Панорама коронации
В русском городке у Трокадеро отведено особое помещение для панорамы „Коронация Императора Николая II“. Это величественная и вполне художественно написанная картина работы известного живописца Жервекса. Фигуры и все детали обстановки втрое больше натуральной величины,но художник сумел точно соблюсти пропорции и правильно распределить тона и краски. Картина имеет десять метров в длину и восемь в ширину, и автор оценивает ее ровно в один миллион франков.
Панорама теперь вполне готова, но прежде чем открыть ее для публики. Жервекс пригласил на осмотр ее многих лиц из высшего парижского общества, а также политических деятелей и художественных критиков; представители русского комиссариата выставки и русской колонии, разумеется, присутствовали также при открытии панорамы.
Панорама представляет тот главный момент обряда священного коронования. когда Государь Император, приняв у митрополита Палладия с подушки корону, возлагает ее на главу Свою. Государыня Императрица стоит рядом с Державным Супругом, а направо вдовствующая Императрица Мария Феодоровна.
Духовенство занимает место от ступеней трона до царских врат. Августейшие ассистенты при обряде находятся по сторонам Их Величеств. На ступенях трона разместились сановники, несшие регалии; на второй площадке лицом друг к другу стоят маршалы и церемониймейстер. На верхней площадке трона, с правой стороны, поместились великие княгини и иностранные принцессы, а по левой—великие князья и иностранные государи и принцы. Между тронами Их Величеств стоит командир кавалергардского полка с обнаженным палашом, а между троном Его Величества и столом с регалиями — министры двора и военный и два генерала. Кавалергарды, герольды, сановники, дипломаты, представители всех ведомств и придворные дамы находятся на первом плане, и на фоне картины здесь до пятисот портретов.
Помещение панорамы убрано и декорировано так, что посетитель может вообразить себя присутствующим в Успенском соборе, при совершении этого исторического акта. Майское солнце озаряет картину, и везде сверкает золото и драгоценные камни на мундирах и туалетах. Все присутствующие в храме устремили взоры на Государя, и величие момента так прекрасно выражено на картине, что зритель панорамы проникается торжественным настроением.
— Я передал этот исторический момент так, как я его чувствовал— объяснил мне автор картины г. Жервекс.
— Эта величественная историческая сцена произвела на меня такое впечатление, что я сам испытываю еще теперь некоторое волнение, когда я взглядываю на собственную картину. Я не могу забыть того, что видел и испытал 14 мая 1896 г. Я как до сих пор вижу перед собой седых генералов, которые, глядя на своего Молодого Монарха, венчавшегося на царство, плакали от волнения, и придворных дам, которые проливали слезы радости и умиления.
Художник дальше рассказал мне, что мысль написать картину коронации явилась у него под влиянием сообщения о приготовлениях к празднествам в Москве и что он присутствовал в Успенском соборе, с особого разрешения, на самом выгодном месте, откуда ему все прекрасно было видно. Целый год работал он в Париже по собранным им материалам и затем отправился в Петербург, где встретил всеобщее благоволение. Многие Августейшие особы и все высшие сановники согласились на несколько сеансов позирования, и это дало ему возможность представить на панораме точные портреты.
— Я поработал над картиной почти четыре года, но я работал с усердием и любовью, так как с радостью отношусь к взятой на себя задаче: воспеть в красках величие русского Царя. Выставляю здесь свой труд на великом торжище, на поклонение миру. После же выставки я повезу свою картину в Петербург, Москву, Одессу и Киев, а затем выставлю ее в Берлине, Вене, Лондоне и наконец в Нью-Йорке и Чикого.
Жервекс собирается также выпустить в России в продажу гравюру с его картины.
16 (29) апреля
Огонек, №16, 27 апреля (10 мая) 1900 г.
Еще по теме
Современное состояние работ на Всемирной выставке в Париже
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 1
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 2
Россия на всемирной выставке в Париже. Часть 1
..............................................
Приманки Парижской выставки
Панорама „Коронация Императора Николая II“
Художественная выставка и русский ее отдел
|