РОЗА ЛЮКСЕМБУРГ И ЛЕОН ТЫШКО
ПЕРЕД ЦАРСКОЙ ФЕМИДОЙ
Дознание
25 февраля 1906 г. помечен первый протокол о допросе Матшке, где она показала:
«состоя сотрудником нескольких заграничных периодических изданий, я в качестве такового в средине декабря месяца прошлого года приехало в Россию с целью изучишь общественное движение в Царстве Польском».
На том же протоколе рукою Люксембург написано:
«называюсь Роза Люксембург, а не Анна Матшке».
Очевидно, при допросе 25 февраля Хана и признала в ней свою сестру.
29 марта помечен протокол допроса Розы жандармским ротмистром Сушковым. Она показала, что от роду ей 53 года, родилась в Замостье Люблинской губ., «никакой веры не признает», дочь купца, еврейка, в прусском подданстве, доктор прав, живет в Берлине в Пруссии, временно в Варшаве, ее занятие — постоянное сотрудничанье по политической части в гор. Берлине при редакции газеты "Вперед»; средства к жизни — личный заработок. разведена в 1908 г., по мужу Любек, родители умерли; братья: Николаи, 46 лет, купец в Лондоне; Максимилиан, 40 лет, в Варшаве. владелец конторы под фирмой «Люксембург и К°»; Иосиф, 38 л., доктор медицины в Варшаве; сестра Анна, 42 лет, работает в конторе брата Максимилиана.
Роза родилась в 1873 г., окончила в 1887 г. в Варшаве II женскую гимназию, сдала экзамен при Цюрихском университете на степень доктора прав; в 1889 г., выехала в Цюрих для образования и с тех пор постоянно жила за границей, преимущественно в Швейцарии, в последнее же время в Берлине. В 1903 г. привлекалась к следствию в Пруссии или в Саксонии, в каком городе,—не помнит, за участие в предвыборной агитации и отбыла наказание два месяца в тюрьме в Цвиккау в Саксонии.
Роза не признало себя виновной в преступлении, предусмотренном ст. 102, а именно— в участии в сообществе, заведомо поставившем целью своей деятельности насильственное посягательство на изменение в России или какой-либо ее части установленного основными законами образа правления или на отторжение от России какой-либо ее части, и по ст. 139 - в хранении, с целью распространения, сочинений, заведомо возбуждающих к учинению бунтовщического деяния и к ниспровержению существующего в государстве общественного строя».
«Я принадлежу — заявила Роза, — к германском социал-демократической партии, которая имеет целью своей деятельности проведение в жизнь германского народа социалистического строя; партия эта по своей основной идее является общей с такими же партиями, существующими в других государствах, но с практической точки зрения никакого сношения с последними не имеет...
Прибыла с паспортом моей знакомой Анны Матшке, живущей в Берлине и принадлежащей также к германской социал-демократической партии, потому что полиция, зная мою фамилию и мою деятельность за границей, как социал-демократки, могла беспокоить моих родственников в Варшаве... На Ясной ул. в одном доме со мной жил приехавший раньше меня из Германии мой знакомый Отто Энгельман; я знаю, что Энгельман состоит корреспондентом «Лейпцигской Народной Газеты» и приехал также с целью собрать материал для своей корреспонденции».
29 марта состоялось постановление о заключении Розы под стражу в варшавской следственной тюрьме.
В тот же день был допрошен и Энгельман, также «не признавший себя виновным по 102 и 132 ст.» и заявивший, как и Роза Люксембург, что он прибыл в Варшаву с целью собирания материала для корреспонденции в немецкие газеты и что здесь он встретился со своей знакомом Розой Люксембург.
На помощь царской охранке пришла немецкая буржуазная пресса, сразу же после ареста начавшая травлю Розы и доносившая на нее русским властям. Уже 17 марта н. с. в вечернем издании берлинской газеты «Ди Пост» появилась заметка о Люксембург, и с тех пор не проходило дня, чтобы «Пост» не доносила на нее. Буржуазная газетка воспользовалась несколькими неловкими фразами социал-демократического «Форвертса» о том, что:
«когда в декабре в государстве царей настала жестокая реакция, она (Роза) уже не могла переносить этих ужасов, оставаясь в нашей среде, и сочла своим долгом жертвовать своей личностью во имя своих идеалов».
Буржуазная газетка была пожалуй права, что своим оговором «Форвертс» оказал русскому прокурорскому надзору столь ценные услуги, что может претендовать на выражение ему признательности в печати». И «Пост» радуется, что немцы отделались столь удачным образом от этой «мегеры».
31 марта начальник варшавской охранки пишет начальнику губернского жандармского управления, что
«Розалия Люксембург прибыла в Россию для организования аграрных беспорядков, а так же поднять дух революционеров, значительно пришибленных декабрьскими событиями прошлого года».
Прислуга меблированных комнат Валевской, где были арестованы Матшке и Энгельман, показала, что они
«очевидно, были хорошо знакомы между собою, так как 6ывали часто друг у друга в разное премя, что она не замечала, что к ним заходил кто-либо из живших у нас или приходил из города, что Матшке и Энгельман ночевали всегда в своих номерах, в город они обыкновенно выходили около полудня и возвращались вечером ежедневно».
27 мая несколько врачей освидетельствовали состояние здоровья заключенной в Х павильоне Люксембург. Врачи Барановский, Зоммер и павильонный врач Тумма пришли к заключению, что Люксембург
«страдает малокровием, явлениями истерии и неврастении и катарром желудочно-кишечного канала с увеличением печени, в виду этого необходимо лечение минеральными водами, ваннами при условиях соответствующей гигиенической и диетической обстановки».
29 мая прокурор варшавской судебной палаты возбудил вопрос о принятии против Розы меры пресечения, не сопряженной с лишением свободы. 2 июня брат Розы, врач, входит с прошением об освобождении ее под залог.
Между тем, «Пост» продолжала свою гнусную травлю против Розы и ее «секретаря» Иогихеса.
14 июня газета, например, писала:
«Когда Роза Люксембург около четырех лет тому назад вышла замуж за известного здешнего анархиста Любека, рабочего, совершено это было единственно с целью достигнуть таким образом прусского подданства; в день бракосочетания благородная женщина снова рассталась со своим супругом, дабы впредь соединиться узами верной дружбы с г. Иогихесом... Благородная Роза в продолжение четыре лет жила здесь в Берлине с этим Иогихесом».
Такие выступления не переставали наводить на след царскую охранку, пользовавшуюся ими против заключенных.
3 июня Роза дополнительно показала, что в 1897 г. она вышла замуж в Базеле за прусского подданного Густава Любека.
«Брак этот был совершен перед чиновником гражданского ведомства, но не по религиозному обряду. Кажется в 1902 г., точно не помню, я развелась с мужем, причем развод этот совершен по постановлению берлинского гражданского суда».
5 июня, ротмистр Сушков,
«принимая во внимание, что Люксембург страдает болезнями, требующими специального лечения, несовместимого с условиями, при которых она находится в месте заключения, и что по обстоятельствам дела принятая в отношении Люксембург мера пресечения — содержание под стражей— может быть заменена менее строгой,—по соглашению с товарищем прокурора варшавского окружного суда Чеховским, постановил: означенную Люксембург отдать под залог в сумме 3.000 р.».
15 июня тот же Сушков подписывает постановление о принятии представленного проживающим в Варшаве купцом второй гильдии Максимилианом Люксембург залога в 3.000 р. и освобождении Розы из-под стражи с тем, чтобы обвиняемая проживала в Варшаве.
В. БЫСТРЯНСКИЙ.
Коммунистический интернационал : Орган Исполнительного Комитета Коммунистического интернационала. - 1920 №14
Еще по теме:
Роза Люксембург
К убийству Розы Люксембург
На смерть Розы Люксембург
Суд над убийцами К. Либкнехта и Р. Люксембург
Памяти Розы Люксембург и Карла Либкнехта
На смерть Карла Либкнехта и Розы Люксембург. Воззвание спартаковцев
Карл Либкнехт (1916 год)
К годовщине убийства Карла Либкнехта и Розы Люксембург
К годовщине убийства Либкнехта и Люксембург. Ко всему рабочему классу
К годовщине убийства Либкнехта и Люксембург. Ответ один
К годовщине убийства Либкнехта и Люксембург. Ложь Эберт-Шейдемана
К годовщине убийства Либкнехта и Люксембург. Подробности
Роза Люксембург и Леон Тышко перед царской фемидой. Часть 1
Роза Люксембург и Леон Тышко перед царской фемидой. Часть 2
Роза Люксембург и Леон Тышко перед царской фемидой. Часть 3
Роза Люксембург и Леон Тышко перед царской фемидой. Часть 4
Роза Люксембург и Леон Тышко перед царской фемидой. Часть 5
|