25 (12) августа 1916 года
ИМЕННОЙ ВЫСОЧАЙШИЙ УКАЗ
Правительствующему Сенату
Признав необходимым пополнять некоторые части войск и учреждения армии, повелеваем призвать всех оставшихся еще не призванными военнообязанных, находящихся в Усинском пограничном округе и Урянхайском крае и состоящих на учете Усинского пограничного начальника, в числе возрастов и в сроки, определяемые Командующим войсками Иркутского военного округа, по соглашению с Иркутским Генерал-Губернатором.
Правительствующий Сенат не оставит к исполнению сего учинить надлежащее распоряжение.
На подлинном Собственною ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА рукою подписано:
«НИКОЛАЙ».
В Царской Ставке.
12-го августа 1916 года.
Скрепил: Военный Министр,
Генерал-от-Инфантерии Шуваев.
От штаба Верховного Главнокомандующего
12-го августа 1916 года.
I
Западный фронт
Вечером 10-го августа в районе д. Сабилки (севернее железной дороги Лида— Мододечно) немцы пустили облако ядовитых газов.
Около полуночи на 11-е августа в районе к югу от Цирина противник после сильного артиллерийского огня повел наступившие на наши окопы, наступление отбито нашими заставами.
На Ковельском направлении в районе д. Велицк противник пытался переходить в наступление, но был отбит.
Кавказский фронт
Наше наступления к западу от Ванского озера продолжается.
На Моссульском направлении мы преследуем остатки разгромленной нами турецкой дивизии.
На фронте от гор. Кыги до Ванского озера упорные бои продолжались.
Наши части, заняв гор. Муш, проникли к хребту Куртик-Дагу, где захватили пленных.
II
Западный и Кавказский фронты
Без перемен.
Юго-западный фронт
В Карпатах к западу от Надворной наши передовые части, сбив противника, заняли д. Гута и достигли верховья реки Быстрицы и Быстрицы Надворжанской в районе Рафаилова.
Телеграммы
Кавказский фронт
ТИФЛИС, 8-го августа. В официальном «Кавказе» напечатано:
«Кризис боев, несомненно, склонился успехом в нашу сторону, не говоря уже о том, что дальнейшему наступлению турок из Муш-Битлисскаго района путями через Ушнуэ положен предел. Наш контрманевр начинает все яснее вырисовываться в смысле удара по направлению Бингильдага. Несомненно, турки будут прилагать отчаянные усилия, чтобы сдержать наш натиск и сохранить за собою выигранное пространство, но уже окончательный исход борьбы начинает ясно определяться в нашу пользу». (ПТА).
Французский фронт
ГАВР, 8-го (21-го) августа. Бельгийское официальное сообщение:
«В течение ночи происходил оживленный бой бомбами к северу от Диксмюд. День прошел спокойно». (ПТА).
ЛОНДОН, 8-го (21-го) августа. Официальное сообщение британской главной квартиры, во Франции:
«Близ фермы Мукэ неприятель пытался ее большими силами произвести атаку, которая была немедленно отбита. На других пунктах фронта не произошло ничего существенного, за исключением артиллерийской перестрелки». (ПТА).
ЛОНДОН, 9-го (22-го) августа. Официальное сообщение британской главной квартиры во Франции от 8-го августа, 2 час. 45 мин.:
«Сегодня в 1 ч. 30 м. утра, после предварительного сильного артиллерийского обстрела, неприятель произвел три атаки на лес, близ Позьер, пользуясь ручными гранатами, но его атаки были легко отбиты. К северо-востоку от этого леса некоторые из наших патрулей прикрытия отошли под натиском сильных неприятельских отрядов. Дальнейшее продвижение последних было остановлено нашим огнем. В течение ночи мы успешно бомбардировали позиции противника, который, в свою очередь, обстрелял наши траншеи близ Позьер, а также к северо-востоку от Контальмезон, применяя при этом снаряды с удушливыми газами.
К северо-востоку от Гюлюка, на восток от Плантена, произведшие атаки неприятельские части были отброшены нами; лишь один отряд противника достиг одного пункта наших линий, но был тотчас выбит из них. Близ Живанши неприятель взорвал мину, не причинившую нам потерь; мы заняли образовавшуюся воронку. Далее к северу мы в двух местах с успехом выпустили против неприятеля струи удушливых газов». (ПТА).
ЛОНДОН, 8 го (21-го) августа. Дополнительное сообщение британской главной квартиры во Франции:
«Британский артиллерийский огонь был весьма действителен. Германским траншеям к югу от Тиенваля нанесены сильные повреждения, причем на одной из неприятельских батарей возник пожар, продолжавшийся довольно долго. Германский змейковый аэростат, вследствие огня нашей артиллерии, был вынужден снизиться. К югу от Лооса мы значительно улучшили свое положение, благодаря удачно произведенному взрыву мины.
Британские аэропланы продолжают с успехом сбрасывать снаряды над неприятельскими лагерями, одновременно оказывая помощь нашей артиллерии. Вчера один из наших аэропланов не возвратился к своей базе. Неприятельские аэропланы сегодня проявили большую, чем обычно, инициативу, причем некоторые из них отважилась появиться над нашими линиями». (ПТА).
ПАРИЖ, 8-го (21-го) августа. Официальное сообщение от 8-го августа, 11 час. вечера:
«На фронте реки Соммы наши батареи многократно обстреляли германские оборонительные сооружения к северу и к югу от реки. В течение дня никаких действий пехоты не было. На остальном фронте шел с перерывами артиллерийский бой.
Действия летчиков. Наши сторожевые аэропланы сегодня в течение дня многократно вступали в бой, причем два неприятельских аэроплана были сбиты на германских линиях: один в районе Деньекур, другой близ Берни». (ПТА).
Итальянский фронт
РИМ, 9-го (22-го) августа. Официальное сообщение итальянской главной квартиры от 8-го августа:
«Над всем фронтом пронеслись сильные грозы, не ослабившие, однако, деятельности артиллерии. Особенную деятельность неприятельские батареи обнаружили на фронте Трентино и в верхней части долины Бута. Наша артиллерия отвечала и обстреляла долину Драны, нарушив движение поездов. Небольшие атаки, произведенные неприятелем в долине Астико и в районе Плавы, были отбиты нами, причем мы взяли 20 пленных. В районе Горицы и на Карсо мы укрепляем позиции, недавно занятые нами. Неприятельская артиллерия обстреляла мосты в Горице и на Изонцо, не причинив, однако, повреждений». (ПТА).
Балканский фронт
ПАРИЖ, 8-го (21 го) августа. Официальное сообщение о действиях армии на Ближнем востоке.
«Днем 7-го августа союзные войска в Солуни перешли в наступление по всему фронту. Правое крыло англо-французской армии перешло через реку Струму и атаковало неприятеля на фронте Кавакли-Календра-Топалова, к северо-западу от Сереса. Союзныя войска находятся в соприкосновении с защищаемой неприятелем сильной позицией у Баракли, в 8 километрах к юго-западу от Демир-Гиссара. В центре происходят ожесточенные действия артиллерии на южных склонах гор Белеш и на обоих берегах Вардара.
В районе от Дойранского озера до Вардара союзники укрепились на позициях, занятых в предшествующие дни. На левом крыле в гористой местности между Церной и Могленицей сербские войска заняли передовые болгарские траншеи на высотах Кикуруз и захватили первые уступы Канмак-Чалара. На крайнем левом фланге сербские войска, нанеся тяжкие потери болгарам, наступавшим от Флорины в сторону Бапицы, принуждены были покинуть последнюю местность и укрепиться на высотах, расположенных к востоку от нее. Бой продолжается». (ПТА).
Война в колониях
ЛОНДОН, 9-го (22-го) августа. Официальное сообщение командующего британскими войсками в Восточной Африке:
«Колонна генерала Госкинса, шедшая от гор Угуру, в ночь на 3-е августа вошла в соприкосновение с сильными отрядами неприятельских войск, защищавшими переправы через реку Вами по дороге в Уругору. Сражение длилось вплоть до ночи на 4-е августа. Неприятель отступил. 5-го августа на рассвете англичане заняли речные переправы, и в настоящее время наводят мосты.
В это же время бурский генерал Ван-Девентер, быстро наступая по направлению от Мпадуа к востоку, нанес большие потери германцам близ станции Кидете на центральной железной дороге. Преследуя германцев по пути мимо станции Моацара, генерал Ван-Девентер в настоящее время приближается к Килосса. Далее к востоку, британская колонна завладела около Мандера переправами через реку Вами и, сменив 2-го августа морскую пехоту, занимавшую Богамойо, в настоящее время направляется к Дар-во-Саламу, при поддержке морской пехоты, действующей на побережье. (ПТА).
Война на море
ЛОНДОН, 9-го (22-го) августа. Из Гулля сообщают:
Траулер «Еdymiоn» во время ловли рыбы у Флемборо, 6-го августа, был атакован цеппелином «L. 21», сбросившим несколько бомб, которые, однако, не попали в цель. Траулер, перерезав сети, успел уйти. (ПТА).
Германские караваны
Из Копенгагена телеграфируют, что германские портовые власти организуют в настоящее время отправку своих торговых пароходов в шведские порта новым образом: пароходы отправляются не по одиночке, а целыми караванами, к которым придаются специальные военные конвоиры, при чем концевым судном каравана ставится вспомогательный крейсер, замаскированный под обыкновенный коммерческий пароход.
Военный обзор
На главном русском фронте
Наши армии юго-западного фронта, изогнув боевую линию противника в районе Луцка и обоих берегов Днестра в западном направлении, выдвинули на очередь вопрос о судьбе крупнейших населенных и укрепленных пунктов. Вместе с сим, в газетах появилось мнение одного из начальников штабов германской армии, который утверждает, что даже потеря таких точек, как Львов, Перемышль и Краков не заставит германскую армию отказаться от занимаемых ею боевых линий в районе северного и западного наших фронтов, мотивируя это тем, что, загнув свой правый фланг в направлении Холма и Люблина, германцы будут в состоянии сохранить известную прочность фронта даже при указанном двойном и глубоком охвате их обоих флангов со стороны Галиции и Рижского раиона.
В этом признании, прежде всего, сквозит сознание нашего противника в неминуемости очищения им Галицийского театра военных действий, Волыни и части юго-восточной Русской Польши, что в достаточной мере говорит за то, что даже в германском высшем командном составе не имеется прочной надежды на удержание наступающих вперед армий генерала Брусилова, которые, несмотря на наступившее затишье, все же служат серьезной угрозой в смысле новых ударов противнику.
С другой стороны, появление указанной выше заметки едва ли не является инспирированным германским генеральным штабом сообщением невольно подготавливающим население страны к возможным в этом отношении изменениям на южном боевом фронте и, как следствие сего, эвакуации громадных районов, занимаемых в настоящее время австро - германо - венгерскими армиями.
С этой точки зрения вышеуказанная заметка представляется вполне определенной и соответствующей естественному ходу боевых событий на фронте генерал адъютанта Брусилова. Что же касается вопроса о том, что, при возможном новом положении правого фланга германских армий в районе Люблина не встречается для них опасности, то в этом случае, видимо, упускается из виду то серьезное обстоятельство, что южнее последнего района, находится австро-венгерская армия, которая подвергнется при такой обстановке отдельному поражению со стороны русской армии если не считать той возможности, что, прежде чем дойти до «проектируемого» немцами нового боевого фронта, австро-венгерцы не потерпят заблаговременного разгрома где-либо в более близких районах, хотя бы, примерно, на линии Львова или Перемышля.
Как бы то ни было, все же необходимо считаться с тем фактом, что австрийская армия с конца мая месяца настоящего года понесла весьма серьезный надлом своих боевых сил, восполнить который едва ли она сможет при существующем положении фронта, до наступления периода новых решительных столкновений.
Если же предположить, что отступление австро-германцы произведут в видах упреждения новых потрясений на ныне занимаемых линиях, то с этой точки зрения едва ли положение для противника рисуется более выгодным, так как ослабленные австро-венгерския и частью германские армии при отходе на линию Кракова и Люблина не сократят протяжение боевого фронта, а увеличат его еще в более значительной степени.
Исходя из вышеизложенного, трудно придти к заключению, что удары нанесенные и наносимые генералом Брусиловым проходят как бы «бесследно» для общестратегического положения противника.
Переходя к ближайшей обстановке на фронте армий нашего юго-западного фронта, необходимо отметить, что в районе Ковельского железнодорожного узла, германо-австрийцы весьма упорно защищают все подступы к последнему и, переходя в контратаки, надеются активным маневром отодвинуть наши упорно продвигающиеся вперед боевые линии.
Последняя попытка в этом направлении была предпринята противником на левом берегу реки Стохода, севернее Ковель—Сарненской железной дороги, 10-го августа около 12 часов дня, когда, открыв сильный артиллерийский огонь по нашим позициям у деревни Тоболы, германцы перешли к 4-м часам дня в наступление, которое, однако, было отбито нашим ружейным и пулеметным огнем.
На остальных более южных участках юго-западного фронта за последние дни никаких существенных перемен не отмечалось. Из фактов заслуживающих некоторого внимания надо отметить появление турецких войск на берегах реки Золотой Липы. Этот факт знаменателен в том отношении, что указывает на настоящее положение сил противника, который несмотря на то, что турки и без того несут одни поражения на Кавказском фронте, заставил их отдать часть своих сил на другой фронт.
Г. Клерже.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 21 (08) августа 1916 года
Первая мировая война. 22 (09) августа 1916 года
Первая мировая война. 23 (10) августа 1916 года
Первая мировая война. 24 (11) августа 1916 года
Первая мировая война. 25 (12) августа 1916 года
Первая мировая война. 26 (13) августа 1916 года
|