Борис Викторович Савинков
О крестьянской революции
Освобождение крестьян должно быть делом самих крестьян.
Вот формула, понятная в Белоруссии, на Украине, в Псковской и Московской губерниях и чуждая эмигрантскому Лондону и Парижу.
Недавно, талантливый сотрудник "Общего Дела", г. Пасманик доказывал, что если в России и происходит революционный процесс перерождения коммунистического строя в крестьянскую демократию, то процессу этому необходимо извне помочь.
Я тоже думаю, что ему необходимо извне помочь. Но какими именно силами?
"Общее Дело” говорит: интервенция. Интервенция—это значит, что иностранные солдаты—англичане, французы, поляки, немцы,— под командою иностранных офицеров, на иностранные деньги, будут воевать с красной армией, помогая новым Деникину или Врангелю дойти до Москвы.
Уже не говоря о том, что я не верю в интервенцию, т. е. в готовность западно - европейских держав отправить в Россию экспедиционную армию и в возможность с помощью этой армии завоевать все пространство от Двины до Урала, и считаю интервенцию нежелательной.
Русские, украинские, белорусские крестьяне, донские и кубанские казаки не поверят, что иностранцы, реквизирующие скот или хлеб и расстреливающие за ослушание, пришли их освобождать.
Интервенционный поход будет неизбежно воспринят не только как поход против коммунистов, но и как поход против крестьянского и казачьего населения. Я долго был сторонником интервенции. И убедился в ненужности и даже пагубности ее не из "обмена мнениями" в Варшаве или Париже, а побывав в белорусской деревне и услышав подлинный голос народа.
Народ не хочет никаких иностранцев, как он не хочет ни помещиков, ни коммуны. И иностранным солдатам, их орудиям и пулеметам, он противопоставит упорное, глухое, твердое, как зеленый дуб, "домашнее" сопротивление.
Вспомните немцев на Украине. Народ чувствует инстинктивно, что "гордый взор иноплеменный" не может увидеть его истинных нужд, не может проникнуть в глубокую сущность его желаний.
Иностранцы—паны или руководимы панами. Так думает крестьянин или казак. А панов деревня не примет, а панов станица не знает. И вот новый Врангель или Деникин, который с помощью иностранных штыков попытается навязать свою волю народу, дойдет только до Архангельска или Одессы. И в этом последняя справедливость: освобождение крестьян должно быть делом, повторяю, самих крестьян, как освобождение России должно быть делом самих русских людей.
«Общее дело» говорит еще: русская, дисциплинированная армия. Я прибавляю народная, русская, дисциплинированная армия.
Не просто дисциплинированной армией, а именно и исключительно народной дисциплинированной армией можно помочь извне крестьянам в момент крестьянского восстания. Разница в одном слове, но разница эта громадна. «Общее Дело» полагает, что революционная армия, также как армия царская, должна быть аполитичной.
Иными словами: добровольцу мало дать хороший паек, хорошие сапоги и винтовку в руки, и требовать за это беспрекословного подчинения. Все остальное не имеет существенного значения. И так,—бесчисленные штабы, бесчисленные тылы и, договорим до конца, не боясь ничьих нареканий—высший командный состав, делающий свою, почти всегда монархическую, политику и бессловесное солдатское стадо.
Такова „аполитичная" армии в революционный период!.. Такой она была у Деникина, у Колчака, у Юденича, у Врангеля. „Не вносите политики в армию", означает в переводе на русский язык:
„не мешаете высшему командному составу подготавливать Романовскую реставрацию в России".
В народной армии, такое "недоразумение" недопустимо и по существу своему невозможно. Если народная армия должна быть армией дисциплинированной, то, вместе с тем, она должна состоять из сознательных добровольцев, не только не чуждых политике, но знающих точно за что они кладут свою жизнь: за Романовых или за крестьянскую демократию.
Полагаю, что за Романовых ныне народ сражаться не хочет. А если народ за Романовых сражаться не хочет, то уместно и должно сказать, сказать в каждой роте, в каждой сотне и в каждой батарее: долой коммуну и да здравствует Учредительное Собрание!
Мне возразят, что народная армия — бессмысленная мечта, что "Керенщина" не только в бездействии власти, но и в „идеализме", в неоправдываемом доверии к бескорыстию и самопожертвованию среднего человека. Боже мой, мне известна мера корыстолюбия и малодушия человеческих, убогих, сердец. Но мне известно также, что тысячи и десятки тысяч офицеров и добровольцев безропотно умирали за родину, готовы безропотно умереть за свободу.
Вчера революцюнер, а ныне Маршал Пилсудский построил Р. О. W. на этом „идеализме". Из Р. О. W. выросла победоносная польская армия, отразившая большевиков под Варшавой. Польская армия—армия дисциплинированная и регулярная, но как мало похожа она на старую, царскую, русскую армию.
Когда же мы, наконец, поймем, что, только соприкасаясь с землей — с народом,—мы найдем в себе силы уничтожить коммуну и положить начало воссозданию России?
Или нам нужны еще испытания, дабы уразуметь, что только пайком и хорошими сапогами, без внутреннего святого огня, не воодушевить людей и не вдохнуть в них угасающей веры?
БОРИС САВИНКОВ.
Свобода : Газ. полит., лит. и обществ. - Варшава, 1921 г. № 185, 27 февраля
Еще по теме:
Б. Савинков. Довольно крови!
О революционерах. Б. Савинков
Письмо Б. В. Савинкову из Витебской губ.
О законах войны. Б. В. Савинков.
Кронштадт и монархисты. Б. В. Савинков.
Открытое письмо к социалистам-революционерам. Б. В. Савинков.
О крестьянских настроениях. Б. В. Савинков.
Письмо Б. В. Савинкову от белорусов
О крестьянской революции. Б. Савинков
Мое прошлое обязывает меня бороться. Б. Савинков
О погромах. Б. Савинков
Если мы не излечим язв, то Россия не возродится. Б. Савинков
Б. Савинков. О казачестве
Б. Савинков. Об Украине
Б. Савинков. О третьей революции
|