18 (05) ноября 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
5-го ноября 1916 года.
Западный фронт
На фронте перестрелка и поиски разведчиков.
В Лесистых Карпатах, в районе к северу от Шибени, наступление противника, который местами потеснил наши небольшие части, но нашей контратакой был отброшен и положение наше восстановлено.
Идет снег, дороги значительно испортились.
Кавказский фронт
Попытки противника наступать в районе Султан-Абада отбиты нашим огнем.
Румынский фронт
А). Трансильвания. В долинах рек Ольты и Жиу настойчивые атаки противника продолжаются.
Б). Дунайский фронт. Наши передовые части продолжают продвигаться к югу.
Официальное сообщение
Во второй половине минувшего октября в Военное Министерство поступили сведения, что германское правительство вследствие оглашенных во враждебной печати сообщений, об имеющих, будто бы, место в Россия «страданиях германских военнопленных», перевело значительное число наших пленных офицеров, принадлежащих к привилегированным полкам, в специальный лагерь и подвергло их особо строгому обращению.
Тотчас по получении этих сведений, Военное Министерство признало необходимым дипломатическим путем обратить внимание германского правительства на несоответствие указанной меры, присовокупив, что, если до 1-го текущего ноября Военное Министерство не будет извещено, что осуществляемый по отношению к нашим пленным офицерам суровый режим отменен, то такому строгому режиму будут немедленно подвергнуты все без исключения находящиеся у нас на офицерском положении германские военнопленные.
Не получив к означенному сроку соответствующего уведомления, Военное Министерство предписало ныне по телеграфу окружному военному начальству безотлагательно сосредоточить в определенных пунктах всех пользующихся офицерским положением военнопленных германцев и разместить их в помещениях, предназначенных для пленных нижних чинов, одновременно запретив им письменные сношения с родиною, лишив денщиков и установив отпуск довольствия, положенного для нижних чинов.
При этом местному военному начальству вменено в обязанность объяснить подвергаемым описанному режиму германским военнопленным, чем именно вызваны принятые по отношению к ним репрессивные меры, и предупредить их, что отмена этих мер последует не ранее получения Военным Министерством официального уведомления, что нормальное содержание наших пленных офицеров в полной мере восстановлено.
ТЕЛЕГРАММЫ
Западный фронт
СТАВКА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО, 2-го ноября.
2-го ноября Государь Император изволил смотреть возвратившуюся с фронта для несения службы в Царской Ставке сотню Собственного Его Величества конвоя.
В начале 11-го часа Его Величество с Наследником Цесаревичем вышел к построившейся перед домом, занимаемым Его Величеством, сотне. Поздоровавшись с казаками и поздравив их с благополучным возвращением с похода, Государь Император обошел фронт сотни и Собственноручно пожаловал Георгиевские кресты некоторым казакам, расспрашивая их о боевых подвигах.
Затем Государь Император обратился к сотне с милостивыми словами, в которых Его Императорское Величество благодарил казаков за верную боевую службу по примеру их отцов и дедов славного Терского войска и прежних конвойцев. (ПТА).
Французский фронт
ГАВР, 1 ноября (14 ноября). Бельгийское официальное сообщение:
«На фронте бельгийской армии идет ожесточенный артиллерийский бой, достигающий особенного напряжения в районе Диксмюда». (ПТА).
ЛОНДОН, 1-го (14-го) ноября. Дневное официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от 1-го ноября:
«Мы взяли штурмом сильно укрепленную деревню Бомон и продвинули нашу линию до окраин Бокура-на Анкре. Число пленных растет. Со вчерашнего утра зарегистрировано более 4.000 человек. Сражение продолжается». (ПТА).
ЛОНДОН, 1-го (14-го) ноября. Газета «Times» по поводу последнего успеха британских войск на реке Анкре, пишет:
«Пока нет еще подробностей, но мы уже получили известие, что наши несокрушимые войска имели блестящий успех, представляющий большое стратегическое значение. Мы совершили вторую часть начатого нами в июле разрушения неприятельских линий обороны, которым противник посвятил два года труда, пытаясь сделать их неприступными.
Чтобы понять значение достигнутого нами успеха, не нужно думать о маневренной войне прежнего времени. Надо понять, что эти позиции, самые сильные в системе германских укреплений, защищались многочисленными и лучшими германскими войсками. Овладение ими является крупным военным событием, повторение подобных ударов приведет германцев к поражению на том театре, где только и может быть решена судьба войны. Вчера мы выравняли линию, срезав ее выступ у холма Бокур, и ныне мы впервые получим возможность продолжать военные действия на фронте, сравнительно широком». (ПТА).
ПАРИЖ, 1-го (14 го) ноября. Официальное сообщение от 1-го ноября, 11 часов вечера:
«К югу от Соммы в течение дня неприятельская артиллерия, на огонь которой энергично отвечали наши орудия, ожесточенно обстреливала район деревни Прессуар и участок Биш-Мезоннет. В Аргоннах, у Фур де-Пари, мы заняли воронку, образовавшуюся от взрыва германской мины.
На верденском фронте развивается артиллерийский огонь с перерывами, более сильный в районах Дуомона и Во. На остальном протяжении фронта день прошел спокойно». (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 2-го (15-го) ноября. Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 1-го ноября:
«На фронте Трентино происходила артиллерийская перестрелка. Мы обстреляли обозы и передвигавшиеся колонны войск в районах Вальарсо Кольсанто и Фольгария и на пдоскогорьях Тоннеца и Асиаго. Неприятельские аэропланы пытались произвести налет на нашу территорию, но встреченные огнем наших зенитных орудий и атакой наших аэропланов, принуждены повернуть обратно. В долине верхнего течения Ваной эскадра неприятельских аэропланов сбросила бомбы в районе канала Сан-Бово, где убиты два солдата и несколько лошадей.
На остальном протяжении нашего фронта до моря в нескольких местах происходила артиллерийская перестрелка. На Карсо мы в нескольких пунктах спрямили линию нашего фронта, захватив тяжелые траншейные мортиры. Вечером 30-го октября неприятельские гидропланы бросала бомбы над Равенной, Порте Лагоскуро, Полеззелой, Магнавакка и Ариано-Полизене. Человеческих жертв не было; разрушений нет. Неприятельские налеты, произведенные вчера на Романо, Вермельяно и Доберго были равным образом безрезультатны. Неприятельский аэроплан пытался атаковать один из наших привязных шаров, но был подбит нашей артиллерией и упал в районе неприятельских позиций, близ Набрезины». (ПТА).
Румынский фронт
БУХАРЕСТ, 1-го (14-го) ноября. Официальное сообщение румынской главной квартиры от 31-го октября:
«Северный и северо-западный фронты. В западной Молдавии до линии Пределюс не произошло ничего нового. В долине Прахова идет артиллерийский бой, особенно сильный в западном участке реки. Мы отразили две неприятельские атаки в долине Тергулуи, к северо-западу от Ботени.
В районе Драгославля весь день шел бой, при чем мы удержали наши позиции. В долине Ольты мы отразили все атаки, произведенные неприятелем на левом берегу реки. На правом берегу реки мы под давлением противника несколько отошли к югу от линии Ригеул-Сараэйнешти. Натиск неприятеля в долине Жиу остается по-прежнему весьма сильным. В районе Бумбешти произошли ожесточенные бои. Такого же характера бои произошли у Оршовы и на правом берегу реки Черной. На южном фронте не произошло ничего нового». (ПТА).
ОДЕССА, 1-го ноября. По сведениям из румынских осведомленных источников, в настоящее время на румынском фронте сосредоточено 32 дивизии австрийских, германских и болгарских, из которых 22 дивизии на фронте Трансильвании и 10—на Добруджском. На этот последний фронт стягиваются новые резервы, прибывающие с Верденских позиций. (ПТА).
Балканский фронт
СОЛУНЬ, 31-го октября (13-го ноября). Официальное сообщение сербское главной квартиры от 30-го октября:
«Наши войска совместно с французскими войсками продолжали преследование отступающего неприятеля в северном направлении. Деревня Ивен всецело перешла в наши руки. Наши трофеи этого дня составляют 16 полевых орудий, 21 зарядный ящик, 14 лафетов, большое количество снарядов, много ружей и прочих военных материалов. Число взятых пленных еще не установлено. Неприятельские трупы в большом числе покрывают поле сражения. Болгарам здесь нанесено такое же крупное поражение, как и на Каймакчалане». (ПТА).
СОЛУНЬ, 31 го октября (13-го ноября). Официальное сообщение сербской главной квартиры:
«31-го октября происходили кровопролитные бои у реки Црны, которые еще не закончены. Неприятель столь упорно защищается, что некоторые траншеи переходят по несколько раз из рук в руки. В конце дня мы окончательно удержали весьма важные позиции у деревни Тешавти, отбитой нами у неприятеля. Несмотря на огромные потери, понесенные неприятелем, мы взяли 1.000 новых пленных, большинство которых—германцы. В числе пленных один командир батальона и много германских офицеров. Еще не получены подробности о боевых трофеях, доставшихся нам, но известно, что они значительны». (ПТА).
ПАРИЖ, 1-го (14-го) ноября. Военные действия на Ближнем Востоке. Днем 31-го октября пехотных боев не происходило. Артиллерийский бой отличался крайним напряжением между Црною и озером Преспою. Добыча, взятая у неприятеля французами и сербами в боях с 28-го до 31-го октября, состоит из 25-ти орудий, из которых было восемь тяжелых, 21 ящика со снарядами и большого количества ружей, гранат и различного военного снаряжения. Число пленных превышает в настоящее время 1447, из которых около 20 офицеров, в том числе один полковник. (ПТА).
Война на море
ЛОНДОН, 2-го (15-го) ноября. Сообщается о потоплении пароходов «Соrinth» и «Веrniciа». Команда парохода «Соrinth» спасена. Английский пароход «Реtrоline» покинут экипажем. (ПТА).
Дневник военных действий
К. Шумского
В преддверии зимы
За истекшую неделю положение на румынских фронтах в общем мало изменилось. „Северная" группа Фалькенгайна, после занятия приграничной полосы, оказалась не в силах продвинуться далее, а „южная" группа Макензена продолжала занимать по-прежнему выдвинутую линию впереди Черновод и Констанцы, примерно, линию Гирсово- Девендерия (Гирсово— впереди Черновод верстах в 40, а Девендерия на таком же расстоянии впереди Констанцы).
Румынам удалось остановить дальнейшее наступление „северной" группы Фалькенгайна, а в некоторых районах румыны даже потеснили противника обратно к границе, захватив до 2.500 пленных, орудия, пулеметы и различное военное снаряжение. Противник, войдя в пределы Румынии, как известно, продвигался шестью—семью колоннами, из которых каждая шла по отдельной горной дороге. Связи между этими колоннами не было, вследствие отсутствия поперечных дорог. Таким образом каждая колонна противника была предоставлена собственным силам.
Это, по-видимому, и было причиной неудачи некоторых отдельных колонн противника. Особенно пострадала "крайняя" колонна противника,—самая западная,— двигавшаяся по долине реки Жиу, где проходит дорога, сквозь Румынию, от трансильванского города Петрошени к болгарскому городу Рахово на Дунае. Колонна противника, двигавшаяся по этой дороге, была разбита румынами, потеряла часть своей артиллерии, при чем более других пострадало ядро этой колонны — одиннадцатая баварская дивизия.
На других направлениях румыны также потеснили противника. В результате из шести-семи колонн Фальконгайна, наступавших в Валахию, главным образом, в Бухарестском направлении, удержались только три средние колонны: одна, наступавшая по долине реки Праховы, в Бухарестском направлении (через Плоешты), другая, наступавшая по долине реки Тиргули, по более кружному бухарестскому пути (через Питешти), и третья, наступавшая рядом по долине реки Ольты, где шел путь к болгарскому городу Никополю на Дунае.
Таким образом немцы, наступавшие в Валахию по широкому фронту, который шел по всей границе Валахии и равнялся, примерно, более чем 300 верстам, должны были сократить фронт своего наступления, ибо оба конца этого фронта оказались оборванными румынским контрнаступлением. От широкого немецкого наступательного фронта более чем в 300 верст осталась лишь его средняя часть—три пути по долинам рек Праховы, Тиргули и Ольты, что дает относительно короткий фронт верст в 120. Эти три пути выходили к бухарестскому району, при чем один шел прямо, а два другие были кружными путями. Естественно, что на этих трех путях сосредоточились как главные силы Фалькенгайма, так и главные силы румынских войск.
Однако положение все же не принимало определенного характера. Причина этого заключалась в том, что противник, занимавший полосу горных пограничных проходов и имея перед собою пути, выводящие к бухарестскому району, этим самым как бы сохранял угрожающее положение. Факт занятия противником пограничных горных проходов означал, что в будущем возможны дальнейшие покушения противника развить свое наступление в Румынии.
Поэтому, естественно, ближайшей задачей румынских войск было оттеснение противника „за проходы", чтобы, в свою очередь, с занятием пограничных проходов, иметь уже возможность угрожать, наоборот, Трансильвании. Вообще тот, кто занимает пограничные проходы, имеет возможность всегда начать наступательную операцию в относительно благоприятных условиях, и тот, следовательно, как бы всегда "угрожает".
Итак, положение на главном румынском фронте в конце концов продолжало оставаться неопределенным. Одинаково неопределенным, как мы упоминали выше, продолжало оставаться положение и на другом румынском фронте — в Добрудже. Как нам уже приходилось отмечать, переправа Макензена через Дунай для движения в Румынию с другого конца, в направлении на Бухарест, была маловероятна по многим причинам.
В беседе со шведским корреспондентом один из ответственных представителей австрийского штаба счел необходимым высказаться по вопросу о переправе Макензена через Дунай. Он находил ее маловероятной в настоящий момент, указывая на три причины; во-первых, на трудность форсировать широкий Дунай, в особенности во время половодья, во-вторых, на то, что Макензену необходимо подтянуть тыловые учреждения и сорганизовать свой тыл, и, в-третьих, на то, что Макензен понес потери и должен выждать прибытия контингентов для пополнения этих потерь.
Однако, несомненно, не только это препятствовало Макензену предпринять попытку, переправы через Дунай, но и ряд других причин. Во главе их стоят стратегические условия, как все обнимающие и все подчиняющие. Эти стратегические условия, естественно, вынуждали Макензена удерживать войска в Добрудже для удержания этой области, ибо вполне понятно, что, в случае переправы через Дунай, Добруджа была бы либо оголена от войск, либо прикрыта весьма незначительной группой.
Таким образом, как стратегические условия, так и крайне трудные условия широкого Дуная с его болотистой 12-верстной полосой побережья, так и наконец неблагоприятные условия погоды делали весьма маловероятной попытку Макензена переправиться через Дунай.
Однако надлежало считаться также и с некоторыми другими условиями. Прежде всего, с наступлением холодов, когда в Карпатах начинают задувать метели, „северная" операция Фалькенгайна должна встретиться с большими трудностями, и ее дальнейшее развитие может быть приостановлено на зимний период. Это тем не менее не означает полного затишья на румынских фронтах войны, ибо, с другой стороны, зимою замерзает Дунай, и это может открыть некоторые перспективы для „южной" операции Макензена, пока, в настоящее время, ограниченной половодьем Дуная и широкой болотистой долиной этой реки. По статистическим данным Дунай замерзает обыкновенно к середине декабря, а вскрывается в конце февраля. В некоторые редкие годы полного замерзания Дуная не наблюдается.
Таким образом вполне возможны условия, когда „северная" операция Фалькенгайна приостановится благодаря зиме, но зато „южная" операция Макензена, благодаря той же зиме, получит некоторое развитие.
Отсюда видно, что на румынских театрах почти невозможно ожидать периода затишья, и борьба здесь должна идти без перерывов. Это, в свою очередь, заставляет ожидать, что в конце концов должен обозначиться перевес той или другой стороны в этом „единственном отверстии", которое еще имеется на восточном фронте и которое пока не загорожено стеною укреплений.
Кроме операций на главнейших ныне румынских фронтах, за истекшую неделю, несмотря на осеннее время, обозначились довольно значительные бои и на англо-французском фронте, и на нашем фронте, и на итальянском. На французском фронте союзники закончили овладение линией верденских фортов, заняв форт Во, к чему присоединилось впоследствии и занятие деревни Во. Одновременно с этим наши союзники развивали успех на Сомме.
В обоих этих важнейших районах западного фронта немцы обнаружили весьма слабое сопротивление, и, несомненно, перевес союзников на этом фронте обозначился вполне определенно. Вероятно, с западного фронта немцы перевозили кое-какие части на румынский фронт для поддержании увядшей операции Фалкенгайна, что находило себе некоторое подтверждение и в различного рода газетных известиях.
Однако было бы неправильным придавать этому ослаблению немцев на западном фронте случайный характер, вызванный необходимостью перелить резервы на румынские фронты. Превосходство англо-французов было достигнуто далеко не этим случайным обстоятельством, а явилось результатом планомерной двухлетней борьбы, в итоге которой мы и наблюдаем полное крушение немецких планов во Франции и явное ослабление противника, гарантирующее также и от возможности повторения таких крупных наступательных попыток в будущем.
На итальянском фронте, откуда истощенные австрийцы нередко черпают подкрепления для восточного и румынских фронтов, армия Бороевича также заметно ослабела, и здесь итальянцы после 1 1/2 лет упорной борьбы добились, в свою очередь, явного превосходства над противником. Австрийцы, еще не так давно наступавшие в Италию (в мае), уже теперь с трудом оборонялись и испытывали удар за ударом. За истекшую неделю итальянцы к своим прежним трофеям присоединили еще 4.000 пленных. Необходимо однако оговорить, что на итальянском фронте условия наступления еще более трудные, чем на Сомме, почему успех итальянцев хотя и непреложен, но должен развиваться медленно.
Наконец на нашем фронте противник вел атаки в отдельных точках фронта, главным образом в галичском районе — к югу от Брзежан. Попытки эти могут быть рассматриваемы, как стремление занять в некоторых местах более выгодные для обороны пункты, с тем, чтобы обеспечить себе более удобное положение на зимний период, а также и подготовить более благоприятные исходные районы для будущих больших весенних операций.
Заканчивая этот обзор, подчеркнем, следовательно, неудачи противника на французском фронте, и притом в обоих районах—и Перрона и Вердена, неудачи противника на итальянском фронте, отсутствие перемен в положении на восточном фронте и, наконец, приостановившиеся операции Фалькенгайна и Макензена. Для первой у Фалькенгайна не хватало наличных сил, а для второй у Макензена не было „стратегического простора".
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 14 (01) ноября 1916 года
Первая мировая война. 15 (02) ноября 1916 года
Первая мировая война. 16 (03) ноября 1916 года
Первая мировая война. 17 (04) ноября 1916 года
Первая мировая война. 18 (05) ноября 1916 года
Первая мировая война. 19 (06) ноября 1916 года
|