nik191 Понедельник, 25.11.2024, 04:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2020 » Январь » 26 » Роза Люксембург и Леон Тышко перед царской фемидой. Часть 4
05:18
Роза Люксембург и Леон Тышко перед царской фемидой. Часть 4

 

 

 

 

РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ И ЛЕОН ТЫШКО

ПЕРЕД ЦАРСКОЙ ФЕМИДОЙ

 

Одновременно с этим власти очень тревожил вопрос о подданстве Люксембург.

8 июня генеральный консул в Берлине пишет начальнику варшавского губернского управления:

«так как брак, на который Роза Люксембург ссылается, будучи совершен перед местным чиновником гражданского состояния, действительно сообщил 6ы ей права германского подданства, но не имел 6ы, по русским законам, последствием утрату ею прав подданства российского, для чего требуется венчание по обряду религии брачущихся, то я полагал 6ы, что установление факта гражданского венчания названной личности в Германии не привело 6ы еще к разрешению возникшего по ее делу вопроса. И виду сего позволяю себе высказать мое мнение, что от Розы Люксембург надлежало бы потребовать представления доказательства о венчании ее по еврейскому обряду или по крайней мере указания, какой именно раввин совершил это венчание, на предмет получения от него метрики о браке. К сему имею честь присовокупить, что мне случилось читать в германских газетах, что Роза Люксембург ради получения возможности проживать в Германии, венчалась здесь лишь гражданским браком и даже никогда не жила с своим мужем.»

2 сентября вице-директор департамента общих дел, отвечая на запрос начальника варшавского губ. жанд. управления, сообщает ему, что, хотя по смыслу законов, факт вступления русской подданной в брак с иностранцем сообщает ей иностранное подданство, но под браком надлежит подразумевать религиозный брак.

«В виду изложенного, если Розалия Люксембург не выполнила требуемый законом от русских подданных обряд венчания, то ни совершенный ею, Люксембург, в Базеле гражданский брак, ни последовавшее засим уничтожение такового, не могут иметь в пределах России никакой юридической силы, и потому Люксембург должна почитаться сохранившею русское подданство.»

11 сентября помечено прошение Иогихеса виленскому уездному воинскому начальнику:

«Я нахожусь в политической тюрьме и привлечен к ответственности по политическому делу, которое будет в ближайшем будущем рассматриваться варшавским военно-окружным судом. Так как, независимо от этого, ко мне предъявлено обвинение в уклонении от отбывания воинской повинности посредством побега, совершенного в июне месяце 1890 года (числа не помню) с виленского сборного пункта, то прошу препроводить дознание об этом побеге по возможности скорее жандармскому ротмистру Сушкову (по адресу варш. губ. жанд. управления), производящему расследование по моему политическому делу,— затем чтобы оба обвинения могли быть рассмотрены судом в совокупности, как этого требует закон.»

19 сентября Иогихес показал:    

«Родился я в 1867 году в г. Вильно, на службу призван в 1890 году, в каком месяце не помню, виленским по воинской повинности присутствием. Прибыв на сборный пункт в июне месяце того же года, в тот же день самовольно отлучился. Проживал в различных городах России и несколько лет за границей. В какую часть я был назначен, объявлено мне не было. Присяги не принимал. 19 февраля сего года задержан, как обвиняемый в политическом преступлении, и заключен в X павильоне Варшавской крепости.»

При деле сохранился дубликат приемного формулярного списка виленского городского по воинской повинности присутствия Льва Шмуйлова Иогихеса; из него видно, что родился Иогихес 17 июня 1867 г., росту 2 арш. 5 2/3 верш., объем груди 18 2/5 верш., он был признан способным к строевой службе; «определенных занятий не имеет.»

13 сентября жандармерия объявляет через пристава Максимилиану Люксембург, чтобы сестра его Роза, за которую он внес залог, прибыла в канцелярию губернского жандармского управления для допроса не позже 23 сентября

4 октября нов. ст. помечено письмо Розы Люксембург из Берлина в варшавское жандармское управление:    

«Я получила через брата моего, Максимилиана, ваше требование явиться к допросу к 6 сего мес. Поехать в Варшаву для допроса я не могу в виду состояния моего здоровья, к чему прилагаю докторское свидетельство; кроме того, поездка исключительно с целью допроса излишня уже потому, что, как я наперед заявила, никаких показаний давать не желаю и не стану. Наконец, поскольку это необходимо, ко мне может явиться для допроса кто-нибудь из русского посольства или консульства. Адрес мой может быть сообщен в каждое время моим братом».

26 сентября ротмистр Сушков нашел не заслуживающим доверия свидетельство врача, приложенное при заявлении Розы Люксембург, как незасвидетельствованное надлежащей властью, и объявил залогодателю Максимилиану Люксембург о замене его засвидетельствованным консульством.

3 октября на допросе, после того, как Иогихесу был предъявлен ряд рукописей, забранных у него при обыске, он заявил:

«рукописи на польском языке, найденные у меня, по словам допрашивающего, под заглавием: «Народ против ксендзов» и «Наше дело» мне не принадлежат и мною не писаны. Получил я их от господина в Варшаве, которого назвать не могу; с содержанием рукописей я еще познакомиться не успел. Надпись на печатных листах «С сегодняшнего дня. Что же лальше. № 3», писаны не мною и кем, мне неизвестно».

4 октября Иогихес добавил, что эти печатные листки у него по обыску взяты не были и переводы предъявленных ему писем за № 93, 99—108 во многих местах не соответствуют польскому подлиннику.

Производивший у Иогихеса обыск бывший помощник пристава Ковальский заявил, что при обыске он укладывал вещи в особые пакеты, отдельно у Энгельмана и отдельно у Матшке; кому именно принадлежат корректурные листки, предъявленные ему и отдельно в протоколе обыска не обозначенные, он не помнит, но, судя по их внешнему виду, находит, что обнаружил их при одном из обысков в меблированных комнатах Валевского.

9 октября Иогихес пишет Сушкову:

«Во время дознания 4 сего мес. вы заявили, что взятые у меня фотографические карточки будут мне возвращены в тот же день. Я их до сих пор не получил. Прошу вернуть мне две виденные мною на последнем допросе карточки, а также третью, взятую у меня при обыске, карточку, на которой изображены две дамы, по возможности скорее. Считаю далее нужным установить следующий факт:

при последнем дознании я заявил вам устно, но забыл впоследствии внести это в протокол, что при обыске ни одно из конфискованных у меня изданий не было найдено более чем в одном экземпляре, и что утверждение, якобы один из номеров «Сzеrvonу Sztаndаrt» найден в двух экземплярах, является поэтому, ложным. Далее в протоколе последнего дознания следует заменишь слова: «от господина» (слова, написаниые мною машинально под вашу диктовку) словами: «от лица» и т. д. Сие заявление, в виду его важности, прошу присоединишь к делу».

Сушков нашел, однако, что «сделанное в этом письме заявление существенного значения для дела не имеет» и постановил не производить никаких дополнительных расследований.

Итак, дознание было закончено производством и 12 октября представлено начальнику варшавского губ. жанд. управления для дальнейшего направления. Жандармские власти направили дело в военно-окружный суд.

1 ноября 1906 г. от имени самого командующего войсками варшавского военного округа—знаменитого генерал-адъютанта Скалона—направлена следующая бумага военному прокурору варшавского военного окружного суда.

«По произведенному жандармскому дознанию мещанин Лев Иогихес (он же Отто Эгельман) и дочь купца Розалия Люксембург (она же Лина Матшке) подлежат обвинению в том, что в 1906 голу вошли в состав боевой организации социал - демократический партии королевства Польского и Литвы,— каковая организация ставит своей целью, путем общего вооруженного восстания низвергнуть установленный в России основными законами монархический образ правления и добиться таким образом автономии Польши; деяние это в отношении кажлого из обвиняемых предусмотрено 102 ст. уголовного уложения. За означенное преступное деяние мещанин Лев Иогихес (он же Отто Энгельман) и дочь купца Розалия Люксембург (она же Анна Матшке), согласно заключения подведомственного вам надзора и на основании 1 п. 17 ст. правил о местностях, объявленных на военном положении, 260 и 262 ст. XXIV кн. С. В. П. 1869 года изд. 3, предаются мною варшавскому военно-окружному суду».

4 ноября в Варшаве был составлен, подписанный помощником военного прокурора варшавского военного окружного суда подполковником Забелиным «Обвинительный акт по делу о германских подданных Розе Люксембург и Льве Иогихесе». Приведем оттуда лишь несколько интересных указаний.

«При произведенном по этому делу дознании в распоряжение жандармских властей были препровождены переводы статей из германской газеты «Ди Пост», из этих статей видно, что Роза Люксембург отправилась в Россию с целью поддерживать там революционное движение, при чем уже 3 месяца она ведет революционную пропаганду. Газета называет обвиняемую кровожадной героиней и выражает удовольствие, что Германия отделалась от нее».

Далее говорится, что Роза Люксембург приехала в Россию с целью требовать ниспровержения существующего строя и революции.

«Из приложенных к делу выписок из той же газеты «Ди Пост» видно, что, вместе с Розой Люксембург, в Россию уехал некий Иогихес; оба ехали с подложными паспортами, при чем цель их поездки была та же, как и Розы Люксембург».

«У обвиняемых найдена и отобрана переписка, содержанием которой устанавливается их принадлежность к партии социал-демократии Польши и Литвы, о прибытии их и Россию для агитационных целей в интересах этой партии. При сличении почерков многих этих писем, заметок и рукописей—эксперт дал заключение, что многие из них писаны рукой обвиняемых Розы Люксембург и Иогихеса. Из свидетелей по делу, жители гор. Варшавы крестьяне Янушко Шиманский и Наумюк показали, что, присутствуя в качестве понятых при обысках у обвиняемых в меблированных комнатах Белевской, они видели, что у них были найдены пачка газет и каких-то листков. Это показание подтвердили и производившие обыск околодочные надзиратели гор. Варшавы Марченко и Кулицкий, добавив, первый, что при аресте Энгельман (Иогихес) предлагал приставу, производившему обыск, 75 рублей за освобождение и уничтожение найденного у него материала, и ему свидетелю за то же 50 руб. Обыск производил помощник пристава Ковальский».

9 ноября Иогихес обращается в варшавский военный окружный суд с просьбой о вызове «к судебному заседанию по моему делу:

1) эксперта по усмотрению суда, который удостоверит, что инкреминируемые мне заметки писаны не моей рукой, а рукой сообвиняемой, с которой у нас почерки очень сходны;

2) переводчика, основательно знающего литературный русский и польский языки, который мог 6ы исправишь ошибки, вкравшиеся в перевод некоторых из приобщенных к делу документов».

11 ноября суд в распорядительном заседании постановил:

«в просьбе подсудимому Иогихесу о вызове эксперта отказать, так как экспертиза почерков не имеет значения для существа обвинения, а относительно переводчика сообщить, что таковой имеется в суде».

13 ноября военный судья Козелкин делает распоряжение об объявлении Максимилиану Люксембургу, что если со дня объявления об этом ему, в течение десяти суток, Люксембург не явится в суд для выдачи ей копии с обвинительного акта, то она будет считаться уклонившейся от суда.

1 (14) декабря помещено заявление Розы Люксембург в военно-окружный суд:

«Имею честь представить медицинское свидетельство о моей болезни и присовокупить, что из санатории я могу быть выписана 12 декабря но новому стилю, после чего мне предписано врачом дней семь оставаться в покое, так что я смогу приехать в Варшаву не ранее 20 декабря месяца. Прошу поэтому военно-окружный суд повременишь с вручением мне копии обвинительного акта до вышеозначенного дня».

В деле имеется еще любопытная бумага, в которой генерал-майор Козелкин уведомляет прокурора судебной палаты, что к совершению законной сделки по имуществу подсудимым Львом Иогихесом со стороны суда не представляется препятствий, если таковых нет со стороны властей, в ведении коих Иогихес состоит под стражей.

15 декабря составлен обвинительный акт по делу о побеге Иогихеса с военной службы, за что он предается военно-окружному суду.

18 декабря военно-окружный суд, рассмотрев приведенное выше заявление Розы Люксембург, постановил: в виду уклонения подсудимой Люксембург от явки в суд,

«дело о ней выделить, произвести публикацию о розыске скрывшейся, залог, представленный в обеспечение явки в суд Розалии Люксембург, конфисковать для обращения в капитал Александровского комитета о раненых, о чем и поставить в известность залогодателя Максимилиана Люксембург».

В. БЫСТРЯНСКИЙ.

 

Коммунистический интернационал : Орган Исполнительного Комитета Коммунистического интернационала. -  1920 №14 

 

 

 

Еще по теме:

 

Роза Люксембург

К убийству Розы Люксембург

На смерть Розы Люксембург

Суд над убийцами К. Либкнехта и Р. Люксембург

Памяти Розы Люксембург и Карла Либкнехта

На смерть Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Воззвание спартаковцев

Карл Либкнехт (1916 год)

К годовщине убийства Карла Либкнехта и Розы Люксембург

К годовщине убийства Либкнехта и Люксембург. Ко всему рабочему классу

К годовщине убийства Либкнехта и Люксембург. Ответ один

К годовщине убийства Либкнехта и Люксембург. Ложь Эберт-Шейдемана

К годовщине убийства Либкнехта и Люксембург. Подробности

Роза Люксембург и Леон Тышко перед царской фемидой. Часть 1

Роза Люксембург и Леон Тышко перед царской фемидой. Часть 2

Роза Люксембург и Леон Тышко перед царской фемидой. Часть 3

Роза Люксембург и Леон Тышко перед царской фемидой. Часть 4

Роза Люксембург и Леон Тышко перед царской фемидой. Часть 5

 

 

Категория: Исторические заметки | Просмотров: 384 | Добавил: nik191 | Теги: Либкнехт, Люксембур | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz