Пребывание Их Императорских Величеств в Москве
От Двора Его Императорского Величества объявляется:
Государь Император Высочайше повелеть соизволил:
для высокоторжественного праздника Св. Пасхи, 9 сего апреля, быть Высочайшему выходу к пасхальной заутрене в церковь Спаса за Золотой Решеткой.
По трем выстрелам, из коих будут:
первый—с вечера в 11 часов; второй— в половине двенадцатого и третий—в самую полночь, последует Высочайший выход из внутренних покоев. Заутреня начнется по удару большого колокола с Ивана Великого.
По первому пушечному выстрелу съезжаться в Большой Кремлевский Дворец:
всем знатным обоего пола особам, приезд ко Двору имеющим; находящимся в Москве генералам и адмиралам и, по распоряжению военного начальства, штаб и обер-офицерам; начальствующим лицам московских административных и судебных учреждений; московскому губернскому предводителю дворянства, уездным предводителям дворянства и дворянам Московской губернии, с их супругами; находящимся в Москве губернским предводителям дворянства других губерний; председателю Московской Губернской Земской Управы; московскому городскому голове, с представителями московской городской Думы, и представителям московского почетного купечества.
Дамам быть в русском платье, кавалерам—в парадной форме.
Собираться же: статс-дамам, камер-фрейлинам. гофмейстеринам и фрейлинам, а также и кавалерственным дамам ордена св. великомученицы Екатерины, членам государственного совета, министрам, сенаторам, статс-секретарям и почетным опекунам, придворным чинам и кавалерам—в Екатерининском зале, всем военным—в Андреевском зале; городским дамам—в Александровском зале; начальствующим лицам московских административных и судебных учреждений, представителям дворянства, председателю московской губернской земской Управы, московскому городскому голове, с представителями московской городской Думы, и прочим гражданским чинам — в Георгиевском зале; представителям московского почетного купечества — во Владимирском зале.
Кавалеры ордена св. апостола Андрея Первозванного имеют на себе цепь сего ордена.
4 апреля 1900 года
***
9 сего апреля, для съезда Особ в Большой Кремлевский Дворец к Высочайшему выходу в церковь Спаса за Золотой Решеткой будут открыты следующие подъезды Дворца:
Под зимним садом—для статс-дам, камер-фрейлин, гофмейстерин, свитных фрейлин Ее Императорского Величества Государыни Императрицы, фрейлин Их Императорских Высочеств Великих Княгинь, кавалерственных дам ордена св. великомученицы Екатерины, членов государственного совета, министров, сенаторов, статс-секретарей, почетных опекунов, первых и вторых чинов Двора и придворных кавалеров.
Министерский — для генералов, адмиралов, штаб- и обер-офицеров.
Главный — для фрейлин, городских дам, начальствующих лиц московских административных и судебных учреждений и прочих, упомянутых в повестке от Высочайшего Двора, особ.
***
От обер церемониймейстера объявляется:
9-го сего апреля, по проследовании Высочайшего шествия залами Большого Кремлевского Дворца в церковь Спаса за Золотой Решеткой к Пасхальной заутрене,— Особы, присутствовавшие на Высочайшем выходе, остаются в залах Дворца.
Ко времени окончания в церкви Божественной литургии особы, присутствовавшие на Высочайшем выходе,—кроме предшествующих Их Величествам во время обратного шествия во внутренние покои придворных чинов и кавалеров и следующих за Их Величествами во время сего шествия придворных дам и особ свиты,—возвращаются в те залы Дворца, в которых, согласно повесткам, собирались до начала выхода, и ожидают в них обратного шествия Их Величеств.
4 апреля 1900 г.
***
ПОРЯДОК,
в коем надлежит подходить к
ИХ ИМПЕРАТОРСКИМ ВЕЛИЧЕСТВАМ
КАВАЛЕРАМ,
имеющим счастие приносить
ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ и ГОСУДАРЫНЕ ИМПЕРАТРИЦЕ ПОЗДРАВЛЕНИЯ
во время ВЫСОЧАЙШЕГО выхода
к Пасхальной заутрене
в церковь Спаса за Золотой Решеткой
9 апреля 1900 г.
1) Члены Государственного Совета.
2) Министры.
3) Сенаторы.
4) Почетные опекуны.
5) Его Императорского Величества генерал-адъютанты, свиты Его Величества генерал-майоры, флигель-адъютанты; состоящие при Их императорских Высочествах Великих Князьях генералы и адъютанты Их Императорских Высочеств.
6) Генералы (согласно приказанию по войскам московского военного округа).
7) Первые чины Высочайшего Двора.
8) Вторые чины Высочайшего Двора и в должности вторых чинов Высочайшего Двора.
9) Статс-секретари.
10) Офицер, унтер-офицеры и караул роты дворцовых гренадер.
Особы, приносящие Их Императорским Величествам поздравления, собираются в притворе церкви Спаса за Золотой Решеткой во время пасхальной заутрени.
***
От исправляющего должность московского обер-полицеймейстера обявляется:
Катанье в экипажах по случаю иллюминации, имеющей быть 9, 10 и 11 апреля, от 8 1/2 до 11 1/2 часов вечера, будет происходить в следующем порядке.
В линию разъезда будут допущены собственные парные и одиночные экипажи, а также парные извозчичьи, тройки же, равно одиночные извозчичьи экипажи и лихачн вовсе не допускаются.
В круг катанья входят:
Мясницкая улица до Мясницких ворот, Лубянскаа, Театральная, Воскресенская, Красная и Васильевская площади, Кремлевская набережная, Большой Каменный мост, Софийская набережная, Москворецкий мост и Москворецкая улица.
Въезд в линию круга катанья будет допущен со следующих мест:
1) с бульваров около Мясницких ворот;
2) с улицы Большой Лубянки;
3) с Неглинного проезда со стороны Кузнецкого моста;
4) с Ленивки и набережной храма Христа-Спасителя;
5) с Всесвятской улицы;
6) с Балчуга и
7) с Варварки.
Порядок движения экипажей в кругу катанья назначен следующий:
въезжая с Москворецкой улицы, мимо Лобного места (с правой стороны), на Красную площадь, экипажи в один ряд следуют по Красной площади около Верхних торговых рядов и направляются на Никольскую улицу, следуют по этой улице чрез Владимирские ворота, пересекают Лубянскую площадь, едут по правой стороне Мясницкой улицы до Мясницких ворот; здесь поворачивают на другую сторону Мясницкой улицы и едут обратно на Лубянскую площадь,Театральным проездом, Театральной площадью, Воскресенской площадью мимо здания городской Думы, поворачивают в Воскресенские ворота в левый проезд на Красную площадь, с которой проезжают мимо Покровского собора на Васильевскую площадь, следуют на Кремлевскую набережную, едут по набережной вдоль Кремлевской стены, Большим Каменным мостом, поворачивают на Софийскую набережную, с которой чрез Москворецкий мост проезжают на Москворецкую улицу к Красной площади.
Катанье допускается в один ряд, причем воспрещается кучерам экипажей обгонять друг друга.
Выезд из круга катанья допускается только на местах въезда экипажей, при условии поворота на правую сторону.
На время катанья следующие места будут затянуты канатами:
1) Въезд с улицы Ильинки;
2) Никольский подъем между Историческим музеем и Александровским садом;
3) переулки Мокринский и Мытный, выходящие на Москворецкую улицу;
4) Масляный проезд между Москворецкой улицей и Васильевской площадью;
5) проезд на Кремлевскую набережную от Москворецкого моста до дома Мочалова;
6) Москворецкая набережная от магазина Медведева до Москворецкого моста;
7) Берсеневская набережная, Фалеевский пер. и Раушская набережная;
8) Ветошный проезд, Богоявленский, Черкасский переулки, Старая площадь, Третьяковский проезд—на Никольской улице;
9) Китайский и Лубянский проезды около Лубянской площади;
10) Большой Златоустинский, Кривоколенный, Банковский, Водопьянный переулки, внешний проезд Чистопрудного бульвара, Юшков, Милютинский и Фуркасовский переулки—на Мясницкой улице;
11) проезды с Малой Лубянки, Софийки и Рождественки;
12) проезды от Театрального плаца до угла Малого театра с одной стороны и трактира Тестова с другой;
13) Неглинный проезд около Александровского сада.
Во время катанья движение вагонов конно-железной дороги в случае надобности будет приостановлено.
МОСКВА, 5 апреля
Дни говения возлюбленного Государя нашего призывают нас к особенному благоговейному размышлению и пламенной молитве.
Русское государство не цель для самого себя: его призвание осуществить в своей истории великую идею православного христианства. В мире борется добро со злом—а потому это мировое призвание России может быть выполнено только единой Самодержавной Волей, при содействии благодати Божьей.
Незыблема лишь та Верховная Власть, которая в глазах верующих народов освящается благословением неба, и только закон, исходящий от такой Власти, получает безусловное значение для совести человеческой. Чем глубже она связана с небом, тем жизненнее и могущественнее ее сила и тем обаятельнее действие ее на разные народы, входящие в состав единого государства.
Россия, занимая собою пятую часть земного шара, кроме русского народа, совмещает в себе столько своеобразных племен, что в этом отношении она во много раз превосходит славную и великую некогда в мировой истории Римскую Империю.
Объединяющим началом такого необъятного государства может быть только Верховная власть, освященная Небом и призванная совершать свое служение, как великий нравственный подвиг, как дело Божье на земле. Никакие народоправства, никакой мертвый искусственный государственный механизм не в силах сдержать внутреннее и внешнее ее единство и продолжать созидание исторической жизни в едином духе и направлении.
Русский народ, как великий исторический народ, носящий в своей совести православное христианство, глубоко постигает эту истину и всегда стоял и стоит за живое личное Верховное начало, как творящую силу его государственной истории. Была пора, когда едва не сокрушилось Русское царство — и только народ — никто другой, как он сам, спас и Русскую землю, воздвиг Самодержавное государство, и все свое временное полновластие приложил к восстановлению Царской личной Самодержавной власти.
Церковь с своей стороны, не только не вступала в борьбу с этим началом, но сама с первых дней своего существования на Руси, развивала идею православного Самодержца, сама своей нравственной силой привлекала к нему и сердца всех племен, ее населяющих, сама, возлагая
на него царский венец, отдавала себя всецело Его покровительству.
Нет в мире такого величия и нет такой громадной миссии, какие связаны с царским венцом Российского Самодержца.
Русский православный Царь — это наместник Божий на земле. Он превыше всех людей.
Нет в жизни для него ни личных, ни партийных интересов, нет и никаких внешних ограничений для Его воли. На Его сердце лежит лишь одна забота о миллионах свыше вверенных Ему народов. Ему предносится лишь один идеал—это благо свыше порученного Ему необъятного царства. Для воли Его существуют лишь внутренние ограничения Его христианской совести. Велика и свята Его миссия в человечестве: развивать и воплощать в пол-светном Российском государстве начала и идеалы православного христианства. Так понимала миссию царя древняя Русь; так понимает ее и ныне православный русский народ.
По-истине, тяжел крест Его царственного служения; по-истине велика ответственность Его пред всевидящим оком Царя царствующих.
О, как умилительны потому, как трогательны моменты, когда Он, могущественнейший из владык земных, полный величия и сияния славы, как смиренный христианин, склоняет Свои колена пред крестом и евангелием, и в сознании немощи человеческого естества, в самоиспытании и самоуглублении, ищет благодатного обновления Своего духа!
С полуночи непрерывно, каждый день, совершается молитва за Царя на святой Руси. Самая ранняя церковная служба, Полунощница, почти вся состоит из этих молений. Но особенно своевременна наша пламенная молитва о Нем в настоящие святейшие для Него моменты.
Да станет незримо вокруг Его собор Его Царственных Предков, строителей и собирателей московского царства, мирно почивающих в своей усыпальнице, и да озарят они дух Его лучом мира, света и силы.
Да станут с Ним московские великие святители, да покроют Его своим омофором и своим благословением!
О, как трогательна минута, когда Он, обновленный духом, приступает к алтарю и приобщается животворящих Христовых Таин!
Свят, свят, свят, — взывал народ в Цареградской Софии, при виде Помазанника Божия, в лице Византийского Императора, приступающего к олтарю.
Свят, свят, свят, — воскликнем и мы в том разуме, что возлюбленный Царь наш не только Сам приобщается Христа, но и ведет народ Свой ко Христу.
Московский листок (большая политическая внепартийная газета) № 96, 5 апреля 1900 г.
Еще по теме
Их Императорские Величества в Москве. Отъезд из Петербурга (1900 г.)
Приезд Их Величеств в Москву (1900 г.)
Августейшие Дети Их Величеств и Их воспитание
Русские Императоры в Москве в великие праздники
Как Государь Николай Павлович встречал Светлый праздник в Москве
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. 13-14 (1-2) апреля 1900 г.
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. 15 (3) апреля 1900 г.
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. 16 (4) апреля 1900 г.
Пребывание Их Императорских Величеств в Москве. 17 (5) апреля 1900 г.
|