АРКТИКУ ПОБЕЖДАЮТ БОЛЬШЕВИКИ
Седовцы возвращаются в Москву. Привыкших к холодным арктическим зимам их встречают теплотой дружеских объятий, видавшим ледяные пустыни, им несут навстречу первые южные цветы, привыкших к суровому молчанию Арктики, их встречают прекрасными песнями, сложенными в годы их отсутствия.
Почти три года назад в числе других в плавание отравились 15 моряков. Их имена знали только немногие специалисты. 15 простых советских людей возвращаются героями. Сколько раз мы открывали газетные страницы и встречали имена простых люден — наших друзей, соседей, близких, которые отличились в бою и в труде во имя родины, во имя партии.
Не первый раз совершаются экспедиции в Арктику. Много людей отдали свои жизни для того, чтобы хоть немного приоткрыть завесу над тайнами природы. Наши экспедиции — наиболее успешные из всех, отправлявшихся за Полярный Круг. Советским людям удалось проникнуть в самое сердце Арктики — на Северный полюс, удалось соединить два материка, заняться всерьез превращением Северного морского пути в нормально действующую магистраль.
Арктика сдается большевикам!
Почему это происходит? Разве теплее стали суровые арктические зимы, добрее беспощадные свирепые ветры, светлее долгие ночи?
Нет! Все так же шумит беспокойный северный ветер, трещат сталкивающиеся льдины и хрустит под их напором судно, отважившееся выйти в далекий путь.
«153 раза шли льды в наступление на ледокольный корабль», — записано в вахтенном журнале «Седова».
Может быть люди, которые отправлялись в экспедиции раньше, не были достаточно отважны, храбры, самоотверженны?
Нет! Живы и навсегда останутся в памяти человечества имена людей, выходивших на единоборство с природой, — Челюскин и Седов, Амундсен и Пири, Нансен и Русанов — они отдали свои жизни во имя науки.
Но, отправляясь в дорогу, организуя на свой страх и риск экспедиции, они не чувствовали за собой силы. Им приходилось искать частных покровителей, готовых рискнуть своей мошной, но не во имя высоких идеалов науки, а во имя все той же мошны.
В 1867 году деятель Совера Сидоров изложил царскому правительству свои предложения о необходимости развернуть научно-исследовательскую работу в северных районах страны. Его петиция долго хранилась в пыльных столах министерства и только много лет спустя он получил ответ, категорически отвергавший его проекты.
«Вы объясняете о каком-то Гольфстриме, которого на севере быть не может. Такие идеи могут проводить только помешанные», — писал разгневанный генерал-адъютант.
Американский исследователь Грили, проведший три года в Арктике, был на краю гибели. Многие спутники его уже погибли, и свою книгу об этой экспедиции Грили закончил горькими словами:
«Даже обещанные с самого начала скудные прибавки за службу в Арктике до сих пор еще не выплачены полностью и вдовы и сироты погибших все еще остаются не обеспеченными. Один из участников экспедиции, — пишет Грили, — лежит без помощи в городском госпитале и пользуется частной благотворительностью, так как пенсия его до сих пор не утверждена».
У благородного и мужественного исследователя Арктики Амундсена есть замечательное выражение: «коэффициент уверенности».
Уверенность в своих силах, в могучей поддержке родины делает для советских людей менее страшными арктические ночи, бесконечный дрейф во льдах, тяжелые, громоздящиеся друг на друга ледяные пласты. Уверенность в том, что за каждым человеком стоят 183 миллиона человек, спаянных дружбой, железным законом товарищества, делает простых людей героями и героев богатырями.
Челюскинцы и папанинцы, среди которых я имел счастье находиться, седовцы и сотни советских исследователей Севера, работающих на полярных станциях, даже в самые трудные минуты всегда уверены в помощи и внимании родины, партии, Сталина.
И разве не полно большого символического смысла то, что на борту ледокола-флагмана, пришедшего на выручку седовцам, написано гордое имя «Иосиф Сталин»! Ледокол этот своим могучим корпусом пробивал тяжелый лед, чтобы облегчить дорогу затертому кораблю. И движение его, неуклонное движение вперед, вопреки преградам и трудностям, во имя благородной цели помощи товарищам как бы символизировало сталинскую заботу о человеке.
Хорошо после долгих странствий возвратиться на родину!
Как изменилась, как выросла наша страна за эти годы! В то время, как они дрейфовали во льдах, обогащая передовую науку, советские люди возводили города, строили заводы, снимали богатые урожаи со своих плодоносных полей. Летчики отправлялись в далекие полеты по маршрутам, указанным вождем, машинисты водили поезда с кривоносовскими скоростями, судостроители отправляли в первое плавание новые корабли, героические бойцы и командиры Красной армии доблестно защищали спокойный труд народа и в том числе работу их, пятнадцати героев Севера.
За время их дрейфа прошли выборы в Верховные Советы Союза и республик, в местные Советы депутатов трудящихся, заседал XVIII съезд партии, открывший новую страницу в истории нашей страны, совершили свои подвиги Чкалов и Громов, Коккинаки и Гризодубова. 160 тысяч трудящихся Узбекистана в едином порыве вышли на стройку Большого Ферганскою канала, героическая Красная армия показала свою несокрушимую силу у Хасана и Халхин-Гола, свое благородное прозвание освободителей на полях Западной Украины и Западной Белоруссии и в боях с врагами финского народа.
Многое сделала родина за это время.
Много славных сынов воспитала она за эти годы. Выросшая и могучая, как никогда, встречает она 15 героев, пронесших высоко поднятым ее знамя.
Она не забывала о них ни на минуту, а что означает для людей, заброшенных в далекие районы Арктики, связанных с землей только короткой радиоволной, внимание и забота родины, я знаю хорошо по собственному опыту. Любая передача из Москвы, обращенная к нам, зимовщикам Северного полюса, давала неисчерпаемый запас энергии.
Каждый день страна внимательно слушала голос седовцев. Мои коллеги, радисты «Седова», работали блестяще. Немногим больше, чем за год, его радиостанция передала и приняла около 725 тысяч слов! 11 часов в сутки станция передавала метеорологические сводки, донесения о научных наблюдениях, корреспонденции для советских газет, принимала главы «Краткого курса истории ВКП(б)», телеграммы от родных и близких, приветствия. И среди этих приветствий были подписанные товарищами Сталиным и Молотовым. Радисту Александру Полянскому и его помощнику Николаю Бекасову выпала огромная честь первыми прочесть их.
Они возвращаются в Москву победителями. По улицам города они провезут в Кремль знамя, под которым они жили, боролись и побеждали. На этом знамени написано имя человека, который вдохновляет нас на творчество и на борьбу.
Он был с нами всегда, когда мы выполняли задание родины, во льдах Северного полюса, он сопровождает отеческим словом наших героев труда и обороны, он был всегда с седовцамн, не сдававшимися никаким трудностям.
— Да здравствует Сталин! — с этими словами ступили седовцы на Большую Советскую Землю.
— Да здравствует Сталин! —с этими словами встретила их Большая Советская Земля.
Герой Советского Союза Э. КРЕНКЕЛЬ.
Красная звезда 1940 № 26, 2 февраля.
Еще по теме:
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 1
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 2
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 3
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 4
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 5
26 месяцев в дрейфующих льдах. Счастье советского человека
Закончен героический дрейф пятнадцати советских людей на ледоколе «Г. Седов»
Слава отважным седовцам
Народ встречает героев
Сила советского человека
Здравствуй, родная Москва!
Арктика сдается большевикам!
Возвращение победителей
|