Сила советского человека
Ледокольный пароход «Седов» остался во льдах на вторую зимовку. Ему было суждено пойти тернистой дорогой «Жаннеты», «Святой Анны», «Фрама» — с востока на запад, через всю Арктику.
Немногие корабли возвращалось из такого дрейфа. Чаще течения приносили к ледяным берегам Гренландии лишь жалкие обломки судов. Но «Седов» уходил на север под праздничными флагами, а радист уверенной рукой выстукивал гордое донесение:
— Мы, воспитанные любимой партией, Вами, любимый товарищ Сталин, с честью понесем гордое алое знамя нашей великой родины во льдах полярной ночи. Заверяем Вас, товарищ Сталин, что 15 советских патриотов сделают все, чтобы оправдать великую честь и доверие, оказанные нам родиной...
Это донесение написал 29-летний капитан Константин Бадигин. «Седов» был первым кораблем, которым он командовал. В права капитана он вступил совсем недавно— уже здесь, в дрейфующих льдах.
...60 лет назад капитан раздавленной дрейфующими льдами «Жаннеты» мужественный моряк Де Лонг записал в своем дневнике, который потом нашли в снегу, рядом с его окоченевшим трупом:
«Это было подобно жизни на пороховом погребе. О зимовке в полярном паке*) хорошо читать у камина в уютном доме, но перенести такую зимовку — этого достаточно, чтобы преждевременно состариться».
*) Полярный пак — мощный многолетний лед.
Молодой капитан «Седова» прекрасно отдавал себе отчет в том, какие опасности его ждут у высоких широт. Но он не собирался преждевременно состариться. Он знал, как преодолеть уныние, безволие, упадок сил, неизбежные сомнения, погубившие Де Лонга и десятки других исследователей: надо было не обороняться от Арктики, а нападать на нее; не ждать ударов, а наносить их; отвоевывать у полярной ночи каждые 24 часа, ни минуты не сидеть без дела, работать, работать и работать.
Как волевой командир, вел Бадигин свой маленький отряд в атаку на вдесятеро сильнейшего ледового противника. Стонали шпангоуты корабля, гремели взрывы аммонала, дрожали и трескались 3-метровые торосы, и в конце концов льды отступали. За два года дрейфа «Седов» испытал 153 сжатия, значит, что в среднем каждый пятый день моряки сражались со льдами...
Как упорный и настойчивый ученый, экспериментатор, Бадигин увлекал своих верных помощников на решение сложнейших научных и технических задач. Вспомним хотя бы, с какими неимоверными усилиями была решена проблема измерения океанских глубин. На борту «Седова» не было ни лебедки, ни троса, ни приборов для сбора донных грунтов. Седовцы сами сконструировали лебедку и приборы. На обледеневшей палубе голыми руками они расплели толстые стальные концы, сделали около двухсот соединений и получили трос длиною в 8 километров.
При первом же опыте произошла непоправимая авария: тяжелый трос сорвался и ушел на дно океана. Моряки «Седова» под руководством своего капитана, стиснув зубы, снова взялись за работу и сплели новый трос. Глубоководные измерения, сослужившие великую службу науке, были организованы.
Откуда же бралась у молодого капитана эта неистощимая воля и энергия?
Когда московские пионеры попросили Бадигина рассказать о себе, этот скромный человек ответил коротеньким сообщением, уместившимся на одном телеграфном бланке:
«До работы в Арктике я плавал сначала матросом, затем штурманом в торговом флоте; был во многих странах и портах мира. Своими глазами видел, как на острова. Периме (Баб-эль-мандебский пролив) надсмотрщик избивал кнутом изможденных, падающих от усталости рабов-грузчиков. Видел, как в Антверпене, Лондоне, Марселе, Неаполе, Коломбо, Маниле, Нагасаки и других городах безработные, голодные люди приходят на судно просить кусок хлеба. Видел детей, похожих на скелеты, на маленьких старичков; еще многое другое видел, о чем вы наверное читали в книжках».
И еще писал пионерам Бадигин:
«Радостно работать, отдавать все свои силы и знания во имя великого советского народа, во славу любимой родины. Поколению советских людей, воспитанных партией Ленина—Сталина, легко жить, работать и побеждать...».
Константин Бадигин много и упорно работал над собой. Изучил французский язык, познакомился с астрономией. Используя зимние перерывы в навигации, он умудрился без отрыва от основной работы в полтора года закончить 4-летнюю программу морского техникума.
И все ему казалось мало. Неутомимая жажда деятельности одолевала этого беспокойного человека. Только здесь в дрейфующих льдах Центрального полярного бассейна — на вмерзшем в ледяное поле ржавом корабле со сломанным рулем, разобранной машиной и измятыми бортами — он почувствовал: на «Седове» для него работы хватит и он сумеет, наконец, оплатить долг перед родиной, сделавшей его, молодого московского штукатура из Сыромятников, капитаном дальнего плавания.
Константин Бадигин на «Седове» успевал делать все, начиная от астрономических определений и кончая участием в стрелковых состязаниях.
Как всякий сталинский питомец, он прежде и раньше всего заботился о подчиненных ему людях, об их здоровье, об их самочувствии, всячески стараясь занять их, поддержать в них бодрость и уверенность.
«Традиционные» арктические спальные мешки и меховая одежда вычеркнуты из нашего обихода, — писал Бадигин в одном сообщении. — Каждому вменяется в обязанность застилать койку двумя простынями, меняя их раз в десять дней. Три раза в месяц устраивается банный день».
Константин Бадигин хорошо помнил трудный финал дрейфа станции «Северный полюс». И он упорно готовил свой корабль к любым случайностям.
На всякий случай им были организованы склады аварийных запасов, подготовлены спасательные боты, факелы, прожекторы, радиостанции, спальные мешки и прочее оборудование.
Было сделано невозможное: по пояс в ледяной воде, вооруженные кустарными сверлами и домкратами, люди разрезали искалеченный руль и вернули пароходу частичную управляемость. Машины были отремонтированы и собраны. Котлы очищены. Магистрали проверены. Небольшие запасы угля, которые в течение 26 месяцев сберегались, как драгоценность, приведены в готовность.
И когда на исходе дрейфа льды снова пришли в движение, в топках «Седова» после двухлетнего перерыва зажглись огни, из трубы повалил дым, манометры отметили поднятие пара, и капитан Бадигин поднялся на мостик, готовый в нужную минуту направить свой ледокольный пароход в атаку на льды.
...В маленькой кают-компании ледокольного парохода «Седов» на стене висит телеграмма, бережно уложенная под стекло. Этот бланк, заполненный радистом Полянским 24 октября 1938 года, хранят как дорогую реликвию. Текст телеграммы каждый помнит наизусть:
...«Уверены, что с большевистской твердостью советских людей вы преодолеете все трудности на вашем пути и вернетесь на родину победителями».
Эти ободряющие отеческие слова в самые трудные минуты дрейфа воодушевляли молодого капитана и его друзей, наполняли их сердца верой в победу, вооружали новой энергией. И они с честью пронесли знамя родины сквозь льды и мрак трех долгих полярных ночей.
Ю. ЖУКОВ.
Красная звезда 1940 № 11, 14 января.
Еще по теме:
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 1
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 2
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 3
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 4
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 5
26 месяцев в дрейфующих льдах. Счастье советского человека
Закончен героический дрейф пятнадцати советских людей на ледоколе «Г. Седов»
Слава отважным седовцам
Народ встречает героев
Сила советского человека
Здравствуй, родная Москва!
Арктика сдается большевикам!
Возвращение победителей
|