К уходу генерала Врангеля
„Последн. Нов." так передают ход событий, разыгрывавшихся в последние дни в Константинополе:
„По предложению французского правительства, верховный комиссар Франции в Константинополе, ген. Пеллэ обратился к ген. Врангелю с официальным заявлением, в котором указывается, что французское правительство, считая деятельность ген. Врангеля не соответствующей планам и предначертаниям Франции, находит нужным не только отстранить его от командования крымской армией, но и удалить от всякого контакта с русскими беженцами, которые рассматриваются не как армия, а как отдельные лица, бежавшие из России, во избежание репрессий со стороны большевиков.
На это заявление, ген. Врангель ответил ген. Пеллэ, что он считает своим долгом безусловно подчиниться требованиям французского правительства и с своей стороны готов всячески содействовать расселению крымских беженцев. Ген. Врангель отметил в своем ответе, что еще в декабре месяце, когда Франция великодушно приняла на себя заботу о крымских беженцах, он поставил себе целью сохранить армию в целости до мая месяца, рассчитывая, что за это время представится случай утилизации этой армии в России, в борьбе с большевиками.
Однако, уже и тогда Врангель поставил крайним пределом сохранения армии 1 мая, понимая, что французское правительство не может бесконечно содержать несколько десятков тысяч человек, и что рано или поздно армия его должна быть распущена, если для нее не представится возможности в полном составе переехать в Россию.
Ныне, потеряв надежду на возможность вооруженной борьбы своей армии с советским правительством, ген. Врангель заботится лишь о том, чтобы доверившиеся ему войска не остались брошенными на произвол судьбы.
Расселение армии
С этой целью, ген. Врангель вошел в сношения с Сербией и Чехо-Словакией, прося эти родные по крови государства оказать помощь и поддержку обездоленным беженцам. В настоящее время эти переговоры почти закончены.
Сербское правительство согласно приютить у себя до 20 тысяч беженцев, не ставя при этом никаких условий и не ограничивая срока их пребывания в Сербии. Сербское правительство предполагает, что оно найдет подходящие земледельческие, строительные и другие работы для большинства 6еженцев и принимает на себя заботу о пропитании безработных. В том же смысле ведутся переговоры с Чехо-Словакией о переезде гуда 10 тыс. беженцев, которые во всяком случае, обеспечены будут всем необходимым для жизни. Далее, ген. Врангель не намерен противиться поступлению крымских солдат во французский иностранный легион и переселению желающих в Бразилию.
Прощание с армией
Далее, ген. Врангель обратился к Верховному комиссару с просьбой дать ему возможность в последний раз поехать в Галлиполи и на остров Лемнос, чтобы попрощаться с солдатами и офицерами.
Ген. Пеллэ ответил, что он не находит возможным удовлетворить эту просьбу о личном свидании Врангеля с его бывшими войсками опасаясь, что оно может оказать тяжелое влияние на состояние духа беженцев и вызвать в них не желательное настроение. Но, с другой стороны, Верховный комиссар не находит препятствий к тому, чтобы ген. Врангель обратился к своим войскам с письменным посланием, которое предварительно будет подлежать просмотру французских властей.
Ген. Врангель подчинялся этому требованию.
Французская точка зрения
По дополнительный сведениям, полученным нами из французского источника, в правительственных кругах считают, что заявление Врангеля окончательно разрешает вопрос о расселении крымской армии. В Париже предполагают, что в иностранный легион запишется большое число солдат.
С другой стороны, здесь настаивают на том, что среди казаков существует сильное тяготение к возвращению на родину. Никаких принудительных мер в этом отношении французское правительство предпринимать не намерено. Во всяком случае, вопрос о расселении армии является теперь делом ближайших недель и не вызывает более беспокойства со стороны французского правительства.
Ген. Врангель
С отстранением ген. Врангеля от командования армией, французское правительство предоставит ему полную свободу распорядиться своей дальнейшей судьбой. При условии прекращения контакта с беженцами, ген. Врангель может остаться в Константинополе, но свободен также и выехать оттуда по своему усмотрению. Если бы г. Врангель пожелал переехать во Францию, то к этому также, вероятно не встретится препятствий.
Возвращающихся в совдепию встречает Чека
"Посл. Нов." получили письмо от казака Краговской станицы Ейского уезда Чувило, которому удалось бежать из чрезвычайки на шхуне, на которой он прибыл в Болгарию. В письме он описывает ужасы, которые постигли первую партию казаков, отосланных обратно в Советскую Россию, в количестве 3.500 человек. До побега казака Чувило из чрезвычайки "из этой партии уже расстреляли восемьсот девяносто четыре человека (894). Цифра расстрелянных нам ясно говорит, какие применяются зверства к возвратившимся".
Свобода : Газ. полит., лит. и обществ. - Варшава, 1921 г. № 228, 23 апреля
Еще по теме:
Прекращение французской поддержки Врангелю
Завтра истекает срок ультиматума предъявленного французами генералу Врангелю (март 1921 г.)
Врангель отказывается выполнять требования Франции
Требование о ликвидации русских лагерей
Судьба армии Врангеля
Трагедия врангелевской армии
Обращение бывших врангелевцев ко всем гражданам РСФСР
Врангелю крышка
К уходу генерала Врангеля
К возвращению русских из Франции в Советскую Россию
Уход генерала Врангеля
Ликвидация врангелиады
|