автомобиле говорят с пренебрежением, и кажется будто бы он заслужил этого, но именно это обстоятельство и является результатом отсутствия специально военного завода.
Действительно, армия в условиях своей работы, требует машин сильных, выносливых, построенных из отборных материалов и сплошь и рядом приспособленных именно к данной цели, приходится же брать то, что есть на рынке и что, преследуя общие цели легкового-грузового автомобилизма с обязательным условием доступности для широкого круга покупателей, далеко не всегда удовлетворительно, но берется в силу необходимости и, приспосабливаясь к целям войны, обманывает ожидания, оставляя горечь недоверия к этому техническому средству.
Итак, отсюда вытекает, что нужны специальные типы машин для армии и, естественным является вывод— «тип этот вырабатывают, а заводы будут строить», — так ли это? Ведь для выработки того или другого типа, нужно много испытаний и вряд ли охотно согласятся на это заводы.
Нужно иметь на заводах частных, военных специалистов; удобно ли это во многих отношениях? Необходима иногда строгая тайна; будет ли она вполне выполнена?
Предположим, что все эти условия выполнены и работает частный завод, но ведь военный автомобиль не явится на нем хозяином, для которого и на которого работают все и вся; он является гостем, заказом, исполняемым по чертежам, а не альфой и омегой всей жизни завода. Ему отведен уголок, его исполняют, но он не живет здесь и не им живут, в основе рынок, требования общества. Подавляющее количество работ и нормальный ход их все для рынка, а военный автомобиль исключение — не думаю, чтобы это было желательно.
Наконец опыты разбросаны по разным заводам и помимо секретности их, они в каждый данный момент не дают картины работы, не дают результатов в их действительном виде и представляют собой чисто бумажную сводку, и важное дело государственного значения разбросано везде, тогда как естественной бы явилась именно его централизация, упрощающая управление, постановку опытов, наблюдение, не зависящее от частных лиц, работающая исключительно для войска.
Не так уж сложна эта организация, чтобы она не могла быть выполнена. Если мы будем говорить о высшем составе, то потребность в людях данной специальности сама рождает предложение, и жизнь дала таковых и у нас; что же касается чисто рабочего состава, то при общем развитии автомобильной техники и условии общей воинской повинности, таковой всегда пополнится, но организация не входит в эту краткую статью, главное в ней, это «нужен или не нужен военный завод».
Выше изложено, что нужно для военной машины, и мне могут ответить; «помимо тайны и опытов, все остальное выполнит частный завод, ведь берут же частные автомобили в армию». Да, это верно, берут и «приспосабливают», но, стоя близко к делу военного автомобиля, я видел горькие опыты приспособления и именно следствием их и является недоверие к могучему, удобному средству техники. Приспособление не есть создание, и всякое приспособление есть полумера.
Мне укажут, что наши союзники и наши враги общественными автомобилями обслуживают армию; да, это так, но условия работы дорог на других фронтах и у нас слишком разнообразны, и есть типы машин, крайне важных, которые именно надо строить, а не приспособлять.
Остается выход — создать «среднюю машину», но что же из нее выйдет, она слишком прочна, сильна и дорога для частного потребителя при покупке и не экономична в эксплуатации и недостаточно сильна для армии, не говоря уже о том, что она «приспособлена», а не построена, ведь приспособленный пароход не есть военное судно, и почему же, если это не применимо к морской машине, то применяется к машине сухопутной, каковая тоже есть механизм, созданный только для данной цели и выполняющий ее успешно и совершенно отказывающейся сразу или через некоторое время, в неподходящих условиях.
А ведь военная машина иногда бывает очень и очень специального устройства; зачем же мы будем уменьшать ее мощь, подгоняя под все другой механизм, и зачем этот механизм будет строится в виде исключения на частном заводе, когда он может вырасти в обстановке, созданной для него, живущей им. По логике вещей для данного производства нужны именно данные условия, а не другие, во имя чего же мы будем производить то, что есть сила армии в обстановке, «какая будет», когда естественно работать в обстановке, «какая необходима» и каковую всецело может дать военный завод, существующий только для данного производства.
Много можно сказать о достоинствах и недостатках автомобиля, о типах нужных армии, о дорогах, но над всем этим лихорадочно работают, много выработано и ждет только исполнителей, о многом говорить в силу некоторых условий нельзя, много интересно бы отметить ярче, чтобы, широким кругам было известно, что может дать автомобиль, что от него можно требовать и что он из себя представляет. Но об этом потом, а сейчас можно сказать «то, что есть, ждет работников», пусть они явятся, пусть работают, не покладая рук, для победы над врагом сейчас на поле брани, а потом, чтобы, победив оружием, мы не оказались бы побежденными экономически.
Итак, не теряя времени, работать и работать, враг не дремлет, у него техника, у него кадры опытных работников, нам нужно развить все это, развить, не теряя ни минуты; идите, спешите работать.
От души желая и понимая громадное значение автомобилизма общественного и также громко призывая работать в нем, я все-таки лично считаю, что не менее, а в теперешнее время более нужен военный автомобилизм, и в нем не надо терять ни секунды, надо строить, создавать, организовывать и работать, отдавая все работе, враг не дремлет.
С. Д—в.
Продолжение будет
Еще по теме:
Первая мировая война. Наука и война
Первая мировая война. Техническая сторона войны
Первая мировая война. Оружие. Цеппелины на войне
Первая мировая война. Оружие. Цеппелины, аэропланы-невидимки
Первая мировая война. Воздушный флот Германии
..................
Первая мировая война. Техника войны. Универсальный военный инструмент
Первая мировая война. Техника войны. Организация воздухоплавания на войне
Первая мировая война. Техника войны. Успехи воздухоплавания в 1915 г.
Первая мировая война. Техника войны. Боевые аэропланы
Первая мировая война. Техника войны. Новости аэропланной техники
Первая мировая война. Техника войны. Новости авиации
Первая мировая война. Техника войны. Новости аэропланной техники. Бронирование аэропланов
...................
Первая мировая война. Техника войны. Армия и автомобиль
Первая мировая война. Техника войны. Автомобили в германской армии
Первая мировая война. Техника войны. Организация американских автомобильных частей
Первая мировая война. Техника войны. Новости военной автомобильной техники
Первая мировая война. Техника войны. Мотоциклетка на войне и в тылу
Первая мировая война. Техника войны. Применение автомобилей на войне
|