19 (06) июня 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
6-го июня 1916 года.
Западный фронт
На фронте армий генерала Брусилова противник пытается своими контратаками остановить наше движение на Львов.
В районе д. Роговичи, юго-восточнее с. Локачи (6 верст южнее большой дороги Луцк — Владимир-Волынский), австрийцы большими массами повели атаку на наши части и, прорвав один из боевых участков, захватили 3 орудия батареи, доблестно державшейся на позиции до последнего патрона. Подоспевшими резервами прорвавшийся неприятель был опрокинут, при чем нами отбито одно из захваченных им орудий и взято в плен 300 нижних чинов при 2 пулеметах.
В районе Корытницы, юго - восточнее Свинюхи (юго-восточнее Локачей), один из наших молодецких полков перешел в контратаку и обратил наступающих в бегство; в то же время взвод нашей легкой батареи выдвинулся на опушку леса и прямой наводкой расстреливал бегущих; нами захвачено 4 пулемета, 3 офицера и 100 нижних чинов.
Восточнее Горохова (южнее Свинюхи) после упорного сопротивления мы овладели лесом у д. Божева и взяли в плен 1.000 нижних чинов при 4 пулеметах.
При атаках в приграничной полосе, южнее Радзивилова, противник встречал наши войска струями горящей жидкости. В этом раионе нами вчера взято 1.800 пленных.
Заняв гор. Черновицы (Черновцы) и во многих местах переправившись через р. Прут, наши войска энергично продвигаются к р. Серету.
Выяснилось, что при взятия войсками генерала Лечицкого предмостного укрепления г. Черновиц нами взято в плен 49 офицеров и более 1.500 нижних чинов. У гор. Черновиц захвачено 10 орудий.
При преследовании противника взято в плен у с. Кучурмаре 400 нижних чинов и захвачено 2 тяжелых орудия, 2 лафета, много зарядных ящиков, более 1.000 повозок с продуктами и фуражек.
У с. Сторожынетц взято в плен 2 офицера, 85 нижних чинов и захвачен пулемет.
Общее число взятых нами пленных за 5-е июня около 3.000 человек.
На ст. Зучка (сев. Черновиц) захвачен инженерный склад.
На фронте к северу от Полесья и на фронте р. Двины артиллерийская перестрелка продолжается.
В ночь на 6-е июня в районе севернее Спягло (к востоку от оз. Вишневское), цепи противника пытались приблизиться к нашим окопам, но были отогнаны нашим огнем.
Кавказский фронт
На Гюмишханском направлении, в районе селения Базарджика, нами отбито наступление турок.
На багдадском направлении в районе Серпуля наступление конницы и пехоты противника было отбито с большими для турок потерями.
Русский фронт
ЖИТОМИР, 2-го июня. На линии Дубно—Владимир-Волынский продолжаются бои, австрийцы отступают.
КИЕВ, 2-го июня. Русские войска преследуют неприятеля, разбитые силы которого отошли к оборонительной линии—Владимир-Волынский—Сокаль—Стоянов. Эта линия содержит ряд укреплений. Имеются сведения, что германцы перебросили часть войск на помощь австрийцам. Австрийцы тем не менее эвакуировали некоторые пункты в Галиции, сделаны все распоряжения на случай отхода. Натиск русских войск настолько явился неудержимым, что австрийцы при стремительном движении русских бросают сотни раненых. До последнего времени австрийцы не могли отстоять ни одного укрепленного пункта, на который был направлен стремительный русский удар.
КИЕВ. 3-го июня. Провоз пленных продолжается, масса их идет по шоссейным дорогам. Многие из них оборванные голодные. В настоящее время организован ряд продовольственных пунктов. Путь Клеван—Олыка—Киверцы—Рожицо оказался почти неповрежденным, а, отступая, австрийцы успели испортить лишь стрелки и взорвать мостики.
Вблизи Олыки найден сильно поврежденным блиндированный поезд. В Китаверцах все цело и оставлено в полном порядке. Здесь австрийцы заготовили много строительного материала и, между прочим, начали прокладку линии Киверцы—Чарторыйск, но успели проложить лишь 12 верст узкой колеи. Всюду разведено много огородов и использован буквально каждый клочок земли. Даже вдоль полотна поля оказались все засеянными и имеют хороший вид. По словам крестьян, очутившихся в австрийском плену, неприятель принуждал их обрабатывать поля с целью реквизиции впоследствии урожая. Австрийцы намеревались увезти крестьян в плен, но крестьяне успели разбежаться по окрестным лесам, откуда выходят теперь и возвращаются к своим хозяйствам.
Захваченные в плен единогласно заявляют, что никогда еще не было подобной силы артиллерийского огня. По полученным здесь сведениям Германия перебросила в Галицию два корпуса войск. В Буковину также доставлены две болгарские дивизии. Прибывшие пленные офицеры говорят, что натиска русских австрийцы не ожидали, так как имели сведения, что Россия остановилась на позиционном плане ведения войны. Как австрийцы, так и германцы не ожидали наступления до сентября, когда уже будет собран урожай. Наступление русских вызвало тревогу и в Болгарии.
КИШИНЕВ, 2-го июня. Поезда переполнены пленными. У Черновиц идет ожесточенный бой, город почти разрушен, австрийцы отстаивают предместья. Русские войска окружают их почти кольцом, преградив им путь к буковинской австрийской армии.
ТИФЛИС, 3-го июня. Турки продолжают пополнять свои войска на Кавказском фронте, особенно в багдадском и трапезундском районах, где за последние дни стало наблюдаться оживление. Турки проявляют здесь некоторую активность.
Численность находящихся здесь турецких сил, по сведениям «Кавказского Слова», следующая: Со стороны турок здесь действует особый отряд Хаджи-Хамди-бея, который располагает примерно 8—9-ю полками. Этот отряд неприятеля имеет важную задачу прикрывать левый фланг главной эрзинджанской группы турок, ведущей наступление двумя отрядами. При этом байбуртский отряд Гевзи-паши оперирует на левом фланге, а намахатунский Юсуф-Изета-паши — на правом. В первом отряде четыре пехотных дивизии или немногим больше, а во втором—около 10 дивизий. Битлис—Мушский район подчиняется Мустафе-Кемалю-паше, причем непосредственно на фронте предполагается здесь не более 3-х дивизий. Турецкими войсками на мосульском и на багдадском направлениях командует теперь новое лицо.
Помимо этих войск, непосредственно находящихся на фронте, неприятель располагает еще довольно многочисленной курдской конницей, большая часть которой находится на южном фланге. В указанное выше число не входят также некоторые резервы, имеющиеся у неприятеля в тылу. В общем неприятель принимает все меры для спасения своего положения в Малой Азии и Месопотамии, но проявляемая им активность, преимущественно на эрзинджанском направлении, успешно нами парализуется и никакого успеха не имеет; не имеет также успеха незначительная активность, проявляемая небольшими турецкими отрядами в Месопотамии, где наше положение вполне прочно.
Франко - англо - бельгийский фронт
ГАВР, 2-го (15-го) июня Бельгийское официальное сообщение:
«Кроме обычных действий артиллерии, ничего существенного на фронте бельгийской армии не происходило».
ЛОНДОН, 2-го (15-го) июня. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:
«На большей части фронта спокойно. Положение без перемен у Зиллебеке, где на захваченном нами вновь участке фронта происходила артиллерийская перестрелка». (ПТА).
ПАРИЖ, 2-го (15-го) июня. Официальное сообщение от 2-го июня, 11 часов вечера:
«На левом берегу реки Мааса наши войска, после артиллерийской подготовки, энергичной атакой овладели германской траншеей на южных склонах Мортомма, захватив 150 пленных, в том числе трех офицеров. Происходит усиленная деятельность артиллерии в районе Шатанкура у высоты «304». На правом берегу реки неприятель ожесточенно бомбардировал участки полевого укрепления Тиомона и Сувилля. Артиллерийский огонь с перерывами на остальном фронте».
ПАРИЖ. 3 -го (1 б -го) июня. Официальное сообщение от 3-го июня, 1 ч. дня:
«На левом берегу Мааса, германцы, в течение ночи произвели несколько контратак против наших окопов на южных склонах Мортома, которые были нами взяты вчера. Все попытки германцев не имели успеха, вследствие нашего огня. На этом пункте мы взяли 180 пленных, из которых 5 офицеров.
На правом берегу Мааса, около 6 часов вечера германцы повели сильное наступление на наши позиции к северу от укреплений Тиомона между высотою «321» и подходом к высоте «320». Пулеметным и ружейным огнем мы последовательно отразили все атаки германцев, нанеся им значительные потери. Около 10 час. вечера, после ожесточенной бомбардировки снарядами крупного калибра, германцы пытались атаковать французские окопы, расположенные более на восток, у южной опушки леса Кайетт, однако наш заградительный огонь не позволил германцам выйти из окопов.
На всем остальном фронте происходила с перерывами артиллерийская перестрелка». (ПТА).
ПАРИЖ, 3-го (16-го) июня. Агентство Гаваса сообщает:
«Германская пехота под Верденом продолжает пока бездействовать; зато неприятель поддерживает непрерывный артиллерийский обстрел наших главных оборонительных сооружений на обоих берегах Мааса. С нашей стороны этой передышкой пользуются весьма успешно; так, например, днем 2-го июня нам удалось произвести на южных склонах Мортомма внезапную атаку, благодаря которой мы имели возможность расширить наши позиции занятием траншеи. Обстоятельство это показывает, что наше командование не всегда потворствует воле нападающих, а умеет в удобный момент противопоставить должный ответ» (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 2-го (15-го) июня. Сообщение итальянской главной квартиры от 2-го июня:
«Вчера между Адидже и Брентой происходили действия разведочных отрядов и напряженная деятельность артиллерии. Наша артиллерия рассеяла неприятельские колонны во время их передвижения, обстреляла неприятельскую батарею и позиции в разных пунктах района горы Новеньо.
Две попытки атак неприятеля в направлении горы Джове и горы Брацоне отражены. Вчера вечером, после напряженной артиллерийской подготовки, доблестная неаполитанская бригада, при поддержке спешенных кавалерийских частей, внезапным нападением проникла в неприятельские линии к востоку от Монфальконе. После ожесточенного боя неприятельские траншеи остались в наших руках. Мы взяли в плен 10 офицеров, 488 нижних чинов и захватили 7 пулеметов. Флотилии аэропланов Капрони с прекрасными результатами бомбардировали железнодорожную станцию Маттарелло в долине Лагарина и лагерные расположения при соединении долин Роана и Кампомуло на плоскогорье Азиаго. Неприятельские аэропланы сбрасывали бомбы в Падуе, Сан-Джорджо-ди-Ногаро и Порто-Розега. Ранены двое; повреждения незначительны». (ПТА).
Турецкий фронт
АФИНЫ. 2-го (15-го) июня. Из Мителены сообщают:
«Английские аэропланы бомбардировали Гюль-Бахче в направлении Вурлы, где находился лагерь 6000-наго австрийского отряда, недавно прибывшего из Смирны; сброшенными бомбами неприятелю причинены большие потери: убито много солдат. Те же аэропланы эа несколько дней перед тем разрушили турецкий квартал города Смирны». (ПТА).
СОЛУНЬ, 2-го (15-го) июня. Со стороны Вардара сравнительно спокойно. Между озером Арзан и Киллиндиром происходила более напряженная артиллерийская бомбардировка со стороны неприятеля. На одном пункте упало более двухсот выпущенных им снарядов. (ПТА).
Война на море
СТОКГОЛЬМ, 2-го (15-го) июня. Агентство Вольфа сообщает из Берлина:
«В последнем морском бою в Балтийском море германский вспомогательный крейсер «Неrmаnn» при нападении русских истребителей взорвался сам». Шведские газеты сообщают, что при этом было потоплено много германских торговых судов. Подробностей все еще нет. (ПТА).
Война в колониях
ЛОНДОН, 2-го (15-го) июня. Военное министерство сообщает:
«Генерал Сметс доносит от 31 мая, что северная колонна достигла Макуюни (Восточная Африка). Вильгельмсталь теперь в наших руках. Танга, как сообщают, очищена от неприятеля». (ПТА).
Военный обзор
На главном русском фронте
Никто не мог думать, что новые русские войска, так многочисленны и способны с такой энергией вести наступление на столь большом фронте, отмечают некоторые органы берлинской печати, по поводу последних наших успехов на юго-западном фронте. Каковы бы ни были воспетые австрийцами укрепленные линии, замечает тот же источник, нельзя скрыть количества попавших в плен.
Германские войска на Стыри и австро-венгерские к западу от Ровно и армия Пфлянцера «поставлены в затруднительное положение», особенно после взятия Луцка и Дубно, прорыва фронта на 50 километров и перехода важной железнодорожной линии, идущей к Киеву и Херсону, в руки русских.
Наступление русских явилось типичным боем с целью прорыва фронта и не следует умалять значения фактических успехов наших противников, отмечает другой из названных источников.
В наступлении русских на фронте в 400 километров мы должны признать необычайную энергию. Мы не можем нигде противопоставить русским равные силы и должны искать приращения таковых за счет технических усовершенствований оборонительных позиций.
Из ряда отмеченных отрывков печати нашего противника ясно можно усмотреть какое сильное впечатление произвело на него наступление армий генерала Брусилова. Особенно ценным при знанием нашего противника является его откровение о том, что за невозможностью выставить равных сил против русских армий, они искали до сего времени спасения в сильных укрепленных позициях.
С прорывом нашими войсками австрийского фронта не менее чем в трех местах, отпали и последняя надежда противника на возможность вести с нами единоличную борьбу без помощи германцев. Пока германцы им помогали, австрийцам кое что иногда удавалось достигнуть в общем положении боевой обстановки. Зачастую это были чисто пассивные цели. Но, как только австрийцы оставались одни, им грозила всегда неудача. В данном случае германцы сосредоточили свое внимание на других фронтах и сняли с австрийского фронта, между Припятью и Днестром последние германские дивизии, уведя их к Вердену и Риго-Двинскому району. На среднем течении реки Стрыпы задержались части лишь одной германской дивизии (48-й), которые и успели оказать некоторое влияние на ход боевых действий и явились причиною того, что бои здесь (в районе Бобулинце, севернее Бучача) носили несколько более затяжной и упорный характер. Во время нашего прорыва в направлении к Рожище, Ковелю и Колкам спешили некоторые германские части из ближайших северных районов, а по некоторым газетным сведениям и из под Двинска, но они подходили «пакетами» и посему сами сильно страдали и попадали в плен, прежде чем успели принять серьезное участие в бою.
Во всяком случае, мы являемся свидетелями того, как австрийская армия, понеся небывалое до сего времени поражение, оказалась в то же время лишенною сильных укрепленных рубежей и позиций и посему принуждена отходить без особой надежды на выручку своими союзниками.
Потери, которые она несет по сие время, безостановочно растут и угрожают уже полным расстройством не только в рядах потрепанных но и более или менее уцелевших армий. В настоящее время у нас в плену менее чем за двухнедельный период боев насчитывается около 185 тысяч нижних чинов, при громадном количестве офицеров. Считая потери убитыми, ранеными и проч. можно допустить, что австрийцы лишились половины состава всех своих армий, оперировавших к 22-го мая на нашем юго-западном фронте.
Переходя к рассмотрению новых захваченных нами районов, нельзя не отметить, что фронт нашего наступления между Луцким и Бучачским и Черновицким районами проявляет тенденцию к общему подравниванию, выражающемуся в том, что наши армии в Кременецко-Дубненском и Верхне и Средне Стрыпинском районах развивают свое наступление столь же успешно, как и наши фланговые группы, атаковавшие в районах прорывов австрийские и германские части.
Последнее обстоятельство тем более ценно, что оно ведет к изгнанию австрийцев из последних укрепленных линий, за которыми им удалось здесь еще задержаться, и, кроме того, выдвижение центра наших юго-западных армий вперед между районами первоначальных прорывов является прочной гарантией того, что наше наступление не останавливается и принимает планомерное и методическое развитие. По мере того, как австрийцы будут с каждым днем терять свои зимние укрепленные позиции, положение их будет еще ближе подходить к тому, которое отмечено выше самою же немецкою печатью.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 15 (02) июня 1916 года
Первая мировая война. 16 (03) июня 1916 года
Первая мировая война. 17 (04) июня 1916 года
Первая мировая война. 18 (05) июня 1916 года
Первая мировая война. 19 (06) июня 1916 года
Первая мировая война. 20 (07) июня 1916 года
|