Борис Викторович Савинков
О казачестве
Так называемое „самостийное" движение среди казачества принято рассматривать почти как Государственное преступление. Так его рассматривали Колчак, Деникин и Врангель. Так его рассматривают Авксентьев, Керенский и Милюков.
Люди, которые торжественно заявили и заявляют, что они 6орются за свободу, когда речь идет не только о свободе нашей, великороссов, но и о свободе всех остальных народов, входящих в состав бывшей Российской Империи, и в частности, и может быть в особенности, о свободе казачьей, не колеблясь ни на мгновение, отрицают эту свободу и начинают вторить Николаю II-му:
"С нами Бог! Покоряйтесь языщи!"
Чем объяснить это вопиющее противоречие?
Я спрашиваю: почему москвичи не вмешивались в его казачьи дела и не насиловали его казачьей воли. Я не сомневаюсь, что независимые Дон, Терек, Кубань найдут приемлемый, достойный и их и Москвы, и выгодный для нас всех способ сожительства с свободной Великороссией.
Но способ этот должен быть утвержден не принудительно, не вооруженной рукой, а добровольным и добросовестным соглашением. Только людям, не уважающим свободы чужой, а значит неспособным завоевать свободы своей, могут мерещиться в таком соглашении признаки измены России. Неужели мы, великороссы, не можем даже и после величайшей из революций, додуматься до чего-либо другого кроме Мымрецовского "тащить и не пущать"?
Казаки были готовы грудью защитить родимые станицы.—На Дону, на Маныче, на Кубани легли тысячи и тысячи казаков в борьбе против коммунистической власти. Но Деникину слышался перезвон московских колоколов, и казаки пошли на Москву, и усеяли своими трупами путь до Орла, и вернулись в Новороссийск к "пароходный дымкам".
Разумно ли поступил Деникин? Как знать, быть может кубанцы, терцы, донцы отстояли бы от коммунистов свои казачьи земли, если бы не поход на Москву. И быть может, не было бы ныне горя казачьего, того тяжкого горя, которое ходит но белому свету, мыкаясь по Турции, Болгарии, Германии, Сербии, Польше в то время, когда заливаются слезами родные станицы.
Принуждением не выстроится Россия. Пулеметами воедино не соберется. Когда в Москве падет коммунистическая, враждебная народу власть, когда в Москве не будет ни Лениных, ни Романовых, ни жандармов, ни чрезвычаек, ни генерал-губернаторов, ни комиссаров, когда в Москве будет мир и свобода, независимое казачество само протянет руку Москве.
И протянув руку, положит первый камень государственному строительству новой "третьей" народной, крестьянской и казачьей России.
А пока хозяйничают большевики, одна заветная мысль воодушевляет казачество: домой, в родные станицы и долой коммунистов!
И преступны не казаки, а те ослепленные люди, которые не разумея этой праведной казачьей тяги к земле, продолжают в своей гордыне строить Россию по ветхозаветному образцу—своей, барской волей, а не народной.
БОРИС САВИНКОВ.
Свобода : Газ. полит., лит. и обществ. - Варшава, 1921 г. № 265, 4 июня
Еще по теме:
Б. Савинков. Довольно крови!
О революционерах. Б. Савинков
Письмо Б. В. Савинкову из Витебской губ.
О законах войны. Б. В. Савинков.
Кронштадт и монархисты. Б. В. Савинков.
Открытое письмо к социалистам-революционерам. Б. В. Савинков.
О крестьянских настроениях. Б. В. Савинков.
Письмо Б. В. Савинкову от белорусов
О крестьянской революции. Б. Савинков
Мое прошлое обязывает меня бороться. Б. Савинков
О погромах. Б. Савинков
Если мы не излечим язв, то Россия не возродится. Б. Савинков
Б. Савинков. Довольно крови!
Б. Савинков. О казачестве
Б. Савинков. Об Украине
Б. Савинков. О третьей революции
Б. Савинков. О республике и монархии. Открытое письмо П. Н. Милюкову
|