![](/100let/1914_5/v_358_1_banja.jpg)
10-го ноября министр путей сообщения статс-секретарь Рухлов на Царскосельском вокзале осматривал поезд-баню ведомства путей сообщения для воинов действующей apмии, оборудованный в мастерских Московско-Виндаво-Рыбинской, Николаевской и северо-западных железных дорог.
![](/100let/1914_4/ru_123_1_poezd-banja.jpg)
В состав первого поезда входят две цистерны из-пoд нефти, емкостью по 1.000 ведер каждая для снабжения бань водою. Посредством соединения цистерн с паровозом вода нагревается и по рукавам переходит в вагоны, отведенные под парильню и баню. В поезде устроены отдельные вагоны-раздевальни, откуда одежда и белье поступают в дезинфекционную камеру.
![](/100let/1914_5/v_356_1_banja.jpg)
В течение суток в таком поезде может вымыться до 2.000 человек, для чего по расчету необходимо 250 фунтов мыла. Кроме того в состав поезда включены вагоны кухня и чайная.
Опишем оборудование основных вагонов поезда-бани и из применения.
Раздевальня имеет скамьи с нумерованными местами по длине вагонов, две по бокам и одну посредине. Число мест в вагоне-раздевальне 48. При входе в раздевальню каждый солдат получает металлический нумер, по которому отыскивает свое место. Снимаемую с себя грязную одежду посетитель складывает в один мешок, а белье в другой. Мешки с заранее прикрепленными к ним номерами, сооветствующими занятым нумерованным местам, помещаются под скамьей и на верхних полках. В раздевальне же солдаты могут быть острижены ручными или механическими машинками. Затем солдаты переходят в вагоны бани.
Каждый вагон-баня имеет 24 места для мытья, а также парильное отделение. Посредине вагона имеются скамьи. Каждое место имеет душ с краном-смесителем, места разделены между собою перегородками, дабы каждому моющемуся дать изолированное место. В этом же вагоне имеются краны для разбора горячей и холодной воды. Моющийся получает мыло, мочалку и тазик для приготовления мыла. Для наблюдения за порядком в банях, раздевальнях и одевальнях, а также для надзора за правильностью установки кранов-смесителей, имеется штат банщиков, санитаров, цирульников, фельдшеров и других лиц.
Пока солдат моется в бане, мешок с его бельем убирается санитарами поезда, дезинфецируется и передается в склад для грязного белья, а мешки с одеждою поступают или в японскую камеру для обезвреживания, или в камеру для уничтожения паразитов.
В парильном отделении бани имеются мыльные лавки для мытья, а также краны для горячей и холодной воды и души с регулировкой температуры воды.
Одевальня устроена так же, как и раздевальня. Войдя в нее солдат по номеру, который был выдан ему при входе в раздевальню, легко отыскивает номер своего места (тот же, что и в раздевальне) и вместо отобранного у него грязного белья, находит комплект чистого белья и свою одежду, уже обезвреженную и обеззараженную.
Одевшись, солдат переходит в чайную, где может получить чай с сахаром, табак и проч.
Дезинфекционная камера японского типа—предназначена для дезинфекции верхней одежды моющихся, их обуви и полушубков. Работает она пароформалином. Формалин вдувается вместе с аммиаком, чем устраняется едкий запах формалина.
Камера для уничтожения паразитов работает воздухом, нагретым до 100 гр. С, что обусловливает полную гибель паразитов, для чего достаточно на 10—15 минут поместить мешки с одеждою и бельем во вращающиеся барабаны камер.
Оборудование остальных вагонов особенного интереса не представляет. Разве только следует упомянуть о том, что в вагоне электрической станции помещаются сапожная мастерская с набором сапожных инструментов и портняжная— для мелкой починки обуви и одежды моющихся.
Поезд-баня при отправлении в армию забрал с собою 100.000 штук чистого белья и значительные запасы всех необходимых предметов для своей работы в том количестве, в каком это представилось возможным по имеющимся в поезде помещениям.
Снабжение же поезда в будущем бельем и всеми необходимыми предметами предположено производить специально приспособленными вагонами —"маятниками», которые из Петрограда и других городов могут пополнять истощающиеся запасы.
Благодаря совместным ycилиям трех управлений железных дорог поезд-баня удалось быстро осуществить, но таких поездов нужно несколько. Расход же по снабжению поездов-бань комплектом белья, чаем, сахаром составляет в месяц до 2.000 руб.
С этой целью на всех вокзалах открыт пpиeм пожертвований как деньгами, равно бельем, мылом, сахаром и чаем.
Поезда-бани
Центральным железнодорожным комитетом получена от начальника управления железных дорог телеграмма такого содержания: «Главный комитет при ведомстве п. с., идя навстречу потребности солдат в мытье, организовал первый поезд-баню, который уйдет на передовые позиции в начале ноября.
Ежедневно поезд будет обслуживать 2000 человек. После бани необходимо давать солдатам чистое белье, желательно теплое. Желая обслужить большее число воинов, комитет обращается ко всем сочувствующим с просьбой жертвовать для поездов-бань мыло, сахар, чай и, главное— чистое белье, теплое и холодное. Вещи предлагается направлять в главный комитет для отсылки в один из поездов-бань на передовых позициях. Означенный сбор пожертвований желательно организовать на главнейших станциях сети жел. дорог на все время военных действий. Местный железнодорожный комитет решил перевести в главный комитет на изготовление предметов снабжения поездов-бань единовременно 2000 руб. и предложить дамскому и участковым железнодорожным комитетам заняться изготовлением белья для указанных поездов.
Высочайший осмотр поезда—бани
ПЕТРОГРАД, 11 ноября. В Царском селе у царского павильона Государь Император, Государыня Александра Федоровна и великая княжна Ольга Николаевна изволили посетить поезд-баню вновь сооруженный иждивением министерства путей сообщения. С Их Величествами были начальник управления северо-западных дорог и начальствующие лица. Его Величество изволил здороваться с командой поезда и обходить с Государыней и великой княжной вагоны. Государыня соизволила на наименование поезда Августейшим Именем Ее Величества.
Еще по теме:
Первая мировая.
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..............
Первая мировая война. Крепости. Германия
..............
Первая мировая война. Оружие
..........
Первая мировая война. Техническая сторона войны
Первая мировая война. Техника
Первая мировая война. Техника-2
Первая мировая война. Техника-3
Первая мировая война. Техника-4
Первая мировая война. Техника. «Заградорушитель»
Первая мировая война. Техника. Поезд-баня
Первая мировая война. Техника. Баня-шатер
Первая мировая война. Техника. Санитарные поезда
Первая мировая война. Техника. Машина для рытья траншей
Первая мировая война. Техника. Автомобиль в нынешнюю войну
Первая мировая война. Техника. Индивидуальная защита (панцыри)
Первая мировая война. Техника. Индивидуальная защита (панцыри). Часть 2
Первая мировая война. Техника войны. Воздушный крейсер
Первая мировая война. Техника войны. Гипоскоп
|