Борис Викторович Савинков
О крестьянских настроениях
В последнее время мне много приходится говорить с крестьянами - русскими, украинцами, белорусами. Они единодушны: ни помещиков, ни коммуны: долой войну: долой всех "претендентов": Врангеля, Керенского, Чернова, Милюкова, Балаховича и др; да здравствует Учредительное Собрание: да здравствует крестьянское, избранное народом правительство; большевикам амнистия, коммунистам—расстрел.
Таков голос народа—голос Божий. В вышеприведенных немногих словах целая политическая программа, — программа будущей русской крестьянской партии, той партии, которая в Учредительном Собрании несомненно будет располагать подавляющим большинством голосов.
Программа эта ясна:
1. Демобилизация и мир со всеми соседями. Значит справедливое решение русско-польского, векового спора и признание независимости всех государств, входивших некогда в состав бывшей Российской Империи.
2. Мелкая крестьянская собственность на землю и свобода торговли.
3. Обеспеченное и достойное положение городского пролетариата.
4. Земское и городское самоуправление, и немедленный созыв Учредительного Собрания.
5. Не интеллигентская, не генеральская, не эмигрантская, а крестьянская власть.
6. Амнистия всем, кроме главных виновников коммунистической революции.
7. Закон и порядок.
Остается вопрос о форме правления:
республика или монархия?
Разумеется, вопрос этот может быть решен только Учредительным Собранием, но и теперь уже очевидно, что крестьяне, желая непременно "хозяина", отнюдь не мыслят его, как дворянского, чиновничьего и помещичьего царя.
Выборный президент, в их глазах, тот же царь, ибо за выборным президентом - весь многомиллионный русский народ, все города, деревни и села. Нужно понять крестьянскую психологию. Вчитайтесь в нижеследующее, полученное мною из России, письмо:
"Знайте хороший господин Савинков, что крестьянину, т. е. мужику — хлебопашцу нужен только царь батюшка. Мы все сходом обсуждали и обсуждали, как бы нашелся такой человек умный, чтобы нам поскорейше посадили царя. Может, вы возьметесь за такое дело? То мы готовы прислать ходоков с полномочием.
Вы правду пишете, что Колчак, Деникин и Врангель не понимали души народной. Эти генералы все революционеры. Мы всех большевиков побьем и этих проклятых панов, что скинули царя. Скинуть умели, а добра нам дать не могут, а пьют народную кровь".
Колчак, Деникин и Врангель — революционеры... Царь-батюшка, а "проклятых" панов „побьем", потому что они "пьют народную кровь" ... В этом отзвуке глухой и темной толпы, вдумываясь, найдете все те же ясные мысли: ни помещиков, ни коммуны, нужен хозяин, но хозяин мужицкий, а не дворянский.
Еще со времени Александра II-го в деревне возникла легенда, что „царя убили паны". И ни Александр III-й с земскими начальниками и "институтом" урядников, ни Николай II-й с расстрелами полтавских крестьян и кровавым воскресеньем 1905 года, ни Великая война, ни Временное Правительство, ни большевистская революция не истребили этой кощунственной и лживой легенды.
Еще есть медвежьи, Богом покинутые, углы, где крестьянин верит, что царь-батюшка, Распутин—Романов, народам защитник, поилец и кормилец крестьянский. Верит потому что, повторяю, мечтает о том золотом веке, когда не будет панов (дворян или коммунистов, а будет земля,—народ русский, и хозяин этой земли — избранник народный.
Царь или президент? Республика или монархия?
Не в этом для крестьянина важнейший вопрос. Важнейший вопрос заключается в том, что если царь, то непременно мужицкий и если президент, то тоже непременно мужицкий, если монархия, то непременно мужицкая и если республика, то тоже непременно мужицкая. И в этой своей благословенной мечте крестьянин праведен и, конечно, прав.
В этой своей благословенной мечте он ставит окончательно крест над дворянскими вожделениями, какой бы личиной вожделения эти не прикрывались. Слышите ли вы погребальный звон для всех "панов", окружавших Колчака, Деникина, Врангеля, для всех заготовленных в Крыму, в Ростове или в Сибири правительств, для всех партий, опирающихся на помещиков-землевладельцев?
Я — республиканец. Я всей душой ненавижу Романовское наследие. И Республику русскую я тоже мыслю себе не иначе, как республику крестьянскую. Если бы мне пришлось выбирать между республикой большевистской и не Романовым, не Голштин-Готторном, а настоящим, мужицким, избранным всем народом царем, я предпочел бы такого царя "республиканскому" хозяйничанью комиссаров и чрезвычаек. Но этого выбора нам к счастью не будет дано.
На смену коммуне придет Республика Русская, крестьянская, богатая, сильная и свободная, и избранный ею президент будет хозяином нашей многострадальной, и до сих пор погруженной во тьму, земли.
БОРИС САВИНКОВ.
Свобода : Газ. полит., лит. и обществ. - Варшава, 1921 г. № 187, 3 марта
Еще по теме:
Б. Савинков. Довольно крови!
О революционерах. Б. Савинков
Письмо Б. В. Савинкову из Витебской губ.
О законах войны. Б. В. Савинков.
Кронштадт и монархисты. Б. В. Савинков.
Открытое письмо к социалистам-революционерам. Б. В. Савинков.
О крестьянских настроениях. Б. В. Савинков.
Письмо Б. В. Савинкову от белорусов
О крестьянской революции. Б. Савинков
Мое прошлое обязывает меня бороться. Б. Савинков
О погромах. Б. Савинков
Если мы не излечим язв, то Россия не возродится. Б. Савинков
Б. Савинков. О казачестве
Б. Савинков. Об Украине
Б. Савинков. О третьей революции
|