17 (04) ноября 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
4-го ноября 1916 года.
Западный фронт
В районе высот к востоку от Липница-Дольная противник артиллерийским огнем мешает нашим работам по восстановлению наших окопов.
В Лесистых Карпатах противник переходил в наступление в районе к юго-западу от Вакарки и в районе горы Капул, но был отброшен нашим огнем.
В районе Якобени, к западу от Кимполунга (австрийского) нами занято несколько высот и взяты пленные.
Кавказский фронт
Ничего существенного не произошло.
Румынский фронт
А). Трансильвания В долине Тиргулуй и на Кимполунгском (румынском) направлении противник вновь произвел ряд атак и овладел дер. Лирешти. Атаки в районе Альбешти отбиты. На Ольтинском и Жиульском направлениях значительно усилившийся свежими силами противник ведет настойчивое наступление. Дер. Тиргу-Жиулуй в долине р. Жиу оставлена румынами.
Б). Дунайский фронт. Без существенных изменений.
ТЕЛЕГРАММЫ
Французский фронт
ГАВР, 31-го октября (13-го ноября). Бельгийское официальное сообщение:
«На фронте бельгийской армии не произошло ничего выдающегося». (ПТА).
ЛОНДОН, 31-го октября (13-го ноября). Вечернее официальное сообщение британской главной квартиры от 31-го октября:
«Утром мы произвели атаки на обоих берегах Анкра. Нам удалось проникнуть в германские оборонительные укрепления на протяжении фронта почти в пять миль. Мы захватили Сен-Пьер-Дивион, сильно укрепленное селение. Атака была произведена до восхода солнца во время густого тумана. Неприятель понес значительные потери. Более 3.300 пленных уже прошло через наши распределительные пункты; новые партии продолжают прибывать. Бой продолжается. Занятый нами фронт к северу от Анкра представляет собою первоначальные оборонительные траншеи германского фронта, которые были исключительно сильно укреплены». (ПТА).
ЛОНДОН, 1-го (14-го) ноября. Дневное официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от 31-го октября:
«Утром мы атаковали германские позиции по обе стороны от Анкра. Получены донесения о захвате значительного числа пленных. Неприятельская артиллерия в течение ночи продолжала развивать свою деятельность против наших позиций в окрестностях Лебэ и Гедекура. Мы произвели удачную газовую атаку против неприятельских траншей у Ранса. Мы проникли в неприятельские траншеи к юго-востоку от Арманьтьера». (ПТА).
ПАРИЖ, 31-го октября (13-го ноября). Официальное сообщение от 31-го октября 1 часа дня:
«На общем протяжении фронта в течение ночи не произошло ничего важного за исключением обычной канонады.
Действия летчиков. Девять боевых аэропланов в сопровождения семи воздухоплавательных английских аппаратов, принадлежащих к составу воздушно-морских сил Великобритании, бомбардировали доменные печи и литейные заводы в Санкт-Ингберте, к северо-востоку от Саарбрюккена, в бассейне реки Саара. Все аппараты благополучно вернулись к своим базам. Два германских аэроплана сбросили этой ночью бомбы над Бельфором, ранено пять человек из гражданского населения города». (ПТА).
ПАРИЖ, 31-го октября (13-го ноября). Официальное сообщение от 31-го октября, 11 часов вечера:
«День прошел сравнительно спокойно на всем протяжении фронта». (ПТА).
ПАРИЖ, 1 го (14-го) ноября. Официальное сообщение от 1-го ноября, 1 часа дня:
«К югу от Соммы в течение ночи в районе Прессуара происходил довольно сильный артиллерийский бой. В Шампани, к западу от Оберива, сильный неприятельский отряд, пытавшийся после ожесточенной бомбардировки подойти к французским линиям, был легко отражен. На остальном протяжении фронта ночь прошла спокойно». (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 1-го (14-го) ноября. Официальное сообщение итальянской главной квартиры:
«На фронтах Трентино и Карнии происходила оживленная деятельность артиллерии. В долине Тераньоло неприятель продолжал производить значительные передвижения, заметно затруднявшияся огнем наших батарей. На фронте Юлийских Альп не произошло ничего выдающегося. В ночь на 29-е октября отряд неприятельских аэропланов сбросил бомбы над Падуей. Разрушено здание, в котором укрылось много женщин и детей, причем большая часть из них погибла. До сих пор извлечено 60 убитых». (ПТА).
Балканский фронт
ЛОНДОН, 31-го октября (13-го ноября). Официальное сообщение о действиях британской солунской армии:
«Наши авиаторы, произведя разведку на дойранском фронте, принудили три неприятельских аппарата спуститься позади неприятельских линий». (ПТА).
ПАРИЖ, 31-го октября (13-го ноября). Официальное сообщение о военных действиях на Ближнем Востоке.
«В районе реки Црны продолжается завязавшееся два дня тому назад большое сражение, которое носит ожесточенный характер и принимает характер все более и более блестящего успеха. Поддержанные сильным огнем французской артиллерии сербские войска одержали в излучине реки Црны новую победу над германо-болгарскими силами, которые, после кровопролитного боя, были вынуждены очистить деревню Ивен и отойти на три километра к северу под победоносным натиском наших союзников.
Пять контратак, произведенных упорно защищающимся противником, не могли задержать наше продвижение. Рассеянные нашим огнем или опрокинутые штыковыми контратаками сербской пехоты волны атакующего неприятеля должны были в беспорядке отхлынуть, понеся значительные потери. Более на запад сербские войска, которым были приданы части французской пехоты, продвинулись к северу от Велие-Село. Число подсчитанных до настоящего времени пленных превышает тысячу человек. Кроме того, на территории, очищенной неприятелем, были захвачены 16 орудий. Начиная с 31-го августа, когда началось наше наступление, германо-болгары потеряли пленными 6.000 человек, 72 орудия и 50 пулеметов». (ПТА).
СОЛУНЬ, 31-го октября (13-го ноября). Начавшиеся вчера операции продолжаются. Бой весьма оживлен. (ПТА).
СОЛУНЬ, 31-го октября (13-го ноября). Вчера в присутствии национального временного правительства, чинов английского и французского главных штабов и многочисленных русских, сербских и итальянских офицеров на Марсовом поле состоялась торжественная церемония вручения знамени 4-му греческому полку сересской дивизии перед предстоящим в близком будущем выступлением его на македонский фронт. (ПТА).
Румынский фронт
ОДЕССА, 1-го ноября. Из авторитетных источников сообщают, что по последним сведениям болгары под давлением наших войск отходят. Получены сообщения, рисующие положение Болгарии далеко неспокойным; в народе частые волнения, беспрестанно раздаются протесты против войны с Россией: протесты эти принимают серьезные формы.
Турецкий фронт
ЛОНДОН, 31-го октября (13-го ноября). Официальное сообщение о военных действиях в Месопотамии:
«Положение остается без перемен. Два наших аэроплана бомбардировали 25-го октября с успехом скопления турецких иррегулярных войск у Алэна на Евфрате в 45 милях к востоку от Назириэ». (ПТА).
ЛОНДОН, 31-го октября (13-го ноября). Официальное сообщение из Египта о военных действиях в области Дарфур:
«Отряд в 300 египетских солдат был послан в октябре месяце из Эль-Фашера для преследования мятежников, находившихся под начальством бывшего султана Али-Динара. Из Дибиса, в 118 милях к западу от Эль-Фашера мы внезапно направились на 45 миль к западу от Дибиса на Кульме, куда прибыли 21-го октября, но главные силы неприятеля отступили к западу по направлению к Сугаю. Несколько туземцев, оставшихся в Кульме, не оказали большого сопротивления и мы захватили 100 ружей и 300 верблюдов.
Наша кавалерия, высланная вперед для преследования мятежников, настигла их 24-го октября. Али-Динар был убит. До сих пор мы захватили 200 человек пленных, 340 ружей, 2.500 патронов и около 6.000 голов скота, несколько лошадей, слоновую кость и зерно. С нашей стороны никаких потерь не было». (ПТА).
ЛОНДОН, 1-го (14-го) ноября. Официальное сообщение о военных действиях в Египте:
«Наши авиаторы с успехом бомбардировали неприятельский лагерь Магдабара. Были нанесены значительные повреждения лагерю и сараям с товаром. Сто фунтовая бомба была сброшена на аэродром в Бирсала, причем аэроплан, который выводили из ангара, был также поврежден. Значительные повреждения нанесены вокзалу железной дороги и подвижному составу.
Два фоккера были отражены, после того, как им были нанесены повреждения. В общем около тонны сильно взрывчатых веществ было сброшено нашими аппаратами во время обоих налетов. Все аппараты возвратились без повреждений, несмотря на сильный огонь неприятельских зенитных орудий и атаки неприятельских аппаратов». (ПТА).
Война на море
ГААГА, 31-го октября (13-го ноября). Нидерландский пароход «Ваtavier VI» был захвачен германцами 30-го октября и отведен в Зеебрюгге. Его груз состоял из товаров в тюках. Ни съестных припасов, ни пассажиров на пароходе не было. Моторная лодка «Ооstseе» отведена в Эмден. (ПТА).
ЛОНДОН, 31-го октября (13 го ноября). По сведениям Ллойда английский пароход «Карundа» потоплен. (ПТА).
ЛОНДОН, 1-го (14-го) ноября. Адмиралтейство сообщает от 31-го октября:
«Вчера ночью эскадра морских аэропланов совершила налет на порт Остенде и сбросила значительное количество снарядов над морскими мастерскими и зданиями». (ПТА).
Норвежско - германское столкновение
(Политическое обозрение)
Германия оказывается особенно неприятным соседом для маленьких государств. С сильными она еще кое-как считается, когда в чем решительно нажмут, идет даже на уступки, как, напр. по отношению к Соединенным Штатам в вопросе о подводной войне, но зато со слабыми нисколько не церемонится и в ответ на малейшие протесты сразу показывает им символический кулак.
Такая история разыгралась на днях с Норвегией. В числе прочих нейтральных государств Норвегия не мало пострадала от подводной войны. Германскими минами потоплены десятки норвежских коммерческих пароходов с грузовместимостью в сотни тысяч тонн и стоимостью в сотни миллионов крон. Страна северного судоходства на всех путях неминуемо встречалась с германскими военными судами. Ее потери росли по мере развития морских сношений с Англией и с нейтральными государствами. Она терпела, терпела, но наконец ее терпение истощилось, и после того как германские подводные лодки начали топить и захватывать норвежские торговые суда, даже в норвежских территориальных водах, чуть ли не в родных портах и бухтах, норвежское правительство выступило наконец с решительным протестом и требованием должного уважения к национальному морскому флагу.
Берлинские дипломаты ничуть не смутились. На свои обязательства и подписанные декларации с правилами войны они смотрят только как на „клочки бумаги", из всех человеческих прав признают только звериное право сильного и ко всей Норвегии, не имеющей значительного военного флота, относятся так же издевательски-презрительно, как капитаны немецких подводных лодок относятся к не имеющим пушек нейтральным коммерческим судам.
Германская ответная нота дала между строк почувствовать в Христиании, что она не считает норвежский нейтралитет благожелательным для Германии, что норвежский коммерческий флот обрекается на истребление, как полунеприятельский, и что единственным способом обезопасить себя от гибели является принятие чисто служебного положения по снабжению Германии металлами, продовольствием, рыбой и т. д.
Так как немецкие броненосцы сидят запертыми во внутренних гаванях, то немцы, строго говоря, не имеют возможности вести против Норвегии открытую морскую войну, но это нисколько не мешает им и без объявления войны топить норвежские суда подводными лодками.
С другой стороны и Норвегия не располагает сколько-нибудь значительными морскими или сухопутными силами для объявления войны Германии. Союзники, разумеется, защитят и прикроют ее берега, но сами мало что выгадают от присылки какой-нибудь дивизии норвежских войск на англо-германский фронт где-нибудь на Сомме или у Вердена.
Участие маленькой Норвегии в великой европейской войне будет, вероятно, так же незаметно, как и участие Португалии, давно уже объявившей войну Германии и все еще только собирающейся послать свой отряд на помощь французам. Такие дипломатические опыты могут иметь не столько военно-стратегическое, сколько символическое значение. Так как реальной пользы от германо-норвежского столкновения никто, в сущности, не получит, а неприятностей прибавится еще больше, то надо думать, что до войны дело в конце концов не дойдет, и дипломатический конфликт получить мирное решение. На это указывает и то обстоятельство, что посланники норвежский и германский, временно вызванные каждый к своему правительству, уже вернулись в те столицы, при которых они аккредитованы. Очевидно, ни та ни другая сторона не стремятся к разрыву.
При желании, найти какое-нибудь примиряющее соглашение будет, разумеется, не так уж трудно. Германии не к чему плодить себе врагов без конца, и она, вероятно, предпочтет несколько сократить проделки своих подводных лодок в норвежских фиордах, подобно тому, как на днях сочла себя обязанной извиниться перед Голландией за систематически допускаемые перелеты цеппелинов над голландской территорией по пути в Англию.
Реально политическая ценность германо - норвежского конфликта, таким образом, очень не велика, зато его моральное значение чрезвычайно важно. Уже сильная опасность войны норвежцев с немцами заметно оказала свое отрезвляющее влияние на всю Скандинавию. И шведы, и датчане, и даже голландцы сразу прониклись горячим сочувствием к положению маленькой и беззащитной Норвегии. Каждый подумал, что и он может завтра же очутиться точно в таком же неприятном положении, как и норвежцы. Боязнь за самого себя заставляет заботливее отнестись к соседу. И в Стокгольме, и в Христиании, и в Копенгагене пробудилось чувство скандинавской солидарности перед той опасностью, которой германское военное насильничество и грубое неуважение к международному праву угрожает каждому слабому государству.
Даже самые германофильствующие кружки в Швеции заговорили другим языком. Лживые мифы о русских завоевательных замыслах рассеялись прахом перед реальной угрозой бесцеремонного немецкого нахрапа. Все многолетние старания работающих на германские деньги агитаторов, науськивающих шведское общественное мнение против России, пропали даром. Действительность оказалась сильнее субсидированных вымыслов.
Перед дипломатами маленьких скандинавских государств выяснилась повелительная необходимость крепче и вернее обезопасить себя от риска столкновения с всемирным насильником путем заключения оборонительного союза. Одна возможность германо-норвежской войны несомненно привела уже к общему просветлению скандинавской политической мысли, которая, раз начавшись, на полу пути, разумеется, уже не остановится и неминуемо когда-нибудь дойдет до своего логического конца. Так как для самозащиты от Германии силы всей Скандинавии явно недостаточны, то очевидно, что для того, чтобы гарантировать свой завтрашний день, слившиеся в союз скандинавские государства поневоле будут вынуждены искать опоры у более могущественной европейской коалиции. И глубоко миролюбивая, не имеющая никаких территориальных тяжб со Швецией Россия, и принципиальная защитница свободы мелких народов Англия, и дружественная шведам Франция являются естественными покровительницами прозревших в своем политическом самосознании скандинавцев.
Появившийся на момент над норвежскими фиордами кровавый призрак войны с немцами, Бог даст, быстро рассеется, но он уже успел дать новое более исторически естественное направление политическим тяготениям скандинавских народов и внести некоторое успокоение на всем севере Европы.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 13 ноября (31 октября) 1916 года
Первая мировая война. 14 (01) ноября 1916 года
Первая мировая война. 15 (02) ноября 1916 года
Первая мировая война. 16 (03) ноября 1916 года
Первая мировая война. 17 (04) ноября 1916 года
Первая мировая война. 18 (05) ноября 1916 года
|