12 ноября (30 октября) 1914 года
Подробнее
От штаба Верховного Главнокомандующего
На Восточно-Прусском фронте наши войска подошли к восточным выходам из района Мазурских озер. В раионах Гольдапа и Млава—Сольдау происходили успешные для нас боевые столкновения.
На Галицийском театре наше энергичное наступление продолжается.
ОТ ШТАБА КАВКАЗСКОЙ АРМИИ
27-го октября на Кепри-Кейской позиции продолжался артиллерийский бой.
В некoтopыx пунктах Черноморского побережья были замечены на море суда неприятельскаго флота.
В течение 28-гo октября происходили небольшие стычки в Зачорохском крае, по границе Батумской области.
Позиции у Кепри-Кея мы держим в своих руках. Обходы турок окончились неудачей; неприятель опрокинут, при чем одна его обходная колонна рассеяна, и нами взяты пленные и боевые запасы.
Нами занята вся Алашкертская долина. Занятые территории прочно закрепляются за нами.
По показаниям пленного турецкого офицера, турецкой армией командует Гассан-Изет под руководством немцев.
Германский театр военных действий
29-го октября. В Восточной Пруссии бои развивались на фронте Сталупенен—Круглянкен и в раионе Сольдау. Немцы, стянув значительные силы на север, в район Сталюпенена, образовали сильную вержболовскую группу войск, которая, действуя на укрепленной позиции, все время контрударами пробовала сбить наши войска и отбросить их обратно на их прежние позиции. Наши войска стойко держатся, отражая все атаки противника. Нами занят Иоганнесбург.
За Вислой небольшие боевые столкновения происходили на пространстве между Калишем и Нешавой, где передовые части неприятеля стремились продвинуться вперед.
Австрийский театр военных действий
29-го октября. В Карпатах австрийские арьергарды, удерживаюшиеся на переправах через Верхний Сан в районе Санока, атакованы нашими войсками.
Блокада Перемышля, прерванная нами в период наступления австро-германских армий, восстановлена.
Кавказский театр военных действий
29-го октября. Атаки турок на Кеприкейския позиции были отражены с большими для неприятеля потерями. Обходная против нашего левого фланга колонна турок, попав под перекрестный огонь артиллерии и будучи стремительно атакована нашей пехотой, в полном беспорядке бросилась в горы, преследуемая нашей конницей.
Турки под прикрытием позиций у Деве-Бойну продолжают стягивать свои войска к Эрзеруму и по-видимому получают подкрепления через Трапезунд.
Франко-Бельгийский театр военных действий
29-го октября. На левом фланге сражение продолжалось с тем же ожесточением и сопровождалось переменными отступлениями и наступлениями, не имевшими особенно серьезного значения. В общем линия фронта не изменилась существенно с вечера 28-го октября.
Французы перешли через Изер и занимают линию Ломбаргзиде—Ньюпор—канал Ньюпора—Ипр. Их передовые отряды проникли до района Зоннебеке и к востоку от Армантьера. Никаких перемен не произошло на позициях, занятых британской армией, отразившей атаки неприятеля, в частности наступление, предпринятое прусскими гвардейскими частями.
На фронте от канала Лабассэ вплоть до Уазы происходят частичные бои. В раионе Эна вокруг Вайи французы сохранили свои позиции, несмотря на произведенные германцами контратаки, и упрочили за собою отвоеванную ими ранее территорию.
В районе Кран, близ фермы Эртбиз, французская артиллерия привела к молчанию неприятельскую и уничтожила несколько германских орудий. Они имели также успех в районе Верри-о-Бака. В Аргоннах, Вевре, Лотарингии и Вогезах не произошло перемен в положении обеих армий.
Оценка военных событий
Седьмой принцип военного искусства требует, чтобы каждая военная операция—подготовка к войне, мобилизация, сосредоточение, каждая боевая задача (разбитие австрийцев впереди Львова и р. Сана, вторжение немцев во Францию через Бельгию...
Наступление к Варшаве и Ивангороду) должна быть оформлена в составленный для нее план, как бы спешно она не затевалась. А при всяких переменах плана, составлялся бы его новый вapиaнт. Это дает всем военным oпeрациям
«внутреннюю цельность, единство в действиях во всех частях, на которыя распадается вся операция, внутреннюю цельность всего дела».
Такое отношение к военным поступкам есть признак значительного искусства, культурности, упорядоченности военных действий, короче—
«рассматривается, как высокий идеал в стpaтeгии и в тактике. Поступать так—значит вести войну, очередную операцию и сражения, бои «в духе внутренней их целости, единства действий».
И, конечно, это нужно соблюдать не из пустого педантизма, а потому, что это дает победоносность, и обратно—всякий хаос в планах дает неудачи.
Предупреждаем, мы еще не касаемся вопроса, хорош ли сам план; мы говорим, что без плана, на-авось, на удачу не следует действовать на самое короткое расстояние и время и что план должен быть стройный, упорядоченный.
При секретности ведения дела войны со всех сторон, казалось бы, нельзя сделать никаких заключений — кто и как относится к данному принципу. Но общий ход событий наводит на весьма вероятные заключения.
До войны уши всего света прожужжало заключение, что методичнее немцев не найти на свете, по их большой культурности. Что все у них обдумано, рассчитано, предусмотрено... А вот у русских все довольно на-авось, схематично. Французы же, говорилось, по их горячности спутают во время войны все свои тонкие расчеты мирного времени.
И что же вышло: авантюризм, расчеты на-авось и вовсе бесплановость глядят из каждого немецкого шага с самого начала этой войны, которую можно назвать «войной грандиозных мировых сюрпризов». А операции русских и французов с редким хладнокровием и упорством преследуют стройные и простые цели...
Мы не бросались сломя голову к Берлину, как немцы к Парижу, в надежде сорвать случайно шумный успех. Поэтому нам не грозит отход за Днепр и Западную Двину, как немцам за Рейн. Систематически обеспечивая себя с правого и левого фланга разбитием войск противника, старавшихся взять нас вбок из Восточной Пруссии и Галиции, мы «медленно спешим» к Берлину и, подойдя к своей границе у Калиша и Ченстохова, находимся в 300 верстах или в трех неделях пути от столиц противника, от Вены и Берлина.
У нас нет, как у германцев, переброски войск с одного места театра войны на другой до окончательной победы на очередном важнейшем направлении. Мы не штурмуем во что бы то ни стало второстепенные крепости, вроде Льежа, и не ввязываемся в ускоренные осады крупных крепостей, вроде Антверпена, Кенигсберга, Перемышля... если для обезвреживания их можно заслониться... Короче, у нас нет шалых, не расчетливых, странных поступков, кои компрометировали бы планосообразность, плавность наших действий.
Восьмой принцип говорит о том, чтобы войне, операции, бою и решительному удару в бою предшествовала бы подготовка успеха. Он требует ее во всех видах и доведение ее до полной зрелости, особенно в бою:
«предпослав решительному удару в бою его подготовку, доведенную до степени зрелости, допускаемой обстановкой того или другого частнаго случая»
—говорит авторитет. Собственно, в бою удар наносится главным образом пехотой и кавалерией, а подготовка удара делается маневром, огнем, разведкой, инженерным искусством...
Из всех видов подготовительных действий огонь артиллерии играл всегда огромное значение, и Германия, ценя и взвешивая это, постаралась дать своей армии самую многочисленную артиллерию. Как уже не раз мы упоминали, на тысячу пеших и конных воинов у немцев было 6,4 и 3,3 орудия, тогда как у их противников 5—3,4 и 3,3—2,2.
Но погнавшись за числом орудий, немцы перегрузили ими свои легкие корпуса, что признано всеми авторитетами, да упустили заботы о качестве пушек и прислуги, вместе с руководителями огня, отчего русская и французская артиллерия явились более могущественными—о чем двух мнений нет. Таким образом, в смысле артиллерийской подготовки удара союзники имеют более расчетливое уважение разбираемого принципа. Только для разрушения долговременных фортов немцы имеют преимущество в их чудовищной новой «тяжелой» мортире, но ее массивность, требующая отличных дорог и механической тяги весьма сокращает случаи полевого ее применения.
Остальные принципы и их обсуждение продолжим в следующий раз.
Меры к ограждению воздушной безопасности
В настоящей войне войскам пятого рода— авиационным, приходится впервые выступать в качестве отдельного, самостоятельного рода оружия. Более того, сильное развитие воздушных операций выдвигает на очередь разрешение многих общих вопросов, возникающих в связи с необходимостью для воюющих сторон оберегать свои границы не только сухопутные и морские, но также и воздушные.
Правовая сторона этого вопроса еще совершенно не унормирована. Попытки международных конгрессов и конференций провести до некоторой степени принцип «marе liberum» (т. е. свободы воздушного передвижения) реального осуществления не получили, и большинство государств выработало свои нормы, значительно стесняющие международное сообщение в новой cтихии.
Но при таком сохранении за собой суверенитета над воздушным пространством государства еще не обладают действительными средствами для ограждения этого суверенитета от покушений со стороны. Поэтому в некоторых случаях и соответствующие права государства представляются в известной степени фиктивными. И только сама жизнь, уже давшая и за короткое время много недоразумений в этой области, сможет в будущем направить этот вопрос по должному руслу...
Неурегулированность этого вопроса сказалась и с началом во всей Европе военных действий. Еще Германия, правда, решительно безо всяких оснований, в своем объявлении войны Франции выставила мотивом нарушение французскими летчиками нейтралитета Бельгии, заявив, что полеты таковых над бельгийской территорией признаются преднамеренным нападением... А страны действительно нейтральные, как Голландия и Швейцария, вместе с декларациями о своем нейтралитете, опубликовали запрещение каких бы то ни было полетов над их территориями подданными воюющих держав. Однако, для ограждения такой неприкосновенности, при отсутствии необходимых средств воздушного назначения, обе страны могли выставить, как угрозу, только преследование летчиков с земли огнем ружейным или артиллерийским. Нечего и говорить, что этого недостаточно.
Вот практика войны с самого начала и выставила вопрос: как и чем возможно противодействовать воздушному нападению противника?
В силу большого развития в Германии технических войск и вследствие применения германцами варварских способов ведения войны, именно от них, германцев, пришлось принимать меры воздушной обороны прежде всего. Бомбардировки Амстердама, Парижа и Варшавы, совершавшиеся как с дирижаблей, так и с аэропланов, воочию показали, что слишком рискованно игнорировать опасность сверху, противопоставляя ей только случайные или даже постоянные средства местной обороны сухопутной или приморской. Выяснилась явная необходимость создать специльные средства для воздушной обороны тех пунктов, которые по тем или иным соображениям представляются наиболеe притягательными для противника. Почин в этом направлении был сделан в «колыбели aвиации»—вo Франции. Частыя хулиганские выходки немецких летчиков над Парижем побудили правительство осуществить две главных меры:
1) создать в столице специальный aвиaционный отряд для отражения визитов непрошеных воздушных гостей;
2) учредить в городе и его окресностях несколько станций, вооруженных специальными пушками, с постоянным дежурством в соответствующем месте особых наблюдений.
В связи с главной задачей сторожевого отряда определились и его отличительные качества. Одним из способов отражения воздушной атаки является умелоe маневрирование, в результате коего более трусливый и менее ловкий противник пускается наутек для спасения собственной шкуры. Для ycпеxa в маневрировании надо иметь хорошую и быстроходную машину. Другим способом одоления врага в воздухе является нанeceниe ему действительного поражения.
Нестеровский способ слишком радикален и дает слишком мало шансов на cпaceние самого атакующего. Тем более уместно npименение на аэроплане вооружения (легкой пушки или пулемета). Для вооруженного аэроплана будет назначение встречать противника, расстреливать его и преследовать огнем, если тот повернет назад.
Такой характер деятельности сторожевых aвиационных отрядов выясняет вполне тип нужного аппарата: с большой скоростью хода, большой подвижностью и в то же время с большой грузоподъемностью, так как помимо пилота надо поднимать еще артиллериста и орудиe (правда, запас питания для моторов может быть и небольшим, хотя бы на час—полтора). И практика, напр. французская, показывает, что такие машины великолепно исполняют свое назначение (конечно, в руках хороших летчиков); и не мало германских «тау6» (или «то6», как выговаривают французы) погибли под Парижем, подстреленные нашими бравыми союзниками. Таким же образом погиб не так давно над Варшавой один немец от руки русского летчика. Для предупреждения же налетов недругов будет полезным,—как то и применяют французы,—известное дежурство в воздухе, т. е. крейсирование аэропланов время oт времени в воздухе и внимательное наблюдение во все стороны.
Другие меры надо применять дополнительно,— и они тоже уже проводятся в жизнь,—для ограждения по возможности безопасности на земле от воздушного бомбардирования. Наравне с Францией этот вопрос выдвинула Англия с того момента, как тевтонская армия стала готовиться к воздушному нападению на бриттов после взятия Антверпена и Остендэ. Что этот план далеко не мифический доказывают многократные сообщения со всех сторон об устройстве немцами на этом побережье солидной базы, с воздушным портом для цеппелинов и с обширным aвиационным парком. Неудивительно поэтому, что англичане стали готовиться к этому с своей стороны.
Помимо приготовления специальных боевых аэропланов и устройства станций с соответствующим артиллерийским вооружением, помимо обзаведения автомобилями и снабжения специальными орудиями миноносцев, англичане стали усиливать покрытия на своих фортах и принимать меры к лучшей маскировки всех сооружений стратегического характера сверху. Bместе с тем, для затруднения противнику opиeнтироваться ночью по огням, для всех источников света,—до уличных фонарей включительно,— установлены особые щиты, не дающиe распространяться свету вверх.
Для сбережения некоторых ценностей,—как-то памятников науки и искусства,—правительством рекомендовано, как и в Париже, укрытие их в местах, наиболее безопасных от поражения сверху.
А жителям даются инструкции, в случае возможной воздушной бомбардировки, прятаться по подвалам и др. подходящим местам...
Вот то немногое, что нам известно из этой области пока...
Однако, и это немногое достаточно убедительно свидетельствует о необходимости:
1) регламентация государственного суверенитета над воздушным пространством в мирное время, а равно и в военное;
2) заблаговременного принятие мер для ограждения воздушной безопасности.
К. В.
ПАРИЖ. 27-го октября. Официально. Французские авиаторы оперируют ежедневно по ту сторону линии расположения германских войск. Действия их остаются негласными. Тем не менее они многочисленны и полны доблести. Работа летчиков является необходимым пособием для осведомления о передвижениях неприятельских войск по движениям отдельных колонн и обозов. Их служба не встречает задержек, как служба кавалерии, и позволяет с уверенностью направлять артиллерийский огонь в места скопления войск, парков и отрядов, охраняющих штабы. Они являются средством ослабления и деморализации неприятеля. Кроме того, отгоняют неприятельские аэропланы.
Найденные у германцев записные книжки свидетельствуют о подавляющем впечатлении, производимом ими на неприятеля. Они также служат мишенью для пулеметного и орудийного огня неприятеля. Они терпят иногда урон, но немедленно пополняются запасными пилотами. Таким образом, французская авиация оправдала возлагающиеся на нее надежды, хотя и не может заменять ни один из других родов оружия.
Новое германское судно
Сообщают о постройке в Германии какого-то особого судна, обладающего большой скоростью, покрытого броней и вооруженного тараном. Если немцы рассчитывают победить англичан пpименив такое устарелое opyжиe, как таран, то это доказывает, что в попытках изобрести что-либо новое они возвращаются к тому роду оружия, которое давно потеряло всякое значение в морской войне.
Применением тарана для уничтожения нeпpиятельского судна особенно увлекались во второй половине Х1Х-го века после удачного потопления в сражении при Лиссе (1866 г.) австрийским броненосцем «Фердинанд Макс» итальянского «Ре д Итaлия». Но после этого почти единственного случая применения тарана, как оружия, его значение подверглось весьма обстоятельной критике всех авторитетов морского дела (в том числе и нашего адмирала С. О. Макарова в «Рассуждениях по вопросам морской тактики»), и было доказано, что это opyжиe применимо только против противника, лишенного возможности управляться и оно с ycпехом может быть заменено выпуском самодвижущейся мины.
В настоящее время очень многие суда совсем не имеют таранов. Немцы вероятно хотят повторить опыт американцев, которые в 90-х годах прошлого столетия построили броненосный таран «Катадин». Это было судно, покрытое толстой броней, с большим ходом по тому времени (18 узлов) и имевшее внушительных размеров и особо сконструированный таран. Но это судно недолго просуществовало в списках флота Северо-Американских соединенных штатов и скоро было совсем заброшено, как не имеющее никакого боевого значения.
Еще по теме:
Первая мировая. Сараевское убийство.
Первая мировая война. Австрийский ультиматум Сербии
.............
Первая мировая война. 04 ноября (22 октября) 1914 года
Первая мировая война. 05 ноября (23 октября) 1914 года
Первая мировая война. 06 ноября (24 октября) 1914 года
Первая мировая война. 07 ноября (25 октября) 1914 года
Первая мировая война. 08 ноября (26 октября) 1914 года
Первая мировая война. 09 ноября (27 октября) 1914 года
Первая мировая война. 10 ноября (28 октября) 1914 года
Первая мировая война. 11 ноября (29 октября) 1914 года
Первая мировая война. 12 ноября (30 октября) 1914 года
Первая мировая война. 13 ноября (31 октября) 1914 года
..........
Первая мировая война. Армии стран-участниц. Австро-Венгрия
..............
Первая мировая война. Крепости. Германия
..............
Первая мировая война. Оружие.
.........
|