Вчера, 13 января 1940 года, в 12 час. 07 мин. флагманский ледокол арктического флота Советского Союза «Иосиф Сталин» подошел к дрейфовавшему во льдах ледокольному пароходу «Г. Седов».
Закончен героический дрейф пятнадцати советских людей, дрейф, который войдет в историю мировой науки, как величайшая победа в борьбе за освоение Арктики, за торжество человеческого гения, за прогресс и культуру.
Вековечная мечта человечества о покорении суровой Арктики, об исследовании самых северных районов земного шара осуществляется в нашу великую сталинскую эпоху. И в числе блестящих успехов советских полярников дрейф ледокольного парохода «Седов» займет особенно почетное место. Команда, состоящая из пятнадцати героев, покрыла себя неувядаемой славой стойких и мужественных исследователей.
23 октября 1937 года начался исторический дрейф «Седова». В течение 812 дней корабль носило по неизведанным просторам, по безмолвной ледяной пустыне. 812 дней суровая Арктика держала в своих ледяных объятиях пятнадцать советских людей, пошедших на подвиг во славу науки, во славу своей социалистической родины.
Дрейф «Седова» был смелой схваткой с природой, которую советские люди заставляют служить человечеству. Долго боролись они со льдами и непогодой, ни на минуту не прекращая научных работ, упорно побеждая тысячи опасностей, поджидавших дрейфующий корабль. И, как всегда, советские люди вышли победителями из этой схватки со стихией!
Славные потомки великих русских исследователей, седовцы, проделали ледовый путь почти в том же районе, где 46 лет назад прошел храбрый путешественник Фритьоф Нансен на своем корабле «Фрам».
Если не считать незначительных отклонений, протяженность дрейфа «Седова» до Гренландского моря равняется 2.500 миль. С начала дрейфа седовцы пережили более 150 сжатий и крупных подвижек льдов. Какой несокрушимой силой воли нужно обладать, чтобы противостоять этому напору стихии и победить ее! Согретые теплотой всенародной любви, герои-седовцы в самые тяжелые минуты не теряли бодрости, верили в свои силы и побеждали.
Всенародной любви, поддержки и внимания не хватало полярным исследователям— представителям науки буржуазного мира. Когда Нансен снаряжал свой «Фрам», он даже среди друзей не находил поддержки, а американский полярный исследователь А. Грили объявил замысел Нансена «проектом бессмысленного самоубийства». И в дневнике Нансена мы находим следы этого пессимизма, злополучного одиночества.
«Виды на будущее отнюдь не кажутся светлыни, — писал Нансен в дневнике.— Неужели так скоро должны оправдаться зловещие предсказания, в которых никогда не бывает недостатка в нашем мире?»
Нансеновский «Фрам» был построен специально для ледового дрейфа — льды выжимали его на поверхность, не причиняя вреда. «Седов» же строился отнюдь не для дрейфа через неизведанные ледяные пустыни Центрального бассейна Арктики. И если этот ледокольный пароход успешно прошел через все испытания и победителем возвращается на Большую Землю, в этом замечательный подвиг его команды — пятнадцати советских богатырей,-пронесших с честью и со славой победное знамя социалистической державы.
Седовцы показали всему миру, как любовь к родине, к великому Сталину вдохновляет советских людей на дела исторического значения. Согретые любовью народа, окруженные отеческой заботой великого Сталина, седовцы стойко несли вахту в студеных просторах Арктики, уверенные, что в случае опасности могучая страна придет им на помощь, вызволит их из ледового плена. По указанию правительства на Земле Франца-Иосифа находился тяжелый самолет, под командованием летчика-орденоносца Г. К. Орлова, готовый в случае необходимости вывезти героических зимовщиков.
Товарищ Сталин, внимательно следивший за дрейфом, при встрече с начальником Главного управления Северного морского пути Героем Советского Союза И. Д. Папаниным, напомнил о необходимости посылки «Седову» вспомогательной экспедиции.
— Надо не прозевать,—сказал товарищ Сталин, — сделать все вовремя.
Устами вождя говорил весь советский народ, восхищенно следивший за героизмом своих пятнадцати сынов. Пожалуй, здесь, на родине, о них, седовцах, волновались больше, чем они сами, каждому их успеху советский народ радовался, как большой победе. А они, дорогие сыны социалистической родины, разговаривали с советским народом так, словно их корабль совершал обычный рейс, словно не окружала их полярная ночь и не шли на них в атаку огромные ледяные торосы...
В радиограмме от 24 октября 1939 года прославленный капитан «Седова» тов. Бадигин и помполит тов. Трофимов писали:
«Сегодняшний день навсегда останется в памяти пятнадцати советских людей, которые несут вахту во льдах Северного Ледовитого океана. Рано утром мы снова — второй раз за время дрейфа—получили волнующее приветствие от товарища Сталина и товарища Молотова:
«Желаем вам здоровья, победоносного преодоления всех невзгод, возвращения на родину закаленными борьбой с трудностями Арктики»,— пишут товарищи Сталин и Молотов.
Мы обещаем выполнить этот наказ.
Слушали радиопередачу из Москвы. Нас приветствовали М. И. Калинин, И. Д. Папанин, наши родные и близкие. За тысячи миль доносились к нам дорогие голоса.
Как много радости в один день!».
и вот они возвращаются на родину как победителя, и народ прославляет их героизм.
Страна послала к седовцам экспедицию во главе с героем Арктики И. Д. Папаниным на самом мощном своем ледоколе. Во льдах состоялась трогательная встреча седовцев с экипажем ледокола «И. Сталин».
И нет ничего естественнее, что именно в эту минуту радости капитан «Седова» тов. Бадигин говорил о любви и благодарности седовцев к родному Иосифу Виссарионовичу Сталину, к стране социализма, которой руководит партия большевиков и наш великий Сталин.
«Ваше имя, товарищ Сталин, — пишут седовцы вождю народов, — вдохновляло нас в самые трудные минуты, с Вашим именем мы шли на преодоление любых трудностей и побеждали их. Мы возвращаемся на родину на своем корабле, который сохранен, несмотря на все удары жестокой стихии. Мы возвращаемся на Большую Землю, полные сил и готовности работать на благо родины, на пользу нашей науки, на пользу нашей большевистской партии, не знающей поражений. Пламенный привет Вам и великая благодарность за заботу, родной Иосиф Виссарионович!».
Успешное завершение дрейфа «Седова» вызвало восторг и радость во всей стране. Имена седовцев — его капитана К. С. Бадигина, помполита Д. Г. Трофимова, А. Г. Ефремова, С. Д. Токарева, Н. С. Шарыпова, В. С. Алферова, А. А. Полянского, Д. П. Буторина, Н. М. Бекасова, В. X. Буйницкого, А. П. Соболевского, И. И. Гетмана, П. В. Мегера, Е. И. Гаманкова, П. М. Недавецкого стали близки сердцу каждого советского патриота. Народ тепло и задушевно называет седовцев дорогими, ибо они показали пример отважного и смелого выполнения задания родины, задания Сталина.
Красная армия горячо приветствует пятнадцать героев, прославивших Советский Союз, проявивших мужество, стойкость, непреклонную волю, сталинскую преданность стране и народу, те качества, которые Красная армия воспитывает во всех своих бойцах, командирах и политработниках и которые являются важнейшей основой ее боевого могущества.
Боевой красноармейский привет вам, героические седовцы!
Красная звезда 1940 № 11, 14 января.
Еще по теме:
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 1
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 2
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 3
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 4
26 месяцев в дрейфующих льдах, часть 5
26 месяцев в дрейфующих льдах. Счастье советского человека
Закончен героический дрейф пятнадцати советских людей на ледоколе «Г. Седов»
Слава отважным седовцам
Народ встречает героев
Сила советского человека
Здравствуй, родная Москва!
Арктика сдается большевикам!
Возвращение победителей
|