nik191 Четверг, 21.11.2024, 21:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2015 » Август » 24 » Первая мировая война. Наука и война
06:36
Первая мировая война. Наука и война

 

В течение полувека готовилась Европа к той великой войне, которая разыгралась теперь на полях Европы и которой суждено изменить географическую карту и судьбы народов. Все было мобилизовано для достойной подготовки к этому кровавому спору. Наука и техника принесли свою дань жестокому богу войны, и, как давно уже отмечали такие историки чистой науки, как Селли и Лобстер, это стремление ученых удовлетворять потребностям военного дела, ежегодно отвлекало от строго научных работ, быть может, наиболее выдающихся ученых и изобретателей.

Если ознакомиться подробно с положением военной промышленности в культурных государствах, то, как неоднократно доказывали политико-экономы, наиболее усовершенствованные, дорого стоящие и оборудованные почти математическими приборами заводы и фабрики предназначены исключительно для изготовления военного и боевого материала, при чем от общей промышленности, сверх того, отнималась еще значительная часть фабрик и заводов и механической энергии, целиком уходивших на вспомогательные для военного дела производства. Неудивительно поэтому, что великая война 1914-1915 гг. застала европейские государства во всеоружии боевой подготовки.

Почва Европы, морская поверхность и глубины моря, безграничный воздушный океан во время этого гигантского спора представляют для культурного человечества одинаково удобную арену для кровопролитнейших боевых столкновений. То, что вчера казалось еще первыми попытками, дерзкими, но еще зачаточными опытами, как воздухоплавание и подводные переходы, сегодня сделалось уже той реальной силой, которая во многих случаях решала участь сражений и давала перевес то одной, то другой из воюющих сторон.

 

 

Кто из нас не помнит того волнения, которое всего лишь три-четыре года тому назад испытывали мы при виде подымающихся с поверхности земли полотняных птиц, на которых находились ежеминутно рискующие своею жизнью отважные люди?

Кто из нас не помнит тех затруднений, которые встречали летчики при незначительных перелетах между отдельными городами? Реки, случайные воздушный течения, болота и леса являлись для воздушных судов опасными и подчас непреодолимыми препятствиями.

 

 

В настоящее же время целые сотни воздушных судов разных типов и сотни военных летчиков реют над полями сражений, производят смелые разведки и сеют смерть, нападая на большие военные части, вооруженные орудиями траншеи и броненосцы. Быть может, из всей этой огромной стаи воздушных кораблей, одна сотая процента подверглась тем катастрофам, которые так обычны для воздухоплавателей мирного времени. В настоящее время аэропланы и дирижабли гибнут только во время боя, разбитые или взорванные снарядами артиллерии.

Гигантская же война, разыгравшаяся в Европе и нашедшая кровавый отклик у восточных берегов Азии и у американского побережья, при чем орудия воюющих эскадр гремели даже в водах, близких к мысу Горн, потребовала от человечества XX столетия новых жертв и новых умственных и физических усилий. Государства немедленно предъявили требования на определенные умственные ценности, и эти ценности немедленно были предложены и выработаны учеными и техниками воюющих держав.

Во время франко-прусской войны апостол чистой науки, мировой ученый, академик Марсель Бертело, обратился с воззванием к ученым Франции, убеждая их покинуть мирные занятия и помочь отечеству отразить врага. Знаменитый ученый дал первый пример. Он превратил свою лабораторию в таинственное место, где в подвалах «College de France» изобретались новые взрывчатые вещества, угрожавшие смертью, прежде всего, самим же изобретателям. Франция, вследствие почина Бертело, в течение последнего полустолетия шла впереди других государств в вопросе изобретения взрывчатых веществ.

Неудивительно поэтому, что и теперь, когда настала нужда в напряжении всех сил для отражения тевтонского врага, наследники идеологии великого французского ученого пошли по его следам. Мы видим во всех химических лабораториях французских университетов и высших технических школ усиленную деятельность таких знатоков «химии взрыва», как Тюрпен, Жоли, Матиньон, Грегуар, де Болиньи и др.

 

 

И, действительно, Франция, как сознаются и сами германцы, одерживает верх над артиллерией германской армии. Объясняется это не только превосходством конструкции полевой и тяжелой артиллерии, но и превосходными качествами взрывчатых веществ. Французские снаряды, начиненные различными новыми веществами, с «тюрпенитом» во главе, производят необычайное разрушение. Кроме непосредственных метательных и бризантных свойств, новые взрывчатые вещества обладают целым рядом вновь приданных им французскими изобретателями и учеными качеств.

Существуют снаряды, которые при взрыве дают необычайно яркие вспышки, позволяющие направлять по ним огонь находящихся в районе действий батарей, которые до того не имели еще определенного района обстрела. Некоторые вещества, взрываясь, производят густой черный дым, который долго не опадает и стелется по земле, позволяя за этой непроницаемой завесой производить быстрые передвижения войск и перемещения артиллерии.

 

 

В настоящее время с успехом действуют особые мины, изготовляемые французами, при чем мины эти в качестве взрывчатого вещества снаряжены жидким воздухом и жидкой углекислотой, дающими необычайный по результатам эффект.

Некоторые из снарядов, особенно так называемые «ручные бомбы», также снаряжены жидким воздухом, при чем последний при помощи особого состава мгновенно превращается из жидкости в газ. При этом один объем жидкости мгновенно превращается в 480.000 таких же газообразных объемов, производящих, конечно, невообразимо сильное разрушение. Изобретательность французов в области «химии взрыва», по-видимому, не имеет границ.

 

 

В настоящее время, как сообщают французские газеты, особые заводы, расположенные вблизи фронта, изготовляют ручные бомбы такого незначительного размера, что солдаты могут без труда носить их в карманах; разрушительная сила этих бомб равняется силе 4-дюймовых артиллерийских снарядов.

 

 

Английские изобретатели могут смело гордиться своими световыми ракетами с парашютами, которые наносят сильный вред германцам, так как, при обычае последних производить атаки в ночное время, освещение местности не прожекторами, которые могут быть уничтожены артиллерийским огнем, а сверху при помощи светящихся ракет, позволяет англичанам и их союзникам открывать по противнику убийственный огонь, который наносит им тяжелые потери.

 

 

Англичанам же принадлежит новое устройство боевых прожекторов, которые напоминают собою перископ, так как главная дающая свет часть и отражательные зеркала и стекла находятся в земле, а ослепительно яркий сноп света, при помощи трехгранных призм, вырывается непосредственно из какой-либо совершенно незаметной амбразуры.

 

 

В саперном искусстве в настоящее время достигнуты также громадные успехи. В этом отношении на первом плане должны быть поставлены паровые, бензинные и электрические плуги, которые с необычайной быстротою и в одно и то же время вырывают глубокие траншеи и со стороны неприятеля насыпают высокий вал.

Большим нововведением в вопросе проведения подземных галерей и сап являются весьма портативные и обладающее большою силою перфораторы, которые позволяют не только пробиваться в замерзшей земле, но и успешно проходить через каменистые участки.

 

 

Бельгийцы и англичане при проведении подземных галерей пользуются также силою взрыва, но так как проведение подземной галереи под противника должно происходить в глубокой тайне, то для этой цели придумали особые глушители взрывов, которые делают эту часть работ совершенно беззвучной, давая таким образом в руки союзников новое могущественное средство для подземной борьбы. Этим и объясняется, как гласит официальный бюллетень бельгийской армии, что на десять взорвавшихся союзных мин германцы отвечают лишь одним взрывом.

Строительная техника дала для проведения галерей и сап весьма важное нововведение. Это – раздвижные, легкие, но весьма прочные крепления, которые позволяют делать галереи гораздо более вместительными, что отражается в благоприятном смысле и на эффекте их деятельности при взрыве головной части.

 

 

Автомобильная техника дала воюющим весьма сильные машины, прикрытые непроницаемой для ружейных пуль и орудий мелких снарядов броней, устроенной с таким расчетом, что снаряды должны по ней скользить. Резервуары с бензином защищены особой плитой из ванадиевой стали, почти совершенно не досягаемой для любых снарядов. Кроме того, во избежание несчастий при обстреле бронированные автомобилей, на западном фронте применяется особый бензин «каллеро», который лишен возможности воспламеняться при непосредственном прикосновении с огнем. Вспышке он подвергнут лишь в нагретом состоянии, т.е. при условии, существующем уже внутри мотора.

 

 

Воздухоплавательные конструкторы спроектировали весьма легкие бронированные лодки для воздушных судов, в значительной степени защищающие авиаторов от пуль. Однако, самым главным новшеством в военном воздухоплавательном деле была установка на аэропланах орудий и пулеметов. Стрельба должна была бы немедленно вывести из положения устойчивого равновесия летящее судно и вызвать катастрофу. Для этой цели пришлось построить особые лафеты, которые принимали бы на себя всю силу отдачи. Это достигнуто целым рядом техников воздухоплавания, и до сих пор, как показали опыты и длительная практика войны, орудийный огонь, ведущийся с аэропланов, не служил причиной хотя бы одного из несчастных случаев.

 

 

В области подводного плавания особенное внимание обращает на себя приспособление для быстрого погружения подводных лодок и новые системы перископов, позволяющие следить за противником на весьма дальнем расстоянии. Изобретение это, а также усовершенствование в области двигателей, находящихся внутри подводных лодок, позволяют последним нести на войне ту службу, о которой никто до настоящей войны даже не мечтал, не считая, конечно, признаваемой фантастической идеи Жюля Верна, воплощенной в его «Наутилусе». В настоящее время мы знаем, что подводные лодки совершают дальше переходы и являются весьма опасными крейсерами, обладающими весьма важным свойством скрываться от неприятеля под водой и совершать на него неожиданные нападения.

Этого краткого очерка достаточно для того, чтобы понять, как велико значение науки и техники в области военного дела, которое подвергнуто в настоящее время важному и тяжелому испытанию. От успеха этого испытания зависит судьба войны и народов, изнемогающих под тяжестью вооружений, насильно возлагаемых на них не знающим пределов германским милитаризмом.

Многие идеологи науки давно уже говорят, что состояние человеческого знания в полной мере обеспечивает благосостояние культурного человечества, так как наука может доставить человечеству кров, пищу и ткани, независимо от климатических и почвенных условий, и что близок тот час, когда человечество будет в состоянии не только мечтать, но с верой и твердой надеждой ждать приближения «золотого века».

Насколько взгляд этот отвечает действительности, трудно утверждать, так как почти совершенно невозможно учесть, тех непредвиденных обстоятельств, зависящих как от самой природы, так и от проявлений человеческой психики, которые могут изменить настоящее течение и развитие научных изысканий и приобретений человеческого ума.

Настоящая война, однако, с очевидной и жестокой ясностью доказывает нам, что наука и техника сделали и сумеют в ближайшем будущем сделать войну еще более кровопролитной и невозможной. Наука и техника превращают каждого из бойцов в машину, сеющую смерть среди тысяч живых и разумных существ. Наука, главным стремлением которой служит всеобщее счастье, принесла на алтарь кровавого бога войны обильные и весьма драгоценные для этого мрачного дела дары.

Это – философский и логический абсурд, и, как таковой, он кратковременен и преходящ.

Главная цель и светлый идеал науки восторжествуют, и день этот будет последним днем того кровавого кошмара, пережитка диких времен, имя которому – война.

Наука – для жизни, а не для смерти!
Наука – для нравственного усовершенствования, а не для кровавых побоищ!

А.М. Оссендовский

 

 

Еще по теме:

Первая мировая война. Наука и война

Первая мировая война. Техническая сторона войны

Первая мировая война. Оружие. Цеппелины на войне

Первая мировая война. Воздушный флот Германии

Первая мировая война. Техника

 

Первая мировая война. Техника-2

Первая мировая война. Техника-3

Первая мировая война. Техника-4

Первая мировая война. Техника войны

Первая мировая война. Техника войны-2

Первая мировая война. Техника войны-3

Первая мировая война. Техника войны-4

Первая мировая война. Техника войны-5

Первая мировая война. Техника войны-6

Первая мировая война. Техника войны-7

Первая мировая война. Техника войны-8

Первая мировая война. Техника войны-9

Первая мировая война. Техника войны-10

 

 

Категория: Техника первой мировой войны | Просмотров: 1566 | Добавил: nik191 | Теги: наука, война, техника, 1915 г. | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz