Задолго еще до разразившейся катастрофы выковывала Германия орудия для страшной братоубийственной войны и в разыгравшейся величайшей мировой трагедии явилась в полном своем всеоружии.
Особенные надежды возлагали германские военные круги на воздушный флот, и недаром глава пангерманистов граф Ревентлов видел в мечтах полное уничтожение Англии, которое должно было последовать после нападения эскадры цеппелинов на английский флот и Лондон. Действительно, подобное нападение представлялось для обывателя фактом первостепенной важности, и сама мысль о возможности его приводила в трепет.
Zeppelin LZ-81 в эллинге
Хотя ныне развернувшиеся события показали преувеличенность страхов, тем не менее вопрос о величине германского воздушного флота и количестве его составных единиц является за границей одним из наиболее интересных вопросов, выдвинутых войной, и данные, добытые из заграничной печати, главным образом, французской, положены в основание настоящего обзора.
Первая наша задача—выяснение величины отдельного дирижабля.
По этому поводу ходят разноречивые слухи, и в Англии многие уверяют, что цеппелины, участвовавшие в набеге на английское побережье, достигали 400 ярдов длины (360 метров). Однако, можно смело утверждать, что изготовленные в последнее время цеппелины не превышают 180—190 метров, величины наибольших цеппелинов из существовавших ранее.
Лучшее и вернейшее доказательство того, что в величине цеппелинов не произошло никакого изменения, заключается в самой величине построенных за последнее время и строящихся ныне ангаров: самый длинный германский ангар—лейпцигский—имеет в длину всего 193 метра, ангары Фридрихсгафена—178 метр., длина движущихся ангаров Гюксгафена не может быть доведена более, чем до 180 метр.; по величине затем следуют ангары Кельна, Меца и Бадена, имеющие от 158 до 160 метр. длины, а захваченный в Мобеже ангар немцами увеличен до 160 метров.
Что же касается вместимости цеппелинов, то она достигает 17-20000 куб. метр. Несомненным представляется, что и величина отдельных цеппелинов, и вместимость их, и скорость—все осталось таким же, как и в июле месяце 1914 года, т. е. до войны.
Но неправы те, кто полагает, что цеппелины подобной величины пригодны только для „загородной прогулки". "Прогулка" цеппелинов Guxhaven-Jarmouth-Guxhaven вполне доказала колоссальное значение воздушного флота. Путь, который прошли дирижабли равен расстоянию между Франкфуртом—Парижем и обратно, т. е. 780 км. И подобные "прогулки" цеппелины, несомненно, могут повторять и в дальнейшем. Поэтому важно выяснить, какими орудиями они располагают и какой вред могут наносить.
Ход развернувшихся событий дает возможность ответить на поставленные вопросы, и бомбардировка Антверпена, Остенде, Гента, бельгийских деревень, Варшавы, Плоцка, Нанси, берегов английского побережья и Либавы ясно показала, что действительной бомбардировки не было и быть не могло, что воздушные крейсера Германии, даже вдвоем или втроем (как это было в Ярмуте), могут пользоваться весьма ограниченным количеством бомб при том бомб легкого веса и малого действия.
В Антверпене было 12 чел. убитых, в Остенде, как и в Генте, ни одного, в Польше после четырех бомбардировок оказалось убитыми 40, в Нанси 2, в Англии 4. Таким образом, результаты 14 нападений в течение 6 месяцев, где, в погоне за рекламой (ибо как это иначе назвать), Германия потеряла 5 единиц своего воздушного флота, выразились в количестве 60 жертв, т. е. количестве, равном экипажному составу двух цеппелинов.
В Париже изучают бомбы Цеппелина
Нигде не были найдены бомбы весом более 49 К (вес бомбы, найденной неразорвавшейся в Ярмуте). Разумеется, не в скромности или человеколюбии германских авиаторов кроется разгадка этого на первый взгляд странного явления, а исключительно в грузоподъемности цеппелинов. И недаром скрывали германские военные круги эти цифры, и в Тасhеnbоuch'е воздушного флота Германии не указана крайняя грузоподъемность цеппелинов.
И только "воздушное недоразумение", происшедшее в апреле 1913 г. в Люневиле с Z—IV, когда германский военный авиатор по ошибке опустился на французскую территорию, и сообразительные французы прежде, чем отпустить его, тщательно изучили конструкцию Z—IV, сняв мерку и снимки со всех деталей, дало возможность выяснить истинную его грузоподъемность.
Французы изучают Цеппелин
Z—IV принадлежит к типу 19600 куб. метр. (141 м. х 14 м. 80) цеппелинов. Его грузоподъемность равна 20500 К°. Но французские "исследования" показали, что остов, материя, моторы (3 мотора Майбаха по 180 лош. сил) весом каждый в 448 К° оставляют свободными всего 4800 К°, т. е. 23,9% общего веса. Вес команды (экипаж в 12 человек) равен 950 К°, час полета требует бензина и масла 135 К°, след. для пролета 360 км (в течение 6 час. со средней скоростью 60 верст в час) требуется 810 К°.
Наконец, чтоб подняться на высоту 1000 м. Z—IV должен выкинуть 3000 К- балласта и, таким образом, Z—IV, находящийся в воздухе в течение 6 часов (срок меньший, чем требуется для пролета из ближайшего ангара к Парижу или Лондону и обратно), не взяв с собою ни снарядов, ни вооружения, ни приборов, уже превысил свою грузоспособность.
Вывод один: либо если количество груза превысит грузоподъемность летать низко и тогда рисковать быть уничтоженным; либо, не брать грузу вовсе, но тогда придется свести на нет весь вред, наносимый набегами и нападениями. Поэтому можно утверждать, что цеппелины грузоподъемности 19500 куб. метр. или еще меньшей—не могут осуществить задачи, намеченной и поставленной германскими милитаристскими кругами.
В виду этого в 1913 г. был создан тип большей грузоподъемности, а именно—22.000 куб. метр. цеппелин (156 м. х 14 м. 80). Вес остова увеличился в виду присоединения двух шаров, мощность моторов и скорость оставлена прежняя. Благодаря увеличению объема получилась добавочная сила в 2.600 К° которую, след., нужно вычесть из общего веса.
На цеппелине подобного типа, команда в 12 человек не может уже сама нести службу, так как прибавляются новыя функции: наблюдение за артиллерией и митральезами. И в действительности, 27.000 куб. м. имеет на своем борту минимум 28 чел. команды (командный состав L—1 и L—2). Если же для 22.000 достаточно даже и 18 человек команды, то и тогда вес груза окажется на 500 К° больше,чем для типа Z—IV. Наконец, необходимо вычесть еще вес митральез или револьвера пушки, вес снарядов, защитительной брони для моторов и орудий (броня из литой стали толщиной в 2 мм., длиной 14 км.). И в результате окажется, что цеппелин типа 22.000 куб. метр. может взять с собой взрывчатых веществ или бомб несравненно меньше одной тонны (60 пудов).
Наиболее совершенным типом цеппелина является тип значительно увеличенной подъемной мощности—27.000 куб. м. Диаметр его равен 16 м. 58 вместо 14 м. 80, длина 158 м. вместо 156, вместо трех моторов 4, вместо 18 человек экипажа—28— З0. (Цеппелин этого типа, захваченный близ Варшавы, имел на своем борту 30 человек команды). След., потребление материала увеличивается на 1/3.
Рекламные цифры завода Майбаха указывают на следующие данные (а уж тут дан минимум минимума): 229 граммов бензина и 2 К° 500 гр. масла в час на каждый мотор.
"Прогулка по английскому побережью" продолжалась более 12 часов; ведь максимальная скорость L—3, побившего рекорд скорости, равна 70 км, а расстояние превысило 723 км. Если же иметь еще в виду неизбежные непредвиденные остановки, силу ветра и т. д., то несомненным представится, что путь продолжался часов 14, т. е. при переводе на вес было истрачено 2.288 К° бенз., 140 К° масла, что составляет 2.308 К°. И это, если мы упускаем еще дополнительный вес в дирижаблях этого типа. Вес четвертого добавочного мотора равен 600 К, в L—2 имеется еще едва добавочная гондола, и в L—3 сохранена еще и вторая добавочная гондола и центральная кабина в 500 К°. Остов увеличен на 5/22, т. е. на минимум 3.000 К°, балласт на 600 К°. Так, напр., L—3 должен был оставить 11 чел. команды, чтобы подняться на высоту 3125 метр. с 420, т. е. для увеличения высоты на 2.700 метр. требуется уменьшение балласта на 1.000 К° (рекорд 16 мая 1914 г.). Таким образом, остается прежняя грузоподъемная сила на те же 60 пудов для бомб и снарядов, с той лишь разницей, что вместо прежних 540 км цеппелин в 27.000 куб. метр. в состоянии сделать пробег в 730 км.
Но большие морские дирижабли, бывшие над Англией, безусловно не имели в своем распоряжении взрывчатых веществ даже на 60 пуд., ведь и вес сброшенных бомб был гораздо меньше. Нельзя же предположить, что дирижабли вернулись в Guxhaven обратно со своими бомбами.
Да и другие цифры подтверждают наше предположение. Над Антверпеном было сброшено 6 бомб, над Остенде — 3, над Гентом—5, над Нанси 14. А ведь тогда было 2 дирижабля в 19.500 и 22.000 куб. метр. Захваченный нами близ Варшавы дирижабль бросил 18 бомб, а он имел на своем борту 30 чел. команды. Таким образом, ясно вычерчивается перед нами бессилие дирижаблей, не могущих захватить много взрывчатых веществ.
Теперь остается еще выяснять величину германского воздушного флота, рассмотреть, из скольких и каких единиц он состоит.
До войны Германия располагала 13 цеппелинами, из которых один Z—II (вместимость в 17.800) пришел в почти полное разрушение после июньской катастрофы в Тионвилле, другой, Z—IX (вместимость— 20.000) еще не был окончен.
Остальные же 11 цеппелинов состояли из: Ѵictоriа-Luisе (18.700), Z—III (17.500), Hаusa (18.700), Z—IV (изученный французами, вместимость— 19.500), Sасhsеn (19.500). Z—1 (19.500), Z —V (19.500), Z - VI (19.500), Z—VII (22.000), Z—VIII (22.000), L—3 (27.000), при чем Hаusa и Ѵictоriа-Luisе раньше были дирижаблями для пассажиров и принадлежали комп. "Делаже".
Можно еще упомянуть о Suttе — Lаnz и S—L - 2 (вместимость—22.000), отличившемся на испытании так же, как и М—4 и М -1 и три (мягких) Парсифаля Р—4, Р—3, Р—2. Самый большой М. имеет 13.000 м. к., больший Парсифаль 10.000 м. к., и вследствие такой незначительной грузоспособности никакой опасности для нападений не представляют.
Итак, к началу военных действий в распоряжении Германии было 14 боевых единиц воздушнаго флота, из которых 2 (Z—II и Z—IХ) могли служить для бомбардировки крепостей или близлежащих городов, но не для налетов на дальние расстояния, и, наконец, 4 дирижабля по 23,000 куб. м. (Z—VII, Z—ѴIII, Z—II и Suttе — Lаnz—2) и один в 27.000 куб. м.
Необходимо еще отметить, что граф Цеппелин, интимный друг Вильгельма и полубог авиационной Германии, не допускает конкуренции комп. Schutte-Lanz в воздушной эскадре. Поэтому из общего списка можно вычеркнуть S—L—2, находящийся в изгнании в Лигнице, куда он прибыл из Лейпцига 12 мая, и S—L—3, находившийся в августе мес. в Мангейме, а затем скрывшийся из горизонта, так как о нем никаких сведений с того времени не поступало.
Но приведенные цифры не исчерпывают вопроса о величине германского воздушного флота, который в 1915 г. был значительно увеличен в своем составе.
Из достоверных источников известно и нет никаких сомнений, что верфи графа Цеппелина выпускают по одному цеппелину каждые три недели. К этой невероятной цифре можно еще прибавить, что в 1913 г. верфи выпустили 8 цеппелинов (с ном. 15 по 22), т. е. по одному цеппелину каждые 6 недель; а выпущены они были открытыми в мае месяце в Потсдаме вспомогательными к заводам Фридрихсгафена заводскими верфями. Таким образом, число цеппелинов достигло цифры 22, при чем 19 из них вмещают 22,000—27.000 куб. м.
Zeppelin LZ59- L20
Но для выяснения действительной величины современного германского воздушного флота необходимо еще принять во внимание число уничтоженных за время войны дирижаблей.
Факт уничтожения 5 цеппелинов у нас, в России (в Варшаве и Либаве) не подлежит сомнению: 1 был уничтожен в Дюссельдорфе, 1 в Баденвиллере, 1 в Фридрихсгафене.
Телеграмма Eхhаngе Теlegrарh Соmраnу от 9 марта (н. ст.) сообщает, что по полученным сведениям, из двух дирижаблей, летающих над Кельном для защиты города от воздушных атак, один сбит бурей и совершенно разрушен.
Телеграммой от 22 марта (н. ст.) „Jоurnаl" сообщает, что 19 марта два цеппелина спустились в Ютландии. Первый из них (L—8) был уничтожен благодаря неосторожности экипажа. Второй вырвался, когда его закрепили, и улетел к морю. 25 марта телеграмма из Берлина через агентство в Амстердаме подтвердила гибель второго цеппелина (L—4).
Zeppelin LZ-93- L-44 и тело его командира
Предполагается затем (документально не доказано), что уничтожен 1 цеппелин в Меце, 1 в Гюнгафене и 2 в Арденнах в августе мес.
Кроме того, безусловно были несчастные случаи в самой Германии, но правда скрыта пеленой "неофициальных сообщений". Во всяком случае, остаются максимально 11, минимально б цеппелинов, при чем нет никакой возможности указать, сколько из них нового типа 22.000— 27.000 куб. м. Известно только, что в Бадонвиллере уничтожен Z —VIII.
Итак, мы имеем данные говорить о 6—11 дирижаблях 22.000—27 000 куб. м., которые могут принять участие в „пикнике с заготовленным "провиантом" со скоростью в среднем 60 км в час, и могут взять с собой от 600 К° до 1000 К° взрывчатых веществ на расстояние 1600— 1200 к.—вот весь состав современной воздушной флотилии графа Цеппелина.
К вопросу о возможностях атаки отдельных цеппелинов и средств защиты мы вернемся в ближайшем будущем.
Оscаг.
В № 107 «Русск. Инв.» помещены следующие сведения о деятельности «Цеппелинов».
В итальянском журнале «Ruvistа Маritimа» помещены две таблицы, в которых приведены: сведения о цеппелинах, погибших с начала войны до 6-го февраля этого года, и о произведенных этими судами набегов, количестве выброшенных ими бомб и размер причиненных этими бомбами повреждений.
Таблица I.
Сведения о гибели германских цеппелинов
№ пп день гибели Место
1 24 июля 1914 г. У Льежа
2 24 июля 1914 г. Между Гемиксеном и Антверпеном
3 7 августа 1914 г. У Баденвейлера
4 7 августа 1914 г. У Грандвейлера
5 7 августа 1914 г. У Люксембурга
6 24 августа 1914 г. У Серадзя
7 1 октября 1914 г. У Варшавы
8 12 января 1915 г. У Либавы
9 5 февраля 1915 г. На острове Фано.
10 5 февраля 1915 г. На острове Фано.
Таблица II.
Набеги цеппелинов с начала войны по 6 января 1915 г.
№№ День набега Место набега Сброшено бомб Повреждения и жертвы
1 11 августа 1914 г. Антверпен 6 12 челов. убито
2 11 сент. 1914 г. Остенде 3 Поврежд. здания
3 12 сент. 1914 г. Гент 6 1 челов убит
4 15 сент. 1914 г. Варшава 3 3 солдата ранено
5. ? Белосток 3 11 детей убито
б 18 сент. 1914 г. Окрестности Антверпена 3 Поврежд. здания
7 9 ноября 1914 г. Куксгафен ? Ничтожныя повреждения
8 26 ноября 1914 г. Варшава 18 40 челов. убитой 50 ранено
9 13 декабря 1914 г. Нанси 14 2 челов. убито и 2 ранено
10 6 января 1915 г. Фальмут 30 4 челов. убито и 9 ранено
Итого: 10 набегов 86 бомб, 70 чел. убито, 64 ранено и повреждены здания.
Лондон после налёта
Во всяком случае эти сведения дают небольшое понятие о ничтожных результатах деятельности германских воздушных кораблей, на которые перед началом войны возлагались немцами большие надежды, до сих пор не оправдавшиеся на деле.
Еще по теме:
Первая мировая война. Наука и война
Первая мировая война. Техническая сторона войны
Первая мировая война. Оружие. Цеппелины на войне
Первая мировая война. Цеппелины над Лондоном
Первая мировая война. Воздушный флот Германии
Первая мировая война. Оружие. Цеппелины, аэропланы-невидимки
Первая мировая война. Техника
Первая мировая война. Техника-2
Первая мировая война. Техника-3
Первая мировая война. Техника-4
Первая мировая война. Техника войны
Первая мировая война. Техника войны-2
Первая мировая война. Техника войны-3
Первая мировая война. Техника войны-4
Первая мировая война. Техника войны-5
Первая мировая война. Техника войны-6
Первая мировая война. Техника войны-7
Первая мировая война. Техника войны-8
Первая мировая война. Техника войны-9
|