23 (10) июня 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
10-го июня 1916 года.
Западный фронт
На нескольких участках фронта к югу от Двинского района немцы после артиллерийской подготовки пытались переходить в наступление, но всюду безуспешно.
Над станцией Мододечно неприятельские самолеты сбросили вчера до 40 бомб.
В 11 часов ночи 8-го июня завязался бой на линии Огинского канала в районе Логишина. Вчера вечером бой еще продолжался. Попытки обеих сторон перейти по шлюзам и переправам наполнившийся водою канал не удались. В этом бою ранены доблестные генерал Штегельман и полковник Бергенстроле (вскоре скончавшийся).
На всем фронте генерала Брусилова происходят частные бои как в районах прежних боев, так и в новых, в том числе у Радзивилова. Неприятельские войска продолжают получать подкрепления, подвозимые с французской и итальянской границ.
Наше наступление в Буковине продолжается.
Заняты селения Гура-Гумора, Стража (западнее Радауца), Вишниц (около Кутты). Во время преследования взято до 800 пленных. Противник отходит на Карпаты.
Северный фронт
Немецкая артиллерия сосредоточивала огонь по икскюльскому предмостному укреплению.
В районе Иллукста нами была произведена внезапная смелая атака на германские окопы. Противник пытался переходить после этого в контратаку, но был отброшен ружейным и пулеметным огнем. Вслед за этим немцы продолжительное время беспорядочно стреляли из многих батарей.
Кавказский фронт
Без перемен.
Наступление турок в ночь на 10-е июня к западу от Платаны было отбито огнем. Тогда же турки вытеснили нас из монастыря Госпидиес (в районе Дживизлыка), но затем нашей контратакой были выбиты из него. Все дальнейшие атаки противника отражены с большими для него потерями. Также отбиты все турецкие атаки в районе к юго-востоку от Дживизлыка, где мы захватили пленных и много оружия.
Телеграммы
От французской главной квартиры от 17-го июня нового стиля:
В районе к северу от Вердена продолжается жестокая артиллерийская борьба, особенно у Мортома, Дуомона и Во.
В ночь с 11-го на 12-е мы отбили атаку, поведенную противником на наши окопы восточнее форта Во.
12-го июня германцы в течение целого дня упорно атаковали наши позиции расположенные у деревни Тиомон до южной оконечности леса Ля-Капет, при этом противнику удалось захватить развалины фермы Тиомон.
15-го июня энергичным ударом нам у Мортома удалось захватить 200 пленных с 5-ю офицерами. В шесть часов вечера, того же дня противник пытался атаковать нас на участке в три километра к северу и востоку от укрепления Тиомон, причем был отбит.
В 10 часов ночи того же дня противник снова повел атаку, желая выйти к югу от леса Ля-Капет. Однако он был остановлен нашим огнем. Число людей призыва 1916 года являющихся в качестве пополнения у неприятеля значительно увеличилось. Также обнаружено у германцев присутствие молодых солдат призыва 1917 года.
ГАВР, 6-го (19-го) июня. Бельгийское официальное сообщение:
«На бельгийском фронте затишье». (ПТА).
ЛОНДОН, 6-го (19-го) июня. Сообщение британской главной квартиры во Франции:
«Действий германской пехоты за день не было, артиллерия также бездействовала, за исключением сильного обстрела наших траншей к юго-востоку от Невиля. Наблюдалась усиленная деятельность неприятельских аэропланов. Вчера произошло 27 боев в воздухе. Неприятельский аппарат сбит на наших линиях. Находившиеся на нем взяты в плен. Два наших боевых аэроплана встретили двух фоккеров вблизи Ланса. Один из фоккеров был принужден снизиться и поврежден, другой был сбит выстрелом и упал с высоты 4.000 футов. Три других германских аппарата также принуждены снизиться; два из них повреждены. Неприятельский разведочный отряд летчиков перелетел наши линии и был атакован и рассеян нашими аэропланами. Два неприятельских аппарата были подбиты нашими специальными орудиями. Два британских аппарата во время боев в воздухе упали в неприятельские линии».
ПАРИЖ, 6-го (19-го) июня. Официальное сообщение от 6-го июня, 11 часов вечера:
«Между Аврой и Уазой два неприятельских отряда, после оживленной бомбардировки, пытались подойти к нашим линиям, но были отбиты ручными гранатами. На левом берегу реки Мааса шел с перерывами артиллерийский бой. На правом берегу реки Мааса происходила ожесточенная бомбардировка к северу от полевого укрепления Тиомон, на участках Во, Шапитр и Сувилль.
Флотилия неприятельских аэропланов сбросила много снарядов над деревней к югу от Вердена, где находился лагерь германских пленных. Несколько человек пленных было убито и ранено. На остальном протяжении фронта день прошел спокойно». (ПТА).
ПАРИЖ, 7-го (20-го) июня. Официальное сообщение от 7-го июня, 1 часа дня:
«На правом берегу Мааса германцы атаковали три раза в течение ночи французские позиции к северо-западу от высоты «Еза», но их попытки были остановлены огнем наших пулеметов и нашим заградительным огнем. Бомбардировка достигла большого напряжения в раионе Во и Шапитра и на левом берегу Мааса в участке Шаттанкур. В Вогезах германский удар на наши передовые сапы в районе Михельбаха к югу от Тан не удался». (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 6-го (19-го) июня. Сообщение итальянской главной квартиры:
«На возвышенности Сетте-Комуни продолжается ожесточенный бой. На юго-западе от Азиаго неприятель повторно атаковал наши позиции, на северо-востоке наше встречное наступление развивается успешно. Вчера утром, после усиленной артиллерийской подготовки, сильные австрийские колонны произвели повторные атаки на наш фронт между горами Маньябоски и Босконом, но каждый раз бывали отбрасываемы с тяжелыми потерями; вслед за этим неприятель стал обстреливать наши позиции из большого количества батарей всех калибров; однако, наши войска продолжали твердо держаться на линии между Маньябоски и Боскопом.
К северу от долины Францела неприятель пытался вчера ослабить несколько наш напор контратаками, которые были всюду орбиты, причем наши войска имели возможность продолжать свое медленное, но уверенное продвижение. В этой местности особенно блестящие результаты были достигнуты на правом крыле, где альпийские части, уже отличившиеся в предшествующий день, взяли штурмом вершину Монте Изидоро, захватив при этом в плен сто человек и взяв два пулемета. На остальном фронте продолжалась артиллерийская перестрелка». (ПТА).
Военный обзор
На главном русском фронте
О возможности начала развития германцами активной деятельности на Вильно-Минском направлении в районе Сморгони и Крево уже неоднократно перед этим подчеркивалась. Сегодняшнее сообщение штаба Верховного Главнокомандующего отмечает, что
«в ночь на 7-е июня немцы, после усиленного обстрела нашего расположения южнее Сморгони, перешли в наступление».
На одном из участков наших позиций противнику удалось даже проникнуть в первую линию наших окопов, но сосредоточенным и энергичным огнем нашей артиллерии и произведенной нашими войсками контратакой, германцы были выбиты и отошли на прежнее свое место. Кроме того противник произвел одновременную атаку и в других участках Сморгонского района, но также был отбит огнем и штыками.
Атаки германцев сопровождались одновременным налетом неприятельских самолетов в сторону станции Вилейки, над которой было сброшено до 40 бомб. Вилейка находится в сфере района, где противник пытается здесь развить свой решительный маневр.
В том, что германцы произвели атаку на Сморгонском направлении и может быть даже на довольно обширном фронте, нет ничего неожиданного, так как представлялось вполне вероятным направление германского удара со стороны Виленскаго района для того, чтобы придержать здесь наши силы и повлиять, таким образом, на ход нашего наступления на юго-западном фронте.
Рассматривая самую возможность дальнейшего развития германского наступления в Вильно— Молодечно—Минском направлении, можно считать, что особого успеха оно им сулить не может прежде всего уже по одному тому, что оно является разгаданным и меры к противодействию ему своевременно приняты.
Наоборот, в случае выдвижения германских частей из своих укрепленных позиций, они лишатся опоры и возможности отразить наши контратаки, в которых, конечно, недостатка не будет. Для того же, чтобы произвести прорыв наших позиций у германцев сил не хватит, так как таковые здесь сосредоточены были не в такой уже подавляющей массе, которая бы им позволила в короткое время произвести столь смелую операцию. Надежды же на методическое продалбливание нашего фронта едва ли входят в расчеты германской главной квартиры, так как для этого потребовалось бы слишком много времени, потеря которого сейчас для них является чрезвычайно чувствительною. Кроме того, с нашей стороны германскому натиску противопоставлено немалое количество артиллерии, пулеметов, бомбометов, минометов, газов, проволоки и прочих предметов технических способов борьбы, которыми всякая попытка к наступлению тушится в самом зародыше.
Исходя из ряда отмеченных соображений, можно придти к заключению, что атаки германцев, несмотря на их быть может крайнее упорство и настойчивость, все же всегда будут преследовать единую цель—помешать нашему успеху на юго-западном фронте, который грозит потрясти основы центрального союза.
Неудача германцев под Верденом, которая теперь стала очевидною всему миру, окончательно вывела германцев из равновесия. А тут еще пришлось прервать атаку французской крепости из-за начавшегося нового бедствия на австрийском фронте.
Положим германцы в душе должны быть довольны, что резким переломом обстановки они имеют теперь возможность "оправдаться" перед своими соотечественниками, союзниками и нейтральными странами в невольном перерыве их активной задачи на французском фронте.
Это им дает как бы моральное право начать необходимую им переброску сил с западного (франко-бельгийского) фронта на наш, как в сторону образовавшихся у австрийцев прорывов, так и в сторону Вильно-Двинского района для усиления демонстративных атак против нашего центра.
На Огинском канале, т. е. по соседству с Припятским районом, в непосредственной близости к югу от которого вершатся быть может дальнейшие судьбы народов, за последнее время вспыхивают также боевые столкновения. Пока работает усиленно артиллерия обеих сторон, но чувствуется, что это все подготовительные этапы за которыми последуют атаки пехоты и взаимное единоборство.
В виду того, что на других фронтах наших союзников вновь установилось как бы затишье, надо думать, что германская главная квартира наибольшее внимание сейчас сосредоточила на нас. Представляется вполне возможным, что нынешнее лето потребует от русской армии большой боевой работы, которая и послужит решительным вкладом на общий ход войны.
Трудно представить себе такую обстановку, чтобы при дальнейшем развитии нашего наступления на фронте армий генерала Брусилова, германские боевые линии, расположенные к северу от Полесья и до Рижского залива, не пришли в колебательное, в ту или иную сторону, движение.
Будет ли это связано с намерениями германцев перейти в общее наступление против наших северных и западных армий или это обстоятельство будет вызвано искусным ходом и развитием нашего маневра на Волынском, Галицийском и Буковинском театрах военных действий, решить этот вопрос сейчас не представляется возможным, но, во всяком случае, упорство боевых действий на Ровно-Ковельском направлении сейчас достигает весьма серьезного напряжения и от исхода их зависит ближайший оборот обстановки на стыке германского и австрийского фронтов.
Ожесточенные бои в районе севернее Гадомичи (на Стыри) продолжаются. Наши войска, перейдя эту реку, дерутся уже за деревню Грузятин, находящуюся в пяти верстах к северо-западу от Гадомичи (на левом, северном берегу реки Стыри, западнее местечка Колки). Деревня переходит из рук в руки. Мы взяли пленных и пулеметы, и под ураганным огнем германской артиллерии, вынуждены были последний раз ее очистить.
Также «бешено» германцы атакуют наши позиции и в Ковельском направлении, где они стараются прорвать наш выдвинутый фронт в районе д. Ворончин (северо-восточнее Киселина, между Ковельским и Владимир-Волынском направлениями), и ночью они пошли густыми колоннами в районе с. Райместо (на реке Стоходе, северо-восточнее Ворончина и западнее д. Свидники).
Наши молодые полки первую атаку противника отбили контратакой и, обратив германцев в бегство, захватили 9 пулеметов и пленных различных полков.
Атака наших войск была настолько стремительна, что германцы не могли увезти с собою пулеметов.
Также неудачна была ночная атака австро-германцев и у д. Райместо, где они бежали, оставив невыясненное еще количество пленных.
На Владимир-Волынском направлении в районе Киселина и южнее идут упорные бои.
Таким образом генералу Каледину приходится отбиваться от наседающего на него противника на Козельском и Владимир-Волынском направлении с северной, северо-западной и западной стороны, что он выполняет сейчас с громадной стойкостью и упорством.
В это самое время армия генерала Лечицкого все более и более углубляется в Буковину и, преследуя отступающего неприятеля, перешла уже за реку Серет.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 19 (06) июня 1916 года
Первая мировая война. 20 (07) июня 1916 года
Первая мировая война. 21 (08) июня 1916 года
Первая мировая война. 22 (09) июня 1916 года
Первая мировая война. 23 (10) июня 1916 года
Первая мировая война. 24 (11) июня 1916 года
|