В лагере буржуазии
Ликвидация врангелиады
Сброшенная красной армией в Черное море армия ген. Врангеля, попечениями и заботами сердобольной Антанты, была перевезена в Константинополь и размещена на ближайших островах. С течением времени и с новыми победами красной армии из всей Антанты, поддерживавшей Врангеля, осталась одна Франция, потратившая миллионы на содержание Врангеля и его многочисленного штаба.
Но ни что не вечно под луной! Французские банкиры спохватились: миллионы тратятся, а шансов на победу, на барыши — все меньше. И вот, наконец, 17 марта, верховный комиссар Франции в Константинополе ген. Пеллэ передал Врангелю ультимативное требование расформировать остатки своей армии и отправить их или в Бразилию, или на родину — в сов. Россию, причем последний срок, предоставленный Врангелю «на размышление», кончился первого мая.
По этому поводу русские белогвардейцы за границей подняли вой и забросали французское правительство слезными просьбами, упреками, грозными нотами и меморандума за многочисленными подписями, существующих только на бумаге, самозванных учреждений и организаций, как-то: главное управление российского Красного Креста, парламентский комитет, финансово-торгово-промышл. союз, казачий объединенный совет, русский комитет национального объединения и проч.
***
Вопль белых патриотов
Громче всех вопит небезызвестный предатель, вождь белогвардейцев, Бурцев:
«Этого не может быть, этого не должно быть!»
И бия себя в грудь, кричит, надрываясь:
«Мы, русские патриоты, кто все время после 1914 г. оставались верными нашей союзнице Франции», мы... мы... «во имя нескольких миллионов лучших сынов Русской земли, погибших в этой войне за спасение всех союзников» и во имя «чести и достоинства Франции и России и их будущих отношений требуется, чтобы русская армия ген. Врангеля была сохранена. как армия, и ей была предоставлена возможность в ближайшем будущем принять участие в борьбе с большевиками».
Русские белогвардейцы, прижатые к стене, выдают свои глубокие тайны: они напоминают французским империалистам, что своим благоденствием они обязаны русским солдатам; что власть свою — власть банкиров и помещиков над трудящимися Франции, — им удалось сохранить лишь благодаря обильно пролитой на всех фронтах крови русских крестьян и рабочих, обманным и насильственным образом втянутых в империалистическую бойню.
Они русские фабриканты и помещики, припоминают французским же фабрикантам и помещикам, «как много жертв принесла русская армия» в империалистической войне «за интересы союзников, неоднократно спасая их от разгрома германцами, а теперь - вопят они, - «наши друзья расплачиваются с нами».
«В ниспосланные нам дни тягчайших испытаний»,— жалуются обиженные «патриоты»,—наши бывшие союзники, вместо поддержки, которую они обязаны оказывать русской армии (читай: врангелевской!), неоднократно спасавшей их от полного разгрома, предъявляют нам требования от уничтожении той сохранившейся части ее, которая составляет все надежды, все упования русского народа... (читай: русских помещиков и банкиров)».
Оскорбленная в лучших своих чувствах, русская буржуазия требует от своих бывших французских друзей расплаты по старым счетам, но французские банкиры себе на уме: царские долги, мол, признавайте, — мы же вам не должники, а считаемся только с выгодой кармана своего.
Н. М. Наумов.
Красная газета, №97, 5 мая 1921 г.
***
Русские беженцы на острове Лемносе
Иностранных журналистов, посетивших врангелевские лагери в Галипполи и на островах, изумила необычайная способность русских обзаводиться хозяйством при самых тяжелых условиях. Генералы, чинящие обувь, и полковники-кузнецы наглядно это доказывают. Здесь скрывается та самая исконная, глубокая естественная демократичность русского народа, которая так влекла Толстого к грубому физическому труду, и которая не нуждается ни в каких советах, напоминаниях и требованиях.
На голом холме сумели обжиться русские солдаты, и, может быть, проживи они здесь больше, они сумели бы оплатить трудом свой горький хлеб.
Странное чувство охватывает, когда смотришь на эти фотографии, и думаешь, что уже нет больше этого белого полотняного города, и этого немудреного, кое как сложенного хозяйства, что скоро, скоро рассосется, распылится некогда столь крепкая и дружная армия, и там, где они ютились, терпеливо перенося труд и голод, — там останутся лишь ряды воткнутых в каменные холмики крестов с простыми русскими надписями.
А. КУПРИН.
Отечество, №3, 1 июня 1921 г.
***
Новое прибежище Врангеля
На днях Врангель со своим шта6ом прибывает в Белград. Врангель намеревается обосноваться в городе Карловиче — Дунай. Врангелевцы будут заняты работой по починке железнодорожных путей в Македонии и Сербии.
Красный Север 1921 № 117, 1 июня
***
Судьба возвращавшихся в Совдепию
Лицо, только что пробравшееся в Польшу из Одессы рассказывает о встрече большевиками в Одессе третьего эшелона возвратившихся в Россию офицеров и солдат армии ген. Врангеля, свидетелем чего было само это лицо.
Турецкий пароход, привезший чинов армии, среди которых большинство составляли офицеры, остановился на Одесском рейде, куда немедленно отправились представители Одесской "чрезвычайки" и прежде всего, по весьма выгодному для себя тарифу, выменяли у прибывших всю имевшуюся у них иностранную валюту, оставляя им обесцененные советские деньги.
Затем, прибывшие были сняты с парохода, при чем на набережной, для видимости, их встретил почетный караул от красноармейцев с красными знаменами. Однако, никого из прибывших не оставили на свободе, а всех немедленно препроводили в "чрезвычайку", где 1228 человек из числа их были расстреляны в течение нескольких ближайших суток.
Свобода : Газ. полит., лит. и обществ. - Варшава, 1921 г. № 266, 5 июня
Еще по теме:
Прекращение французской поддержки Врангелю
Завтра истекает срок ультиматума предъявленного французами генералу Врангелю (март 1921 г.)
Врангель отказывается выполнять требования Франции
Требование о ликвидации русских лагерей
Судьба армии Врангеля
Трагедия врангелевской армии
Обращение бывших врангелевцев ко всем гражданам РСФСР
Врангелю крышка
К уходу генерала Врангеля
К возвращению русских из Франции в Советскую Россию
Уход генерала Врангеля
Ликвидация врангелиады
|