Во время геройской защиты Ипра армией французов, бельгийцев и англичан, проскользнуло известие о захвате союзниками у немцев каких-то неслыханных машин, приспособленных специально для рытья траншей. Эти машины застряли на затопленных водою пространствах и попали таким образом в руки наших союзников.
В настоящее время явилась возможность детально ознакомиться с этими машинами. Оказалось, что они не представляют собою особой новинки и употреблялись еще до войны для мирных работ: прорывания каналов, дренажирования болотных пространств и т. п. Немцы лишь усовершенствовали их и приспособили специально для военных целей, снабдив некоторыми специальными приспособлениями и, преимущественно, увеличив их размеры и рабочую силу.
Машина для рытья траншей представляет собою на первый взгляд нечто похожее на известный тип речной землечерпалки. Иначе говоря, это—земная землечерпалка, у которой так же, как и у водяной землечерпалки, имеется черпающее (роющее) колесо, ковши для захвата вычерпываемой земли и особый выбрасыватель, откидывающий вычерпанную (вырытую) землю в сторону от машины. Как и водяная черпалка, эта машина приводится в действие силою пара и вследствие этого устроена так, что напоминает по внешности обычный локомобиль. И, подобно локомобилю, она может легко двигаться взад и вперед и даже описывать дугу до 10 метров в радиусе. У наиболее совершенных и сильных машин этого рода скорость свободного (нерабочего) хода достигает 10 километров в час по ровной поверхности, при чём машина может даже самостоятельно брать некоторые подъемы и идти по довольно крутому косогору.
Характерной особенностью данной машины в отличие от водяной землечерпалки является то, что машина, роющая траншеи, имеет дело с неизмеримо более твердым грунтом, чем водяная землечерпалка. Захваченные у Изера машины оказались способными преодолевать самую жесткую почву и делать это с такой быстротой, какая положительно невозможна для простого ручного труда. Достаточно сказать, что усовершенствованная и наиболее сильная машина роет в минуту изрядный участок траншеи глубиною около метра.
Как уже сказано, по внешнему виду машина напоминает локомобиль с паровым котлом и дымовой трубой в передней части, с двумя парами беговых колес. Характернейшей и главнейшей частью машины является черпающее колесо, которое помещается сзади. Это колесо состоит из двух параллельных стальных ободьев, между которыми помещаются особые ножи и черпаки. Колесо в нерабочее время висит в свободном состоянии на особых тяжах и стойках, а для работы опускается на землю и по мере работы все глубже врезывается и опускается в глубь. У машин среднего размера колесо имеет 36 ножей. Ножи эти можно легко точить, и в общем они служат около месяца от одного точения до другого. Они сделаны из самой крепкой стали, так что могут легко преодолевать самый твердый грунт и даже без вреда для себя натыкаться на камни.
Взрезываемая этими ножами земли попадает во время вращения колеса в вышеупомянутые, тут же находящиеся, ковши и автоматически выносится наверх в особый „выкидыватель“, при чем ни соринки ея не падает в самую машину. Выкидыватель, отведенный на лебедке в сторону, выбрасывает вынутую землю длинной и довольно высокой грядкой вдоль выкапываемой траншеи. Эта грядка образует необходимый защитный вал, вырастающий сам собою во время работы машины.
Вырытая траншея расширяется и углубляется по мере надобности несколькими последовательными рейсами машины. Существует несколько номеров машины с различною шириной колеса.
Управление машиною крайне просто: рабочий персонал при ней сведен до трех (в крайнем случае двух) человек. Ее продуктивность, равно как и дешевизна ее работы прямо поразительны. Работа машины при средне-твердом грунте обходится по две копейки за каждый вырытый кубический метр земли. Такая же работа в водяных черпалках при неизмеримо более мягком грунте обходится гораздо дороже.
Приспособленные немцами для военных целей машины эти имеют огромную будущность в мирное время, обеспечивая культурно-техническую победу над трудностями, обычными при дренажировании почвы, проведении каналов и т. п.
Еще по теме:
Первая мировая.
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..............
Первая мировая война. Крепости. Германия
..............
Первая мировая война. Оружие
..........
Первая мировая война. Техническая сторона войны
Первая мировая война. Техника
Первая мировая война. Техника-2
Первая мировая война. Техника-3
Первая мировая война. Техника-4
Первая мировая война. Техника. «Заградорушитель»
Первая мировая война. Техника. Поезд-баня
Первая мировая война. Техника. Баня-шатер
Первая мировая война. Техника. Санитарные поезда
Первая мировая война. Техника. Машина для рытья траншей
Первая мировая война. Техника. Автомобиль в нынешнюю войну
Первая мировая война. Техника. Индивидуальная защита (панцыри)
Первая мировая война. Техника. Индивидуальная защита (панцыри). Часть 2
Первая мировая война. Техника войны. Воздушный крейсер
Первая мировая война. Техника войны. Гипоскоп
|