В 1900 году, 120 лет назад, в Париже открылась Всемирная выставка. Это событие, занявшее значительное место в жизни Франции и многих ее участников, широко освещалось прессой, ей было посвящено множество материалов в газетах и журналах того времени.
Сегодня начинаю публикацию некоторых из этих материалов, посвященных подготовке к открытию выставки и ее проведению.
Современное состояние работ на Всемирной выставке в Париже
Общий вид Всемирной выставки в Париже, при настоящем состоянии работ: вид на Трокадеро
Дурная погода, стоящая в последнее время в Париже, нисколько не мешает любопытным парижанам густыми толпами месить уличную грязь, стараясь хоть издали, хоть через изгородь взглянуть, в каком положении находятся выставочные здания и что делается на выставке. Желающих же проникнуть на нее такая масса, что выставочная администрация решила не пускать на нее никого, кроме лиц, имеющих на ней какое-нибудь дело. Но неугомонные парижане все-таки ухитряются проникать на выставку и так или иначе осматривать ее со всех сторон. Они садятся на трамваи и осматривают ее с одной стороны, забираются на Трокадеро и на башню Эйфеля и обозревают ее с птичьего полета.
Современное состояние работ на Всемирной выставке в Париже: дворец промышленности и дворец изящных искусств
Обширный сквер между Трокадеро и Сеной, — пишет корреспондент „Р. В.“,— весь занят колониальным отделом. Направо при входе в сквер, вам бросаются в глаза два просторных, не лишенных своеобразной элегантности дворца с куполами и минаретами; это—алжирский и тунисский отделы.
Налево, по направлению к Трокадеро, тянется целый ряд разных диорам и панорам с видами Сахары и других местностей Африки, из-за которых выглядывают простенькие постройки и хижины отделов Конго, Сенегала.
Декоративные украшения построек на Марсовом поле
Поднимаясь выше к Трокадеро, вы проходите мимо огромного деревянного здания, предназначенного для колониальной голландской выставки, за которым виднеется простенький, маленький, но прехорошенький павильон трансваальский, и, наконец, останавливаетесь перед прислонившимся к правому крылу Трокадеро русским отделом. Он занимает довольно большое пространство (около 4,000 кв. метров) и имеет вид настоящего Кремля с Грановитой палатой, пятью башнями по углам и шестой, самой высокой, в средине, с Красным крыльцом и высокой стеной с амбразурами и бойницами.
Главные части здания и особенно башни и ворота представляют точную копию с кремлевских башен московских (на центральной башне, представляющей воспроизведение башни над Спасскими воротами, повешены даже колокола); орнаментика же скомпонована по лучшим образцам древнерусского зодчества, находящимся в старинных соборах и башнях Москвы, Ярославля и других городов.
Строивший выставку архитектор Мерцель, нужно отдать ему справедливость, отнесся к своему делу очень добросовестно и не пожалел ни труда, ни средств, чтобы собрать в своем Кремле наиболее яркие и характерные образчики древнерусской архитектуры и орнаментики и воспроизвести их как можно точнее. Он делал на месте точные копии с отдельных частей разных зданий, с картин и цветных изразцов, брал снимки с лепных украшений и потом довольно искусно скомпоновал и очень тщательно воспроизвел их в своем Кремле.
Общий вид получился довольно эффектный и оригинальный. Жаль только, что место для этого Кремля выбрано не совсем удачное. Он находится слишком далеко от центра выставки. Выставочная администрация предлагала было построить его в „Улице Наций, рядом с другими иностранными дворцами; но его предпочли построить около Трокадеро. Здесь он, как и подобает Кремлю, красуется на значительном возвышении, но зато здесь его прямо давит своей массивностью и закрывает чуть не с трех сторон Трокадеро. Слишком много скучено в нем на таком незначительном пространстве и башен.
Но это уже—мелочи, в общем же главное здание русского отдела составит довольно значительный вклад в историю средневековой архитектуры, которую представляет собой „Улица Наций" с Старым Парижем.
Главный фасад Кремля состоит из трех башен, соединенных между собою Грановитой палатой и довольно оригинальными входными воротами, скомпонованными по образцам древнерусского стиля. Из-под этих ворот вы поднимаетесь по небольшому парадному крыльцу в так называемый царский павильон с низким сводчатыми потолком и с такой же обстановкой, как в Грановитой палате, а через самые ворота попадаете на небольшой открытый квадратный двор, к которому прилегают с одной стороны двухэтажный ресторан, который будет обставлен в древнерусском вкусе, с небольшой верандой для хорошего русского оркестра, а с другой— просторная зала, предназначенная для выставки ведомства уделов и заканчивающаяся с наружной стороны точным воспроизведением Красного крыльца в миниатюре.
Прямо же против входных ворот, другие очень богатые и эффектные сводчатые расписные ворота, представляющие репродукцию ворот Самаркандского дворца, ведут в огромную залу в два света, предназначенную для отдела Центральной Азии. Она будет украшена прекрасными панно работы художника Коровина, представляющими пейзажи и бытовые сцены из среднеазиатской жизни, коврами и редкими материями местного производства и составляет, так сказать, центр всей этой выставки окраин.
Направо от него отведено довольно просторное помещение для Кавказского отдела, для приготовляемой фирмой Нобеля очень богатой и эффектной выставки нефтяного производства и, наконец, для панорамы Жерве, изображающей коронацию Императора Николая II, а прямо вы попадаете в отделение „Крайнего Севера", т. е. губернии Архангельской, Олонецкой и т. д., к которому прилегает небольшая сравнительно комната, находящаяся под угловой башней, прозванной башней драгоценностей, так как в ней будут собраны самые дорогие экспонаты всей этой выставки.
Налево же от среднеазиатского отдела вы проникаете в три просторные залы, предназначенные для сибирского отдела. В настоящее время все эти отделы находятся в состоянии совершенно хаотическом. В них не везде еще намощен пол, не кончены даже плотницкие и столярные работы, и судить о том, чем они будут в своем окончательном виде, нет никакой возможности. Но, судя по рассказу организаторов отдела, и в сибирском отделении стены будут очень богато и красиво убраны коврами, материями, картами, фотографическими снимками, разными домашними местными украшениями, наконец многочисленными панно Коровина. Организаторы выставки боятся даже, как бы богатство обстановки не повредило самой выставке, и думают, что им нужно быть по экономнее с этими украшениями.
Что же касается до самой выставки отдела окраин, она будет состоять главным образом из образцов естественных богатств каждого края и из продуктов местного производства кустарного. Ее организаторы ждут со всех сторон очень богатых и разнообразных коллекций, составлявшихся прямо на месте и притом лицами или обществами, вполне компетентными, составлявшими их по одному определенному плану и по одной общей инструкции.
Но все это еще только планы и надежды. В настоящее же время организаторы выставки спешат как можно скорее покончить с ее постройкой, с которой они немножко запоздали даже по сравнению с китайцами, находящаяся тут же рядом, пагода которых с внешней стороны уже совершенно отделана.
В тени высокой кремлевской стены отдела окраин приютилась крошечная русская деревня, в которой будут работать кустари, но главным его развлечением сделается, по-видимому, путешествие из Петербурга в Пекин, которое посетителям выставки можно будет совершить в 25 минут, не трогаясь с места. Это маленькое развлечение готовит им Бельгийское общество спальных вагонов. Оно будет состоять вот в чем. Вы входите на русскую станцию, берете билет, садитесь у окна в вагоне-ресторане и перед вами замелькают наиболее живописные и характерные местности в форме движущейся панорамы, составленной из 30-ти огромных и роскошных, как говорят, видов Москвы, Волги и других выдающихся местностей между Петербургом и Пекином. Приехавши таким образом в Пекин, вы выходите на китайскую станцию, отдаете свой билет и снова попадаете в круговорот живой и веселой выставочной толпы.
Московский листок , Иллюстрированное приложение № 6, 6 февраля 1900 г.
Русский отдел на Всемирной выставке в Париже
Помещаемый рисунок художника Я. Хаста дает понятие о 4-х выдающихся павильонах Русского отдела на имеющей скоро открыться Всемирной выставке в Париже. Сооружения русского отдела, изображенные на нашем рисунке, представляют собой:
1) павильон ведомства учреждений Императрицы Марии;
2) башня павильона окраин;
3) вход в панораму Сибирской дороги (часть павильона окраин) и
4) павильон военного ведомства.
Первые три проекта принадлежат главному строителю русского отдела Р. Ф. Мельцеру, а 4-й архитектору фон-Гогену.
Московский листок, Иллюстрированное приложение № 13, 26 марта 1900 г.
Еще по теме
Современное состояние работ на Всемирной выставке в Париже
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 1
Парижская всемирная выставка 1900 г. Часть 2
Россия на всемирной выставке в Париже. Часть 1
Россия на всемирной выставке в Париже. Часть 2
Россия на всемирной выставке в Париже. Часть 3
Россия на всемирной выставке в Париже. Часть 4
|