По материалам периодической печати за 1917 год.
Все даты по старому стилю.
5 марта 1917 г. В Петроград телеграммами вызваны из-за границы эмигранты князь П. А. Кропоткин и Г. В. Плеханов.
К приезду П. А. Кропоткина
Дочерью П. А. Кропоткина, А. П. Кропоткиной-Лебедевой, получена в Петрограде для передачи газетам следующая телеграмма от отца:
«Брайон, 8 марта. Глубоко счастлив. Приготовляюсь к отрадному дню возвращения на родину, благодарю за теплые приветственные телеграммы, полученные из России. Тронут и согрет.
Страстно желаю и верю, что все партии в России объединятся в высшем и окончательном напряжении отбросить австро-немецкое вторжение, освободить Польшу и помочь народам центральных держав скинуть с себя порабощающие их оковы.
Кропоткин».
Воззвание Кропоткина
МОСКВА, 17 марта. В «Русских Ведомостях» напечатано воззвание Кропоткина, присланное из Брайтона.
«Безумно,—пишет Кропоткин,—говорить о мирных намерениях Германии, пока она управляется автократическими Гогенцоллернами. Мужчины, женщины и дети России! Спасайте родину и цивилизацию от черных сотен центральных империй! Нельзя терять ни одного часа! Героически противопоставьте им сомкнутый строй!».
Возвращение в Россию П. А. Кропоткина
ПЕТРОГРАД, (30 мая). В час ночи приехал князь Кропоткин, на вокзале встреченный министрами Керенским, Скобелевым и Некрасовым и представителями различных организаций. Керенский приветствовал Кропоткина речью.
Петр Алексеевич Кропоткин
Старейший из мучеников русской революции. В нынешнем году ему исполнилось 75 лет. Более половины жизни маститый борец за свободу провел в изгнании. Теперь, спустя сорок лет после своего бегства из заключения, П. А. Кропоткин вернулся на родину, чтобы стать в ряды созидателей новой жизни России.
Приезд П. А. Кропоткина
Скорый поезд из-за границы идет в Петроград переполненный пассажирами: в одном из вагонов едет великий гражданин русской земли П. А. Кропоткин, сорок лет вынужденный жить без России.
Длинный путь из Англии в Петроград для П. А. Кропоткина был сплошным триумфом. На некоторых станциях был поставлен почетный воинский караул при знаменах с оркестрами музыки.
Пока идет проверка паспортов, П. А Кропоткин принимает в вагоне представителей общественных организаций и представителей печати.
Он обращается к собравшимся в Белоострове с большой речью. Он говорит о войне, которая, по его мнению, должна сейчас приковывать все внимание русского общества, так как иначе России предстоит гибель и разложение.
Из толпы выступает ряд ораторов, которые просят П. А. Кропоткина верить, что его призывные слова к объединению вызовут живой отклик во всей русской земле, и что Россия из переживаемых испытаний выйдет победительницей.
Долго несмолкающее ура покрывает вторичный призыв П. А. Кропоткина к объединению.
П. А. Кропоткин вспоминает, как сорок лет тому назад через ту же Финляндию он получил возможность бежать из России. Финляндия тогда предоставила ему все возможные удобства к побегу. Вспоминает о том, как царское правительство много сил и энергии тратило на розыски его, как его искали в Германии и других странах.
—Но все это—говорит П. А. Кропоткин,—область прошлого, область истории. Теперь же не до истории. Жизнь не ждет, повсюду нужна работа, продуманная, продуктивная.
Не забудем, что Россия находится в периоде войны, мировой бойни, и что из создавшегося положения необходимо выйти с честью. Взоры союзников направлены в сторону России. Англия верит, что Россия, освободившись от царского гнета, ставши свободной, не допустит такого позора и бесчестья, как сепаратный мир. Ибо в Англии и во Франции все классы населения прекрасно сознают, что, в случае победы германского империализма, лучшие идеалы человечества, принципы: братство, равенство и свобода, будут потоптаны германской пятой, немецким юнкерством, и все завоевания русской революции будут сведены на нет.
В Англии не допускают и мысли, что Россия способна на заключение сепаратного мира и что в трудные для союзников минуты Россия, которая пользовалась все время услугами союзников, теперь их покинет.
—Во время войны я часто получал письма из России, которые вызывали во мне горечь и печали. Друзья спрашивали меня, почему Англия в этой войне дает так мало человеческих жертв и почему бремя войны падает главным образом на Россию? Но ведь это была неправда и нежелание видеть деятельность.
Прежде чем упрекать Англию в нежелании дать человеческих жертв, следовало бы обратиться к фактическим данным, подсчитать количество раненых, убитых и без вести пропавших, и тогда вопрос был бы исчерпан.
Возьмите хотя бы последние недели не наступательной, а окопной войны. В последнюю неделю, когда я уезжал, —а это была неделя сравнительного затишья,—англичане на одном только западном фронте потеряли 82,000 солдат и 400 офицеров убитыми, не считая громадного количества раненых и без вести пропавших. Что же, это не жертвы? И разве Англия останавливалась когда-либо перед жертвами? Английский народ прекрасно сознавал и сейчас сознает, что какие только имеются средства, должны быть отданы для спасения всего человечества и его лучших идеалов.
На вопрос, каковы ближайшие его намерения в России, он говорит:
—Я всецело в распоряжении родины; я стар, но работать хочу и по мере своих сил работать буду. Вот тут мне в вагоне говорили, что обуховские рабочие хотят меня видеть; я конечно, к ним поеду. Захотят видеть меня солдаты, я не откажусь с ними повидаться и побеседовать.
П. А. Кропоткину задают вопросы об экономическом положении Англии и Франции, о дороговизне и др.
Поезд подходит к Финляндскому вокзалу. П. А. Кропоткина встречает многочисленная публика. Обнажают головы, оркестр играет марсельезу, гордо возвышаются красные знамена. П. А. Кропоткина приветствуют министры А. Ф. Керенский, И. В. Некрасов, М. М. Скобелев и представители многих политических и общественных организаций.
Почти в час ночи П. А. Кропоткин уезжает с вокзала.
«Б. В.»
К приезду П. А. Кропоткина
Немцы и П. А. Кропоткин
Как выясняется, немецкие подводные лодки зорко следили за пароходом, на котором возвращался в Россию Кропоткин. Атаковать пароход субмарины, однако, не имели возможности, так как судно конвоировалось двумя английскими трехтрубными контр-миноносцами. 280 английских миль между портом отправления из Англии и Бергеном контр-миноносцы прошли в 22 часа, так что никакая германская лодка за ними не могла угнаться. Тем не менее, по словам П. А. Кропоткина, попытки со стороны вражеских субмарин предполагались.
Едва только пароход с эмигрантами вошел в Бергенский фиорд, как навстречу ему показалось норвежское парусное судно. Капитан тревожно осведомился, не подверглись ли эмигранты нападению со стороны германцев, и, получив отрицательный ответ, рассказал, что германская субмарина около 10-ти часов подряд упорно дежурила у входа в Бергенский фиорд, дожидаясь, по-видимому, парохода, на котором ехал Кропоткин, но, заметив грозных английских конвоиров, быстро погрузилась в воду и ушла восвояси.
Между прочим, загадочная история произошла с багажом Кропоткина. Когда он прибыл в Хапаранду, оказалось, что весь его багаж, составляющий 10 мест, бесследно исчез. На каждом пакете была карточка Кропоткина. В багаже находилась его вещи, архив, записи и разные документы. Ни у кого из эмигрантов багаж не пропадал, и исчезновение своих вещей Кропоткин готов приписать германским проискам. Друзья Кропоткина принимают все меры к розыску его багажа.
«Р. С.»
Приезд кн. П. А. Кропоткина.
Кн. П. А. Кропоткин Княгиня С. Г. Кропоткина
В ночь на 31-е мая, после 42-х лет изгнания, вернулся в Россию вместе с супругой кн. П. А. Кропоткин.
В Белоострове маститого старца встретила огромная толпа солдат и граждан.
П. А. Кропоткин обратился к собравшимся с речью, в которой указал, что Россия сейчас совершила великий исторический переворот, плоды которого необходимо еще закрепить. Угрозой свободе являются Вильгельм и его полки. Если мы пустим германцев сюда, в глубь России, и на улицах Петрограда появятся германские пулеметы, а в Петропавловской крепости их пушки, — Россия погибнет, и дело ее революции также. Борьба с Германией — вопрос спасения России и ее свободы.
Во время войны с таким опасным врагом все внутренние дела должны отойти на задний план перед общенациональной задачей.
П. А. Кропоткину отвечал генерал, приветствовавший его от имени собравшихся солдат.
В Петрограде П. А. Кропоткина встречали представители анархических групп, министры А. Ф. Керенский и М. Н. Скобелев, почетный караул одного из гвардейских полков, масса народа с цветами и знаменами, представители социалистических партий и делегации различных общественных организаций и политических групп. А. Ф. Керенский приветствовал Кропоткина речью.
Почетного гостя на руках внесли на автомобиль. П. А. Кропоткин поселился у дочери.
Еще по теме:
Петр Алексеевич Кропоткин как теоретик анархизма. Часть 1.
Петр Алексеевич Кропоткин как теоретик анархизма, часть 2
Петр Алексеевич Кропоткин как теоретик анархизма, часть 3
Петр Алексеевич Кропоткин как теоретик анархизма, часть 4
Петр Алексеевич Кропоткин как теоретик анархизма, часть 5
Петр Алексеевич Кропоткин как теоретик анархизма, часть 6
П. А. Кропоткин. К возвращению в Россию. Часть 1.
П. А. Кропоткин. К возвращению в Россию. Часть 2.
П. А. Кропоткин. К возвращению в Россию. Часть 3.
Возвращение в Россию П. А. Кропоткина (30 мая 1917 г.)
Петр Алексеевич Кропоткин - Исследователь забайкальской Сибири
К кончине П. А. Кропоткина
|