nik191 Четверг, 24.04.2025, 23:27
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2014 » Ноябрь » 18 » Первая мировая война. 17 (04) ноября 1914 года
04:59
Первая мировая война. 17 (04) ноября 1914 года

 

 

 

17 (04) ноября 1914 года

 

 

Подробнее

 

От штаба Верховного Главнокомандующего


После окончившихся нашей победой октябрьских боев на путях от Варшавы и Ивангорода, противник стал отходить к своей границе разрушая за собою самым основательным образом все дороги, как железные, так и шоссейные. На железных дорогах неприятель взрывал и сжигал станционные здания и сооружения, безусловно уничтожая все водопроводные башни, водокачки и стрелки, от которых почти не осталось следа. На некоторых перегонах сплошь рельсы взрывались противником через стык, и таким образом, путь мог быть восстановлен лишь посредством укладки всех новых рельсов.

 

Bсe мосты, водопроводные трубы, виадуки и прочее, не исключая самых незначительных по своим размерам, взрывались настолько основательно, что не поддавались никакому исправлению, а должны были быть заменяемы новыми. На шоссейных дорогах оказались совершенно разрушенными все мосты, а само полотно, за малыми исключениями, перекопано или взорвано в шахматном порядке поочередно с правой и левой стороны дороги. Телеграфные столбы вдоль железных и шоссейных дорог сваливались, изоляторы разбивались, а проволока разрывалась почти на каждом пролете.

Эти обстоятельства крайне замедляли наше преследование, почему на левом берегу Вислы противнику постепенно удалось выйти из под наших ударов и отойти к своей территории. По выполнении сего, германцы, пользуясь своей богато развитой сетью железных дорог начали быстро перевозить свои войска к северу, с целью накопления значительных сил против нашего правого фланга. Сосредоточение германцев в новом районе прикрывалось сильной кавалерией, отчасти подвезенной с западного германского фронта, отчасти усиленной австрийской конницей.

С первых чисел ноября обнаружилось наступление немцев в полосе местности между Вислою и Вартою. Результатом этого наступления явились бои, которые ныне развиваются на фронте Плоцк—Ленчица -Унсиов.

В Восточной Пруссии, в районе Сталупенен-Поссерн противник пытался в некоторых пунктах переходить небольшими частями в наступление, но потерпел неудачу и отступил. В районе Сольдау —Нейденбург упорные бои продолжаются. Наше наступление к Кракову, а также на Галицком фронте, продолжается. Попытки австрийцев задержаться на путях нашего наступления терпят неудачу.

В происходивших в районе южнее Лиско боях 31 октября нами взято в плен 10 офицеров и 1000 нижних чинов    (П.Т.А.)

 

ОТ ШТАБА КАВКАЗСКОЙ АРМИИ


 Передвижение нашего авангарда на Эрзерумском направлении закончено. Это передвижение не было вызвано обстоятельствами боя, а произведено в целях выполнения указанной авангарду задачи. На том же направлении одна наша колонна ударила на турецкую левофланговую часть и опрокинула ее. Другая наша колонна вела успешный бой у Юзверана.

Замечена деятельность турок в долине Ольтычая. Курды, сосредоточенные у Даяра в числе до четырех полков—рассеяны нашей конницей.

Турецким войскам и скопищам курдов на путях от Каракилиссы Алашкертской к Дутаху нанесено полное поражение за перевалом Клычгядук и у Хамура. Наши передовые части выбили курдов из селения Чабанакаляси по южную сторону Тапаризского перевала по дороге из Баязета к Вану.

В Азербайджане—без перемен.

На черноморском побережье попытка турок наступать по береговой дороге на наши посты у Лимана окончилась полной для них неудачей:    при взятии во фланг и тыл огнем нашей судовой артиллерии, турки понесли здесь большие потери, а их резерв был рассеян. (П. Т. А.)

 

НА ТЕАТРАХ ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Германский театр военных действий

4-го ноября. В Восточной Пруссии неприятель отходит на фрон Гумбинен— Ангербург, продолжая держаться в проходах через Мазурския озера.

На фронте между Вислой и Вартой бои продолжаются, принимая характер большого сражения с значительными силами германцев.

Утром к Либаве подошел германский отряд в составе двух крейсеров, несколько пароходов и десяти миноносцев. Германцы опять обстреляли город и порт, произведя несколько пожаров.

Неприятельская эскадра была замечена в виду Либавы еще до восхода солнца. Утром город и ближайшая полоса моря были окутаны густым туманом. В девятом часу около мола вырисовались силуэты неприятельских судов; в десять часов раздался первый выстрел, по-видимому, из двенадцати-дюймового орудия. Затем стрельба происходила безостановочно. Миноносцы подошли к самым воротам аванпорта. Около 200 первых двенадцати-дюймовых снарядов были направлены в порт Императора Александра III, но особых повреждений не причинили. Паники среди жителей не было. Деятельность правительственных учреждений не прерывалась. Учебные занятия, прерванные во время бомбардировки, на следующий день возобновились.

В четвертом часу эскадра ушла.


Галицкий театр военных действий

4-го ноября в Галиции австрийские арьергарды атакованы нами в раионе Дукла и на перевале Ужок.


Кавказский театр военных действий

4-го ноября. На Черном море наш флот обстрелял казармы и станцию искрового телеграфа в Трапезунде и вызвал большой пожар.

Замечено усиление турецких войск по границе Батумской области, где произошло несколько стычек.

В долине Ольты-чая наша колонна атаковала и опрокинула турок.

На эрзерумском направлении происходила перестрелка, причем наше сторожевое охранение оттеснило противника.


Франко-Бельгийский театр военных действий

4-го ноября. Германцы возобновили на востоке и на юге от Ипра атаки, которые однако не изменили общего положения, остающегося удовлетворительным.

За последние два дня все атаки союзников увенчались более или менее значительным успехом, и они продвинулись вперед у Этсаса на реке Изере, между Армантьером и Аррасом, в раионе Вайи, на Аргонской возвышенности и на правом берегу Мааса.

 

Военный обзор

Новая стратегия

Насколько можно судить по событиям на нашем фронте с самого начала войны, германцы здесь применяют новую наступательную стратегию, основанную—как это ни странно звучат—на поспешном отступлении. Они пробуют в определенном направлении наступать своим знаменитым «молниеносным» способом, столько раз уже потерпевшим фиаско в эту кампанию. Если встретят сильный отпор и окажется, что в данном направлении нанести решающий удар невозможно,—они отступают и притом возможно более поспешно, бросая раненых, подбитую материальную часть и пр. и пытаясь возможно скорее выйти из сферы влияния противника.

В тылу уже заготовлен новый план операции, составлены планы перевозок и по многочисленным линиям железных дорог войска быстро перебрасываются на новый участок фронта, с тем, чтобы тотчас начать наступление в новом направлении, причем обыкновенно, как повара подогретое кушанье приправляют свежею овощью, вводится в дело какой-нибудь новый фактор— свежие части (но, увы! уже ландштурменные), тяжелая артиллерия, новый небитый еще главнокомандующий (найдутся ли еще такие?) или даже прибывает сам Вильгельм на своем тоже молниеносном автомобиле, в случае нужды быстро уносящего его обратно в фатерланд.

Таким образом поступили немцы в августе месяце в Восточной Пруссии; после стремительного наступления к Вержболову, они принуждены были отступить и быстро отошли к Кенигсбергу, затем перебросили и сосредоточили войска близ Остероде, придали им тяжелую артиллерию из крепостей нижней Вислы и повели энергичную атаку на фронте Сольдау-Алленштейн. На первый раз новый способ в начале оказался удачным—германцы наступали до границы, вошли в пределы Сувалкской губернии и докатились до переправ на Немане, но тут их встретил серьезный отпор и после упорных боев они должны были снова отойти к границе.

Надо было начинать сначала, но при последней операции немцы настолько зарвались и ввели в дело столько войск, что потребовалось две недели для нового выступления на другом участке фронта.

В конце сентября значительные силы были сосредоточены на фронте Калиш—Ченстохов и противник двинулся к Висле на Варшаву— Ивангород, под предводительством «непобедимого» генерала Гинденбурга (разбитого затем под Друскевиками и Августовым, о чем впрочем умалчивали немцы); здесь опять—отпор и быстрый натиск наших доблестных войск, и немцам пришлось ускорить темп отступления даже сверх программы, не хороня тела убитых, зарывая материальную часть, теряя пулеметы, орудия и много пленных.

Но все же кое как удалось уйти, наскоро собраться позади фронта около Торна, и вот к 1-му ноября обрисовывается новое выступление— германцы от Торна, наступают по обоим берегам Вислы к фронту Плоцк— р. Ворта; какою свежею овощью они приправили это новое блюдо— пока неизвестно, запас как будто уже истощился. Пока наши войска снова вторглись в пределы Восточной Пруссии: с востока—к линии Мазурских озер и с юга—к Сольдау, в Завислянском крае на юге оттеснили германцев до линии Калиш—Ченстохов, а австрийцев—под самый Краков.

Как сказано, по обоим берегам Вислы от Торна немцы вновь перешли в наступление. По обоим берегам Вислы! Это тоже новинка; по собственному почину разделить наступающую армию такою рекою, как Висла в своем среднем течении, не имея обеспеченных укрепленных переправ (только в Торне), до сих пор не решался ни один главнокомандующий (кроме австрийских).

Конечно, германская армия, особенно постоянная часть ее, имеет большие достоинства; железная и даже суровая дисциплина делает из солдат ее почти автоматов, слепо повинующихся приказу, но все же это не пешки, а люди, и новейшая германская стратегия шахматной доски, с молниеносным отступлением, в конце концов должна внести моральное разложение в самую лучшую армию.

У австрийцев в начале кампании, по-видимому, не было никакой стратегии—они с места потеряли половину Галиции; но потом германцы, видимо, поделились с приятелем своим новым изобретением: после первого наступления на Люблин-Холм под начальством генералов Данкля и Ауфенберга австрийцы совершили внушенное им «молниеносное» отступление, и действительно спасли этим часть своей армии. Затем они предприняли вместе с союзниками вторичное наступление по обоим берегам Вислы и по всему громадному фронту до Черновиц—авось где-нибудь удастся! Но свежей приправы у них, по-видимому, не было, только вместо двух генералов командовал один Данкль, без Ауфенберга. Но не удалось нигде, и по всему фронту австрийцы были отброшены с уроном. Следует ли ждать третьего выступления, на этот раз с Ауфенбергом, без Данкля, или они поменяются флангами? Нет, господа австрийцы, «как ни садитесь, а в музыканты не годитесь».
М. Б.

Морской обзор
К вопросу о проливах

Обсуждая военные операции,  английская газета «Оbsеrver» говорит:

«Теперь нужно стремиться к окончательному разрешению восточного вопроса. Соглашение, которое имеет целью достижение прочного мира, должно дать России власть над Константинополем. Босфор и Дарданеллы должны быть главным выходом для России. Ее политические и коммерческие интересы настолько преобладали на Черном море, что выходы из него столь же важны для Империи Царя, как пролив Дувра для нас».

Отрадно отметить этот взгляд английской печати, доказывающий перемену во взглядах на Россию английского общества.
Нужно быть признательным Германии, которая своей позитивной на Ближнем Востоке открыла глаза Англии на то, кто является ее главным врагом на Средиземном море, и теперь печальные события, как Крымской войны (1854—1855 года), так и лишение нас плодов наших побед в 1878 году отошли в область преданий. Надвигавшаяся опасность в лице Германии, стремящейся вырвать из рук Британии трезубец Нептуна, показала англичанам всю ошибочность взгляда, что главным врагом их является Россия, и они поняли, кому они были обязаны не существовавшими никогда стремлениями России завладеть то английскими владениями в Индии, то господствовать на Средиземном море.

 

Англичане теперь поняли и познали Великую Россию, поняли выгодность союза великой морской державы с великой сухопутной и, наконец, убедились в том, что проливы, соединяющие Черное и Средиземное моря, не могут быть в руках такой державы, как Турция, которой может помыкать всякий, умеющий посредством всесильного в «империи Оттаманов» «бакшиша» склонять на свои стороны стоящее у власти правительство этого государства.

Англии, как великой торговой державе, также выгоден, как  и для России, беспрепятственный морской путь из житницы Европы, побережья Черного моря, в Средиземное и, понятно, что гарантию этой безопасности может дать великая держава, ближе всего находящаяся к проливам, т. е. Россия, а не разложившаяся и дряхлая Турция.

Что же касается Средиземного моря, то Англия здесь достаточно сильна и, владея Гибралтаром, Мальтой, Кипром и Египтом (Суэцким каналом) может быть спокойна, что врагом ее на этом морском пути является отнюдь не Россия.

Вот почему следует отметить это отрадное явление в среде наших союзников, прилагающих все усилия своих доблестных армии и флота на сокрушение общего, векового врага России и Англии.

 


Сражениe в  воздухе

 

В 4 1/2    часа вечера над местечком    М.  появился германский аэроплан. Через несколько минут показался и другой. Оба обменялись сигналами и затем разошлись.

Стемнело. Для лучшей opиентировки наблюдатель с немецкого аэроплана стал освещать окрестности прожектором.
Из наших окопов заметили немца. Начался обстрел неприятельского аэроплана, но он упорно продолжал свой путь.
Немецкий летчик успел в совершенстве ознакомиться с расположением наших пoзиций, и отпустить его невредимым было бы очень опасно.

Ротный командир капитан Б. приказал вестовому позвать поручика С.

Через несколько минут к начальнику отряда вошел молодой офицер в кожаной куртке.
— Поручик, приготовьте ваш аппарат и во что бы то ни стало «снимите» германского летчика.
— Слушаю.

Поручик выкатить свой аппарат, вскоре загудел пропеллер, и через несколько минут pyсский аэроплан взвился в воздух.
Поручик понесся навстречу «Таубе» и энергично атаковал его.

С замиранием сердца глядели солдаты из окопов, наблюдая за воздушным боем.

Поручик приблизился к немцу. Раздалось несколько револьверных выстрелов с той и с другой стороны. Оба летчика стремились подняться выше противника и тем заставить его спланировать, но безуспешно. Наконец, после целого ряда ловких эволюций, аэроплан поручика оказался над неприятельским. Бой кончился не в пользу немцев. Угрожаемый сверху, «Таубе» вынужден был спуститься.

Из окопов грянуло «ура». К месту спуска подоспел казачий разъезд. Немецкие летчики,— два офицера,—были взяты в плен, а вражеский аэроплан доставлен на позиции. («Г. Р.»).

 

Пленные турки о русских

ТИФЛИС, 1 ноября. Пленные турки, одетые в лохмотья, производят жалкое впечатление. Раненые среди них с глубокой благодарностью отзываются о хорошем обращении русских. „Главное“,—говорят они— „нас кормят хорошо. Аллах видит милосердие и доброту русских и полагает их прекрасными солдатами". Турки неохотно воюют с русскими, недоумевая, зачем им защищать интересы Германии. По словам пленных, в Эрзеруме много германских офицеров, занятых укреплением позиций. (П. Т. А.)

 

Лондонская печать о русской кампании

ЛОНДОН, 1-го ноября. Военный обозреватель «Теймса" говорит что Россия обрела для себя в этой великой войне: армия ее приближается к германским провинциям и в некоторых пунктах уже вступила на немецкую территорию. Является ошибочным предположение, что англичане не понимают и не восторгаются необыкновенной энергией, проявленной Россией в ведении войны. Мы признаем великие жертвы, которые она несет ради общего блага и считаемся с серьезным сопротивлением, которое ей еще придется преодолеть. Наши мысли всегда с нею, и мы проникнуты уверенностью, что в то время, как мы держим направленными против нашей груди столько германских копий на западе, Россия сумеет воспользоваться возможностями, которые представляются ей в настоящее время.    (П.Т.А.).

 

 

Еще по теме:

Первая мировая. Сараевское убийство.

Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии

.............

Первая мировая война. 08 ноября (26 октября) 1914 года

Первая мировая война. 09 ноября (27 октября) 1914 года

Первая мировая война. 10 ноября (28 октября) 1914 года

Первая мировая война. 11 ноября (29 октября) 1914 года

Первая мировая война. 12 ноября (30 октября) 1914 года

Первая мировая война. 13 ноября (31 октября) 1914 года

Первая мировая война. 14 (01) ноября 1914 года

Первая мировая война. 15 (02) ноября 1914 года

Первая мировая война. 16 (03) ноября 1914 года

Первая мировая война. 17 (04) ноября 1914 года

Первая мировая война. 18 (05) ноября 1914 года

..........

Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия

..............

Первая мировая война. Крепости. Германия

..............

Первая мировая война. Оружие.

.........

 

 

 

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 1124 | Добавил: nik191 | Теги: 1914, война, ноябрь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь
«  Ноябрь 2014  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2025
Бесплатный хостинг uCoz