Слева направо: капитан ледокольного парохода «Георгий Седов» Герой Соватекого Союза К. С. Бадигин, помполит ледокольного парохода «Георгий Седов» Герой Советского Союза Д. Г. Трофимов, начальник правительственной экспедиции дважды Герой Советского Союза И. Д. Папанин, капитан ледокола «Иосиф Сталин» Герой Советского Союза М. П. Белоусов.
Здравствуй, родная Москва!
Москва!
Твои рубиновые звезды, высоко поднятые над Кремлевскими стенами, светили нам — пятнадцати советским гражданам — в долгую полярную ночь, в суровых льдах Арктики. Когда наша рация ловила в полночь бои кремлевских часов и мы слушали великий гимн страны социализма, нам казалось, что мы приблизились к Москве.
Мы постоянно ощущали отеческую заботу страны и родного товарища Сталина.
И вот сегодня, после долгого отсутствия, мы возвращаемся в красную столицу.
Когда обстоятельства вынудили оставить наш ледокол во льдах, каждый из седовцев прекрасно отдавал себе отчет в серьезности порученного дела. Но никого не покидала уверенность, что мы выйдем из борьбы победителями, сохраним ледокол и приведем его в советский порт.
Сегодня мы можем подвести краткие итоги проделанной работы. Наши научные наблюдения во время дрейфа расширили наши познания о природе неисследованных и малоисследованных районов Арктики.
С возможной точностью в условиях дрейфа мы вели астрономические наблюдения. Частые наблюдения за ветром дали нам возможность получить ясное представление о движении воздушных масс, уточнили наши знания о зависимости скорости и направления дрейфа льда от направления и силы ветра.
Многое почерпнули мы и в области океанографии и гидрологии Северного Ледовитого океана. Произведено 43 глубоководных гидрологических станций, велись наблюдения за течениями, измерены 38 уровней океанской глубины. Одновременно бралась проба грунта.
Гидрологические наблюдения показали, что на определенной глубине существует довольно мощный слой теплых вод. На основании наших измерений глубины можно утверждать, что характер рельефа дна Северного Ледовитого океана непостоянен. Местами дно на большом протяжении оставалось почти неизменным. Глубина его достигала 5.000 метров.
Каждую декаду с помощью ручного бура мы сверлили лед для измерения его трещин. Летом наблюдали за его таянием, образованием снежниц, пробоин, за разрушением торосистых гряд.
Большое место мы отводили описанию явлений, связанных с подвижкой льда: торошение, образование трещин, разводья. Следили за состоянием и изменением снежного покрова, наблюдали за животным миром, описывали случаи появления в районе дрейфа зверей и птиц. С помощью планктонной сетки периодически собирали с разных горизонтов планктон.
Словом, делали, что могли. Наш дружный коллектив стремился с честью оправдать доверие народа, партии, родного Сталина.
Седовцы!
Вот они передо мной —14 моих друзей и товарищей. Вместе мы делим радость и невзгоды, вместе учились бороться и побеждать. Если мне еще раз придется провести такой же дрейф, я не стану выбирать себе иных спутников.
Героический экипаж ледокола «Седов».
Слева капитан К. С. Бадигии. В верхней ряду (слева направо): помполит старший механик Д. Г. Трофимов, старший помощник капитана А. Г. Ефремов, гидрограф В. X. Буйнициий, старший радист А. А. Полянский, врач А. П. Соболевский, помощник капитана Д. П. Буторин, второй механик С. Д. Токарев,
внизу: третий механик В. С. Алферов, радист Н. М. Бекасов, старший машинист Н. С. Шарыпов, машинист 1-го класса И. М. Недзвецкий, кочегар 1-го класса И. И. Гетман, матрос Е. И. Гаманков, повар П. В. Мегер.
Моим помощником на ледоколе был штурман Ефремов. Это — человек исключительной выдержки и хладнокровия. Кроме своих непосредственных обязанностей, он выполнял самые различные работы. Сколько энергии, сколько скрытой силы в этом человеке! Не было случая, чтобы хоть раз он опоздал к гидрологической станции, забыл внести записи в походный журнал или плохо подготовился к занятиям на курсах механиков, которые вел на «Г. Седове».
Основные научные работы в магнитном павильоне и измерение глубин океана проводил комсомолец Виктор Буйницкий. Это подлинный труженик- ученый. Он постоянно находился в своем снеговом домике, неохотно покидая его даже во время обеда. Всю работу Буйницкого отличала замечательная четкость, строгость.
«Лучше повозиться подольше, но сделать наверняка» — вот его девиз.
«Ефремов и Буйницкпй — это научный совет при капитане», — шутили на корабле.
Хорошая, крепкая дружба связывает нас с помполитом Трофимовым. Прекрасные качества Дмитрия Григорьевича сделали его любимцем всего экипажа.
Механики Токарев, Алферов, машинист комсомолец Шарыпов — верные помощники Трофимова.
Мы долго думали над тем, как нам измерить плотность льда. На корабле для этого не было специального прибора. Однажды в кают-компании появляется Сергей Токарев. В руках у него прибор-измеритель плотности льда. Откуда он добыл его? Мы долго не могли поверить,
что он сам смастерил такой точный прибор.
Изобретательностью и инициативой отличались также Алферов и Шарыпов.
Нам, долгие месяцы оторванным от Большой Земли, была особенно дорога радиорубка, связывающая дрейфующий корабль со всей страной. Здесь полновластным хозяином был Полянский. Неутомимость «дяди Саши» не знала пределов.
Радист "Седова" А. А. Полянский в радиорубке
Полянский не только обеспечивал служебную радиосвязь, передачу метеосводок, но позволял нам всем корреспондировать в газеты. Вместе с Полянским поддерживал связь с Большой Землей молодой радист комсомолец Бекасов.
Трудолюбив и скромен боцман Дмитрий Буторин. Когда один за другим лопались тросы лебедки, он терпеливо и спокойно снова сплетал их. На помощь ему всегда приходили матрос Гаманков и кочегар Гетман.
Каюта доктора Соболевского напоминала своеобразный парник. В вате, на бинтах доктор проращивал горох. Это невиданная арктическая зелень сыграла свою роль. Не только никто из нас не заболел цынгой, но ни у кого не было обнаружена малейшего предрасположения к цынготным заболеваниям.
Хорошо поработали машинист Иосиф Недзвицкий и повар Паша Мегер. Оба они показали себя замечательными общественниками — один как редактор стенной газеты, второй как неизменный участник наших вечеров самодеятельности.
В день нашего приезда в родную Москву хочется еще раз поблагодарить партию, правительство и товарища Сталина за чуткое внимание к нам и заботу.
Константин БАДИГИН.
Красная звезда 1940 № 26, 2 февраля.
Еще по теме:
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 1
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 2
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 3
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 4
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 5
26 месяцев в дрейфующих льдах. Счастье советского человека
Закончен героический дрейф пятнадцати советских людей на ледоколе «Г. Седов»
Слава отважным седовцам
Народ встречает героев
Сила советского человека
Здравствуй, родная Москва!
Арктика сдается большевикам!
Возвращение победителей
|