24 (11) августа 1916 года
От штаба Верховного Главнокомандующего
11-го августа 1916 года.
I
Западный фронт
10-го августа около 12 часов дня противник открыл сильный артиллерийский огонь по нашим позициям у Тоболы (на западном берегу Стохода), а в 4 часа дня цепи его перешли в наступление, но ружейным и пулеметным огнем были отбиты.
На Золотой Липе пленными обнаружено присутствие турецких полков.
Около полуночи на 11-е августа в районе к югу от Цирина противник после сильного артиллерийского огня повел наступление на наши окопы. Наступление отбито нашими заставами.
Кавказский фронт
Наше наступление к западу от Ванского озера развивается.
К северо-востоку от г. Муша нами занят район с. Аринджванк.
На Моссульском направлении наши доблестные войска разгромили в районе селения Раята 4-ю турецкую дивизию; окруженные два неприятельских полка взяты в плен, при чем один из них сдался целиком, с командиром в штабом; захвачены орудия, пулеметы; подсчет трофеев и пленных производится.
II
Западный фронт
Без перемен.
Кавказский фронт
Наши войска, тесня противника в районе к западу от Ванского озера, ворвались в г. Муш, захватив при этом пленных.
По дополнительно полученным сведениям, после боя в районе Раята, где нами были окружены части 4-й турецкой дивизии, нами взяты в плен 11-й турецкий полк, в составе командира, 60 офицеров и 1.600 нижних чинов и почти все остатки 10-го турецкого полка, в составе двух штаб-офицеров, нескольких обер-офицеров и 650 аскеров. Вместе с тем, в этом же бою нами захвачено 3 орудия и 3 пулемета.
Наше наступление к западу от Ванского озера продолжалось.
На моссульском направлении мы преследовали остатки разгромленной нами турецкой дивизии.
Телеграммы
Французский фронт
ЛОНДОН, 6-го (19-го) августа. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:
«Нам удалось развить наш успех, о котором сообщалось вчера вечером. В течение ночи неприятель произвел несколько контратак, которые были всюду отбиты. На всем пространстве от леса Фуро до пункта нашего соприкосновения с французами на протяжении более двух миль мы продвинули нашу линию от 200 до 600 ярдов вперед; в настоящий момент мы занимаем западную окраину Гильемона и линию к северо-востоку, на полдороге от леса Дельвиль к Генши; кроме того, мы заняли фруктовые сады к северу от Лонгваль.
Между лесом Фуро и дорогой Адьберт-Бапом мы заняли несколько сот ярдов неприятельских траншей. На востоке и юго-востоке от фермы Мукэ мы продвинули нашу линию приблизительно на 300 ярдов вперед. Между Овильер и Тиепвалем мы продвинулись вперед на фронте протяжением в полмили. В результате всех этих операций нами взято несколько сот пленных». (ПТА).
ЛОНДОН, 7-го (20-го) августа. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции:
«На некоторых пунктах нашего фронта между Соммой и Анкром вчера ночью происходили местные бои ручными гранатами, однако, неприятель не делал серьезных попыток вернуть пространство, захваченное нами в пятницу. На других участках фронта мы произвели успешные внезапные нападения, причем захватили некоторый военный материал, в том числе один пулемет и, кроме того, нанесли противнику значительный урон». (ПТА).
ЛОНДОН, 8-го (21-го) августа. Сообщение британской главной квартиры во Франции:
«В воскресенье около полудня неприятель направил сильную атаку на новую линию, которую мы установили на фронте приблизительно в полмили. Ему удалось достигнуть этой линии на некоторых пунктах, но он был вновь отброшен нашей пехотой, которая тотчас же заняла траншеи. Последующие атаки неприятеля были разбиты огнем артиллерии. К северу от Базантен-ле-Пти мы сегодня приобрели новую часть неприятельских траншей. Неприятель усиленно бомбардировал разные части нашего фронта, в частности лес Фуро, Гамель и Майи. На всех остальных пунктах ничего выдающегося не произошло.
Несмотря на пасмурное небо, наши авиаторы вчера проявили успешную деятельность, оставаясь в соприкосновении с продвигавшейся вперед пехотою. Один из наших аэропланов, пролетая весьма низко, очень успешно обстрелял из пулемета неприятельскую пехоту в траншеях первой линии и неприятельские подкрепления, подходившие по траншейным ходам». (ПТА).
ПАРИЖ, 7-го (20 го) августа. Официальное сообщение от 7-го августа, 1 часа дня:
«На фронте реки Соммы ночь прошла спокойно. На правом берегу реки Маас германцы в течение ночи проявили энергичную деятельность. После сильной бомбардировки, длившейся несколько часов, они несколько раз пытались снова завладеть деревней Флери, однако, все их атаки, одна из которых была крайне ожесточенной, были отбиты огнем, причем атакующие понесли тяжелые потери и оставили в руках французов пленных.
Другая германская атака, произведенная к северо-западу от укрепления Тиомон была остановлена огневой завесой, причем противник понес большие потери. В Лотарингии было легко отражено внезапное нападение германцев на один из незначительных сторожевых постов». (ПТА).
ПАРИЖ, 7-го (20-го) августа. Официальное сообщение от 7-го августа, 11 часов вечера:
«К северу от Соммы наши войска заняли сильно укрепленный неприятелем лес между Гильемоном и Морена, причем в наших руках осталось значительное количество боевого материала. На всей линии Соммы наши батареи проявляли большую деятельность; на остальном же фронте артиллерия лишь в нескольких местах временами открывала ураганный огонь, и только на участке Флери неприятель беспрерывно ожесточенно бомбардировал это селение». (ПТА).
ГАВР, 7-го (20-го) августа. Бельгийское официальное сообщение:
«В течение второй половины сегодняшнего дня сильные артиллерийские бои происходили к северу от Диксмюда». (ПТА).
ПАРИЖ, 7-го (20-го) августа. Подпоручик Брэндежон-дэ-Мулинэ разбился в районе Вердена при падении аэроплана, что, по-видимому, явилось следствием поломки существенной части механизма аппарата. (ПТА).
ПАРИЖ, 8-го (21-го) августа. Официальное сообщение от 8-го августа 1 часа дня:
«К северу от Соммы, не считая значительного военного снаряжения, о котором уже сообщалось, французы захватили в лесу между Морена и Гильемоном шесть 77-ми миллиметровых орудий. В течение ночи на фронте Соммы происходили сильные артиллерийские бои. На правом берегу реки Маас германцы произвели к концу дня сильную атаку против деревни Флери, во время которой применяли воспламеняющиеся жидкости. Атака была тотчас же остановлена огневой завесой, причем неприятель понес серьезные потери». (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 7-го (20-го) августа. Официальное сообщение итальянской главной квартиры:
«В долине Астико наши батареи энергично отвечали на артиллерийский огонь противника. На плоскогорье Азиаго мы отбили несколько мелких атак на наши позиции на правом берегу реки Ассы, к югу от Кастеллето, и на склонах Монте-Цебио. Вдоль фронта Изонцо дождь и туман мешали вчера деятельности артиллерии. В районе Плавы мы отбили атаку близ Глобны, взяв при этом несколько пленных». (ПТА).
Балканский фронт
АФИНЫ, 7-го (20-го) августа. Сегодня болгарский посланник Пассаров заявил официально Заимису, что Болгария, возобновившая наступление, заняла с стратегической целью различные пункты греческой Македонии. Занятие болгарами Флорины вызывает комментарии в печати и объясняется политическими кругами, как событие, имеющее целью произвести впечатление на Румынию. По мнению вечерних газет, болгарское наступление развивается. Войска, находившиеся в Руппельском форте, заняли без усилия Демиргисар, очищенный греками. Болгарские войска из Монастыря заняли Флорину. (ПТА).
СОЛУНЬ, 7-го (20-го) августа. Операции на Солунском фронте сегодня расширились. На левом берегу Струмицы вплоть до Баркли-Джума произошел ряд стычек. В районе Дойранского озера вдоль всего хребта Белеш происходила сильная артиллерийская перестрелка. Сербы рядом атак захватили передовые укрепления Каймак-Калэ и Куковени. На левом берегу Вардара продолжаются столкновения, по-видимому, принимающие характер исключительно артиллерийских боев. Согласно не подтвердившимся, но настойчивым слухам, несколько греческих воинских частей, увлеченных своими офицерами, оказали сопротивление болгарам около Броди и в окрестностях Демир-Гиссара. По сообщению из достоверного источника, вчера, по приказу из Афин, были разоружены все пограничные греческие форты, до сих пор не разоруженные. (ПТА).
СОЛУНЬ, 7-го (20-го) августа. Со вчерашнего дня не произошло никаких изменений на фронте. Бои продолжаются на левом фланге союзных войск, а в центре небольшие стычки, за исключением Дойранского направления, где артиллерия обеих сторон проявила сильную деятельность. В направлении Пороя происходят стычки. Болгары продвинулись по всему фронту восточной Македонии. В настоящее время ими заняты горы господствующие над Сересом и различные греческие форты в этом районе, в том числе и форт Лисса. Болгары наступают также в районе Нестоса, причем патрули их продвинулись в направлении Каваллы. (ПТА).
Война на море
ЛОНДОН, 7-го (20-го) августа. Официальное сообщение британского адмиралтейства:
«Наши разведочные эскадры и 4 других военных судна констатировали усиленную деятельность неприятеля в Северном море в течение субботы 6-го августа. Германский океанский флот вышел в море, но, узнав от своих разведчиков, что в море находятся значительные английские силы, неприятель уклонился от боя и вернулся в свой порт.
Во время розысков неприятеля мы потеряли 2 легких крейсера, атакованных подводными лодками. Из них крейсер «Nottingam» находился под командой капитана Миллера, а крейсер «Fаlmouth» капитана Эдвардса. Все офицеры с «Nottingam» спасены; не досчитываются 38 человек экипажа. На крейсере «Fаlmouth» спасены все офицеры и экипаж; один из кочегаров этого крейсера скончался от полученных ран. Одна из неприятельских подводных лодок уничтожена, другая протаранена и, по всей вероятности, затонула. Германское донесение, которое утверждает, что потоплен один британский контр-миноносец и поврежден броненосец,—лишено основания». (ПТА).
Военный обзор
Первый бой наших войск в Шампани
Газета «Маtin» со слов очевидцев приводит некоторые подробности первого серьезного столкновения наших войск на французском фронте. Они находились в Шампани в районе Оберивна сравнительно до тех пор спокойном участке фронта. Командир 1-го полка в течение первых 6 дней успел тщательно ознакомиться со вверенным ему участком передовой линии. В этом месте французский фронт имеет значительный выступ и германские окопы тянутся приблизительно параллельно ему по окраине селения. Отсюда немцы повели атаку по почти ровной местности, по которой протекает р. Сюип.
Утром 3-го (16-го) июля в 5 часов германцы начали обстрел, который продолжался до полудня, и значительно повредил проволочные заграждения, более легкие закрытия и телефонную сеть. В 2 часа дня бомбардирование возобновилось и продолжалось до 7 часов вечера при среднем напряжении, но с этого времени настолько усилилось, что командовавший сектором генерал Л. с частью своего штаба занял свой командный пост.
В 8 часов сила огня явно указывала на близость атаки. Чины службы связи, не смотря на сильнейший огонь, смело передавали приказания и приносили донесения; все были на местах. На левом фланге в блиндаж одного из закрытий ударяет громадный снаряд, разрушает его и засыпает пулеметы и пулеметчиков. Поручик Буковский приводит роту второй линии и рота раскапывает, очищает, поправляет что можно и располагается тут же. Спокойствие и решимость русских солдат как бы возрастает с усилением огня. Наконец, в 9 часов, с наступлением темноты, огонь заметно слабеет и часовые ясно видят быстро надвигающуюся на них первую волну атакующих немцев. Тотчас дан сигнал тревоги и начинается ружейный огонь; командир пулеметной роты приказывает выдвинуть пулеметы из их закрытий и открывает из них адский огонь, заставляющий противника остановиться и залечь в высокой траве. В ту же минуту пускаются ракеты, призывающие к действию французскую артиллерию, и она тотчас открывает заградительный огонь насколько меткий, что вторая волна атакующего вынуждена залечь там же, где остановилась первая.
Германская артиллерия перебрасывает огонь в тыл против наших поддержек и в это время немецкая пехота подымается, бросается вперед и достигает проложенной артиллериею бреши в проволочных заграждениях, как раз в промежутке между двумя взводами и часть немцев вскакивает в выступающий окоп. Но командующий сектором уже своевременно принял меры и контратака начинается в ту минуту, когда немцы находятся в нескольких метрах от окопа; она ведена была со стремительностью урагана; русские солдаты, видимо с нетерпением ожидавшие этой минуты, бросаются на противника, руководимые на одном фланге подпоручиком Делелюз, на другом унтер-офицером Кузнецовым, с криками. «Это мы, это русские!» Происходит ожесточенный бой гранатами, штыками и прикладами и много немцев остаются на месте.
Охваченные с флангов и с фронта, забрасываемые гранатами, германцы останавливаются, колеблются, в течение нескольких минут пробуют удержаться и, наконец, бегут в рассыпную, оставив в руках наших войск пленных, а на месте много убитых и раненых. Генерал Л. очень доволен результатом первого боя. Немцы теперь знают, что как на Волыни, так и в Шампани русские скорее готовы умереть, чем уступать врагу.
М. Б.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 20 (07) августа 1916 года
Первая мировая война. 21 (08) августа 1916 года
Первая мировая война. 22 (09) августа 1916 года
Первая мировая война. 23 (10) августа 1916 года
Первая мировая война. 24 (11) августа 1916 года
Первая мировая война. 25 (12) августа 1916 года
|